Наука как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 23:39, реферат

Описание работы

Институциональностъ предполагает формализацию всех типов отношений, переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент. Процесс институциализации науки свидетельствует о ее самостоятельности, об официальном признании роли науки в системе общественного разделения труда, о претензии науки на участие в распределении материальных и человеческих ресурсов. Наука как социальный институт имеет собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы.

Работа содержит 1 файл

Наука как социальный институт.doc

— 59.50 Кб (Скачать)

Наука как социальный институт

Институциональностъ предполагает формализацию всех типов  отношений, переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений  по типу соглашений и переговоров  к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент. Процесс институциализации науки свидетельствует о ее самостоятельности, об официальном признании роли науки в системе общественного разделения труда, о претензии науки на участие в распределении материальных и человеческих ресурсов. Наука как социальный институт имеет собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы.

Наука как социальный институт включает в себя

1. ученых  с их знаниями, квалификацией  и опытом;

2. разделение и кооперацию научного труда;

3. четко  налаженную и эффективно действующую  систему научной информации;

4. научные  организации и учреждения, научные  школы и сообщества;

5. экспериментальное  и лабораторное оборудование  и др.

3 группы социальных функций науки: культурно-мировоззренческая – предлагаемые наукой ответы на вопросы постепенно стали элементами общего образования; как непосредственная производительная сила – создание каналов для практического использования научных достижений; социальная сила – двигатель НТП. Одним из важнейших открытий в области исследования науки как социального института явилось осознание того, что наука не представляет собой какую-то единую, монолитную систему, а представляет собой скорее гранулированную конкурентную среду, состоящую из множества мелких и средних по размеру научных сообществ, интересы которых часто не только не совпадают, но иногда и противоречат друг другу.

Наука — это не только форма общественного  сознания, направленная на объективное  отражение мира и снабжающая человечество пониманием закономерностей, но и социальный институт. В Западной Европе наука как социальный институт возникла в XVII века в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и стала претендовать на определенную автономию. В системе общественного разделения труда наука в качестве социального института закрепила за собой специфические функции: нести ответственность за производство, экспертизу и внедрение научно-теоретического знания. Как социальный институт наука включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации.

Как социальный институт наука включает в себя следующие  компоненты:     

 •  совокупность знаний и их носителей;      

 • наличие  специфических познавательных целей  и задач;     

 •  выполнение определенных функций;      

 •  наличие специфических средств  познания и учреждений;     

 •  выработка форм контроля, экспертизы  и оценки научных достижений;     

 •  существование определенных санкций.      

 Э.  Дюркгейм особо подчеркивал принудительный  характер институционального по  отношению к отдельному субъекту, его внешнюю силу, Т. Парсонс  указывал на другую важную  черту института – устойчивый  комплекс распределенных в нем  ролей. Институты призваны рационально упорядочить жизнедеятельность составляющих общество индивидов и обеспечить устойчивое протекание процессов коммуникации между различными социальными структурами. М. Вебер подчеркивал, что институт – это форма объединения индивидов, способ включения в коллективную деятельность, участия в социальном действии.     

 Для  современного институционального  подхода характерен учет прикладных  аспектов науки. Нормативный момент  теряет доминирующее место, и  образ «чистой науки» уступает  образу «науки, поставленной на службу производству». В компетенцию институционализации включаются проблемы возникновения новых направлений научных исследований и научных специальностей, формирование соответствующих им научных сообществ, выявление различных степеней институционализации. Возникает стремление различать когнитивную и профессиональную институционализацию. Наука как социальный институт зависит от социальных институтов, которые обеспечивают необходимые материальные и социальные условия для ее развития. Исследования Мертона раскрыли зависимость современной науки от потребностей развития техники, социально-политических структур и внутренних ценностей научного сообщества. Было показано, что современная научная практика осуществляется только в рамках науки, понимаемой как социальный институт. В связи с этим возможны ограничения исследовательской деятельности и свободы научного поиска. Институциональность обеспечивает поддержку тем видам деятельности и тем проектам, которые способствуют укреплению конкретной системы ценностей. Набор базовых ценностей варьируется, однако в настоящее время ни один из научных институтов не будет сохранять и воплощать в своей структуре принципы диалектического материализма или библейского откровения, так же, как и связь науки с паранаучными видами знания.

Институциональность современной науки диктует идеал  рациональности, который всецело  подчинен социокультурным и институциональным  требованиям и предписаниям. Процесс  институционализации включает в  себя следующие компоненты:     

 – ответственную  за производство нового знания  академическую и университетскую  науку;     

 –  концентрацию ресурсов, необходимых  для научных инноваций и их  внедрения, – банковская система  и система финансирования;     

 –  легитимирующие инновации представительские и законодательные органы, например ученые советы и высшие аттестационные комиссии в процессе присуждения научных степеней и званий;     

 –  институт прессы;     

 –  организационно-управленческий институт;      

 –  судебный институт, призванный разрешать или прекращать внутринаучные конфликты.     

 В настоящее  время институциональный подход  является одной из доминирующих  инстанций развития науки. Однако  он имеет недостатки: преувеличение  роли формальных моментов, недостаточное  внимание к психологическим и социокультурным основам поведения людей, жесткий предписывающий характер научной деятельности, игнорирование неформальных возможностей развития.

 

Роль науки  в современном мире

Что такое наука? Какова роль науки в формировании картины мира?             И какова её роль в современном обществе? Обсуждение всех эти вопросы сопровождало становление и развитие   современной науки, и было необходимой формой осознания    особенностей, как самой науки, так и той цивилизации, в  рамках которой научное отношение к миру стало возможным.   Сегодня эти вопросы стоят в новой и весьма острой  форме.  Это связано, прежде всего, с той ситуацией, в которой   оказалась современная цивилизация. Современное   общество вступает в информационную стадию развития. Глобальная компьютеризация  каждым днем открывает новые возможности применения компьютере в виде общения, обмена информации, товарообмена. Эта ситуация требует новых знаний и навыков которые в свою очередь должна обеспечить современная наука.   

И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в  современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни  людей.       Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития  государства. Это подтверждает собранная информация затраты на образования в разных странах. Сравнительный анализ показал, что в целом мире по итогом 2008г расходы на образования и науки, в процентах от ВВП государства, составили:

Затраты на образования и  науку по отношению к ВВП составляет 0,3%

Очень важны  функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В  качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты,  загрязнение окружающей среды. Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль  и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Возрастающая  роль  науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые   черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро  ставится проблема особенностей  научного познания  и его соотношения с другими формами познавательной  деятельности (искусством, обыденным сознанием ).

Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в  то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки  является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в  управление культурными процессами.  Оно необходимо  и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей  научного  познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно этому науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека. Чтобы  получить  хорошую  работу,  молодой  человек  должен  продемонстрировать полное и живое знание того, что и как делается прямо сейчас в избранной им области человеческой активности. Украина может иметь достойное будущее лишь на пути сохранения и развития образования и создания новых совершенных технологий.  Всесторонняя образованность населения - главная опора науки. Фундаментальная наука отвечает этому условию.

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Относительно  возникновения науки существуют пять точек зрения:

  • Наука была всегда, начиная с момента зарождения человеческого общества, так как научная любознательность органично присуща человеку;
  • Наука возникла в Древней Греции, так как именно здесь знания впервые получили свое теоретическое обоснование (общепринятое);
  • hНаука возникла в Западной Европе в XII-XIV вв., поскольку проявился интерес к опытному знанию и математике;
  • Наука начинается в XVI—XVIIвв., и благодаря работам Г. Галилея, И. Кеплера, X. Гюйгенса и И. Ньютона, создается первая теоретическая модель физики на языке математики;
  • Наука начинается с первой трети XIXв., когда исследовательская деятельность была объединена с высшим образованием.

Возникновение науки. Наука в доисторическом обществе и древнем мире. 
В доисторическом обществе и древней цивилизации знание существовало в рецептурном виде, т.е. знания были неотделимы от умения и неструктурированны. Эти знания являлись дотеоретическими, несистематичными, отсутствовали абстракции. К вспомогательным средством дотеоретического знания мы относим: миф, магию, ранние формы религии. Миф (повествование) – рациональное отношение человека к миру. Магия – сами действия. Магия мыслит взаимосвязанными процессами физической, ментальной, символической и иной природы. 
Основные идеи абстрактно-теоретического мышления в древнегреческой философии. В античной культуре древней Греции появляется теоретическое, систематическое и абстрактное мышление. В основе лежит идея особого знания (общее знание, первое знание). У древних греков появляется архе-первый (начало); физис-природа (то из чего происходит вещь). Начало у вещей одно, а природа различна. Это были два концентрата теоретического мышления. Там же возникли: закон идентичности, закон исключения третьего, закон непротиворечия, закон достаточного основания. Это систематический подход. Первые теории создавались в философии для нужд философии. Теория начинает соединяться с научными знаниями во 2-м веке до н.э. Версии возникновения теории: уникальная экономика, греческая религия. 
Этапы развития науки:  
1 этап – древняя Греция – возникновение науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении земли. Объект исследования – мегамир (вкл. вселенную во всём многообразии). 
А)работали не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими моделями – абстракциями. 
Б) Из всех понятий выводились аксиома и опираясь на них с помощью логического обоснования выводили новые понятия. 
Идеалы и нормы науки: знание раде знаний. Метод познания – наблюдение. 
Науч. картина мира: носит интегративный хар-р, основана на взаимосвязи микро- и макрокосмоса. 
Филос. основания науки: Ф. – наука наук. Стиль мышления – интуитивно диалектический. Антропокосмизм – человек есть органическая часть мирового космического процесса. Ч. – мера всех вещей. 
2 этап – Средневековая европейская наука – наука превратилась в служанку богословия. Противоборство между номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи).Объект исследования – макромир (Земля и ближ. космос). 
Идеалы и нормы науки: Знание – сила. Индуктивно эмпирический подход. Механицизм. Противопоставление объекта и субъекта. 
Науч. картина мира: Ньютоновская классич. механика; гелиоцентризм; божественное происхождение окр. мира и его объектов; мир – сложно действующий механизм. 
Филос. основания науки: Механистический детерминизм. Стиль мышления – механистично метафизический (отрицание внутреннего противоречия)

Информация о работе Наука как социальный институт