Наука як предмет філософського дослідження

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:52, лекция

Описание работы

Особливості розвитку науки в період античності. Основні наукові здобутки Нового часу. Етапи розвитку філософії науки. Вплив науки на розвиток суспільства. Соціальна відповідальність вченого.

Содержание

1) Історія науки.
2) Наука і суспільство.
3) Філософія науки як напрям сучасної філософії.
4) Етапи розвитку філософії науки.

Работа содержит 1 файл

Семінар1.docx

— 47.14 Кб (Скачать)

Для определения имеет ли предложение  смысл, логические позитивисты разработали  специальный прием — верификацию. Суть в том, чтобы сравнить предложение  с фактами.

Представители логического позитивизма (2-ое направление) этические и эстетические суждения объявили бессмысленными. В  этот разряд попали и теоретические  предложения. Это было вызвано тем, что они напрямую не были связаны  с чувственным содержанием или  не имели отношения к конечному  числу фактов. В связи с этим неопозитивисты этого направления  пошли на ослабление принципа верификации, заменив его верифицированностью. После этого они использовали понятие подтвержденность, т. е. возможность  хотя бы частичного эмпирического подтверждения. Но они не смогли определить сущность ни подтвержденности, ни обнаруживающей возможности. И верифицированность дополнили новым принципом когеренции, т.е. связанности и не противоречивости теоретической научной системы. В соответствии с ним логическая конструкция или система предложений  должна была строиться по определенным логическим правилам.

3-ий этап — семантический  позитивизм. Важным этапом стала  теория языковых каркасов, разработанная  Карнасом, который обосновывал правомерность  высказываний об абстрактных  объектах, без которых не могла  обойтись наука, и которые не  могли быть сведены к элементарным  или протокольным предложениям.

Понятие «языковой каркас» было подчинено особым правилам и представляло собой языковую систему, позволяющую  говорить о тех или иных предметах. В связи с тем, что семантический  позитивизм решал только проблему слов и выражений, терминов и предложений, он не мог удовлетворять требованиям  философии неопозитивизма.

4-ое направление. Философия лингвистического  анализа. Основы ее начал разрабатывать  Витгенштейн. Он выдвинул идею  идеального языка, содержащего  высказывания только о фактах  и исключающий возможность языковой  путаницы. Позднее в дополнение  идеи идеального языка была  введена мысль о мудрости обыденного  языка, который связан с деятельностью  людей. Истинную философскую деятельность  Витгенштейн усматривает в анализе  языка, в выделении и описании  многих способов употребления  слов и выражений в различных  «языковых играх».

Если логический позитивизм этические  высказывания воспринимает как высказывания не о фактах, а только об эмоциональном  состоянии субъекта, то сторонники философии лингвистического анализа  приоритет отдают через слова  чувственно-эмоциональному состоянию  субъекта. На почве логического позитивизма  выросло особое этическое течение  — метаэтика; основоположники Альтер и Стивенсон. Согласно эмотивизму функции  моральных высказываний есть способность  выражать эмоции говорящего и одновременно оказывать определенное эмоционально-психологическое  воздействие на слушающего.

Данное положение сближало логических позитивистов, сближало мораль с пропагандой  и другие способы воздействия  на людей. Под напором тоталитарной идеологии фашизма эмотивизм  уступил место аналитическое  этики. Ее ярким представителем был  Хаар. Это не нормативная этика, задачей  ее было — лингвинистический анализ языка морали, понятий справедливость, добро, долг. Представители аналитической  этики отрицали моральные нормы  в связи с тем, что они не могли быть научно обоснованы.

Аналитическая этика занималась проблемами не сущего, а должного. Принятие норм Хаар считал разумным актом, который  должен быть рациональным и осознанным. Философы должны помочь людям в свою очередь определить их нравственную позицию.

* Одним из самых видных постпозитивистов  считается Поппер. Рост знания  достигается в процессе рациональной  дискуссии, которая неизменно  выступает критикой существующего  знания. Поэтому свою философию  Поппер называет критическим  рационализмом.

В отличие от логических позитивистов, стремившихся сформулировать критерии значения научных утверждений на основе принципа верификации (методологического  принципа установления истинности научного утверждения в результате эмпирической проверки), Поппер выдвинул принцип, согласно которому одной из основных задач  философии является демаркация –  отделение научного знания от ненаучного. Поппер предложил принцип фальсификации. Суть его состоит в признании  принципиальной опровержимости любого научного утверждения. Толкователи  этого принципа утверждают: в науке  научно то, что опровержимо.


Информация о работе Наука як предмет філософського дослідження