Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 23:39, реферат
Институциональностъ предполагает формализацию всех типов отношений, переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент. Процесс институциализации науки свидетельствует о ее самостоятельности, об официальном признании роли науки в системе общественного разделения труда, о претензии науки на участие в распределении материальных и человеческих ресурсов. Наука как социальный институт имеет собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы.
Наука как социальный институт
Институциональностъ предполагает формализацию всех типов отношений, переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент. Процесс институциализации науки свидетельствует о ее самостоятельности, об официальном признании роли науки в системе общественного разделения труда, о претензии науки на участие в распределении материальных и человеческих ресурсов. Наука как социальный институт имеет собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы.
Наука как социальный институт включает в себя
1. ученых с их знаниями, квалификацией и опытом;
2. разделение и кооперацию научного труда;
3. четко
налаженную и эффективно
4. научные организации и учреждения, научные школы и сообщества;
5. экспериментальное и лабораторное оборудование и др.
3 группы социальных функций науки: культурно-мировоззренческая – предлагаемые наукой ответы на вопросы постепенно стали элементами общего образования; как непосредственная производительная сила – создание каналов для практического использования научных достижений; социальная сила – двигатель НТП. Одним из важнейших открытий в области исследования науки как социального института явилось осознание того, что наука не представляет собой какую-то единую, монолитную систему, а представляет собой скорее гранулированную конкурентную среду, состоящую из множества мелких и средних по размеру научных сообществ, интересы которых часто не только не совпадают, но иногда и противоречат друг другу.
Наука — это не только форма общественного сознания, направленная на объективное отражение мира и снабжающая человечество пониманием закономерностей, но и социальный институт. В Западной Европе наука как социальный институт возникла в XVII века в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и стала претендовать на определенную автономию. В системе общественного разделения труда наука в качестве социального института закрепила за собой специфические функции: нести ответственность за производство, экспертизу и внедрение научно-теоретического знания. Как социальный институт наука включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации.
Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты:
•
совокупность знаний и их
• наличие
специфических познавательных
•
выполнение определенных
• наличие специфических средств познания и учреждений;
•
выработка форм контроля, экспертизы
и оценки научных достижений;
• существование определенных санкций.
Э.
Дюркгейм особо подчеркивал
Для
современного
Институциональность
современной науки диктует
– ответственную
за производство нового знания
академическую и
–
концентрацию ресурсов, необходимых
для научных инноваций и их
внедрения, – банковская
–
легитимирующие инновации
– институт прессы;
–
организационно-управленческий
– судебный институт, призванный разрешать или прекращать внутринаучные конфликты.
В настоящее
время институциональный
Роль науки в современном мире
Что такое наука? Какова роль науки в формировании картины мира? И какова её роль в современном обществе? Обсуждение всех эти вопросы сопровождало становление и развитие современной науки, и было необходимой формой осознания особенностей, как самой науки, так и той цивилизации, в рамках которой научное отношение к миру стало возможным. Сегодня эти вопросы стоят в новой и весьма острой форме. Это связано, прежде всего, с той ситуацией, в которой оказалась современная цивилизация. Современное общество вступает в информационную стадию развития. Глобальная компьютеризация каждым днем открывает новые возможности применения компьютере в виде общения, обмена информации, товарообмена. Эта ситуация требует новых знаний и навыков которые в свою очередь должна обеспечить современная наука.
И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства. Это подтверждает собранная информация затраты на образования в разных странах. Сравнительный анализ показал, что в целом мире по итогом 2008г расходы на образования и науки, в процентах от ВВП государства, составили:
Затраты на образования и науку по отношению к ВВП составляет 0,3%
Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение окружающей среды. Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.
Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием ).
Эта проблема, будучи
философской, по своему характеру, в
то же время имеет большую
Наука есть постижение
мира, в котором мы живем. Соответственно
этому науку принято определять как высокоорганизованную
и высокоспециализированную деятельность
по производству объективных знаний о мире, включающем и самого
человека. Вместе с тем производство знаний
в обществе не самодостаточно, оно необходимо
для поддержания и развития жизнедеятельности
человека. Чтобы получить хорошую
ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Относительно возникновения науки существуют пять точек зрения:
Возникновение
науки. Наука в доисторическом обществе и древнем мире.
В доисторическом обществе и древней цивилизации
знание существовало в рецептурном виде,
т.е. знания были неотделимы от умения
и неструктурированны. Эти знания являлись
дотеоретическими, несистематичными,
отсутствовали абстракции. К вспомогательным
средством дотеоретического знания мы
относим: миф, магию, ранние формы религии.
Миф (повествование) – рациональное отношение
человека к миру. Магия – сами действия.
Магия мыслит взаимосвязанными процессами
физической, ментальной, символической
и иной природы.
Основные идеи абстрактно-теоретического
мышления в древнегреческой философии.
В античной культуре древней Греции появляется
теоретическое, систематическое и абстрактное
мышление. В основе лежит идея особого
знания (общее знание, первое знание). У
древних греков появляется архе-первый
(начало); физис-природа (то из чего происходит
вещь). Начало у вещей одно, а природа различна.
Это были два концентрата теоретического
мышления. Там же возникли: закон идентичности,
закон исключения третьего, закон непротиворечия,
закон достаточного основания. Это систематический
подход. Первые теории создавались в философии
для нужд философии. Теория начинает соединяться
с научными знаниями во 2-м веке до н.э.
Версии возникновения теории: уникальная
экономика, греческая религия.
Этапы развития науки:
1 этап – древняя Греция – возникновение
науки в социуме с провозглашением геометрии,
как науки об измерении земли. Объект исследования –
мегамир (вкл. вселенную во всём многообразии).
А)работали не с реальными предметами,
не с эмпирическим объектом, а с математическими
моделями – абстракциями.
Б) Из всех понятий выводились аксиома
и опираясь на них с помощью логического
обоснования выводили новые понятия.
Идеалы и нормы
науки: знание раде знаний. Метод познания
– наблюдение.
Науч. картина
мира: носит интегративный хар-р, основана
на взаимосвязи микро- и макрокосмоса.
Филос. основания
науки: Ф. – наука наук. Стиль мышления
– интуитивно диалектический. Антропокосмизм
– человек есть органическая часть мирового
космического процесса. Ч. – мера всех
вещей.
2 этап – Средневековая европейская наука
– наука превратилась в служанку богословия.
Противоборство между номиналистами (единичные
вещи) и реалистами (универсальные вещи).Объект исследования –
макромир (Земля и ближ. космос).
Идеалы и нормы
науки: Знание – сила. Индуктивно эмпирический
подход. Механицизм. Противопоставление
объекта и субъекта.
Науч. картина
мира: Ньютоновская классич. механика;
гелиоцентризм; божественное происхождение
окр. мира и его объектов; мир – сложно
действующий механизм.
Филос. основания
науки: Механистический детерминизм.
Стиль мышления – механистично метафизический
(отрицание внутреннего противоречия)