Наука и религия в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:38, реферат

Описание работы

Слово "религия" встречается очень часто в обыденной речи, и в научных текстах, в публицистике ив художественной литературе. Может показаться, что, употребляя это слово, все имеют в виду одно и то же и знают, что это такое. На самом деле большей частью за этим словом стоят лишь представления, выражающие внешние проявления религии, с которыми она, как правило, связана. Религия - совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога, этот мир и самого человека сотворившего и давшего ему в "откровении" знание, которое должно принимать на веру, не требуя доказательств (поэтому религию называют часто просто верой). Это - совокупность действий, составляющих культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к богу и вступает с ним в связь в молитве, жертвоприношении. И, наконец, это объединения религиозных людей в те или иные организации, такие, как церковь или секта, монашеский орден, особые группы профессиональных служителей культа. Признаки, фиксирующие лежащие на поверхности проявления религиозной жизни, образуют то, что называется феноменом религии.

Работа содержит 1 файл

Наука и религия в современном мире.docx

— 48.14 Кб (Скачать)

    Для человеческой деятельности характерен ее орудийный характер. Вообще можно сказать, что происхождение специфических видов человеческой деятельности стало возможным в процессе выработки особых орудий деятельности. Соответственно этому специфику научной деятельности, ее методов обуславливает главным образом выработка, совершенствование и применение особых орудий, средств познания. Поскольку научное знание имеет и интеллектуальный, сугубо духовный, и материальный аспекты, то можно говорить об интеллектуальных и материальных орудиях познания. Процесс познания не только обеспечивается средствами исследования, но и закрепляется в них своими результатами.

    В итоге, создаваемая ныне наука есть магический кристалл, в который нужно  заглянуть, чтобы увидеть отблеск  будущего. Имеющие зачастую технический характер модификации, переживаемые сегодня биологией и физикой, социологией и историей первобытного общества, а в особенности философией, представляют собой первоначальные жесты нового времени. Деликатнейшая материя науки чувствительна к малейшим колебаниям жизни и по тончайшим знамениям может регистрировать то, что спустя годы обретает гигантские очертания на сцене будущего... От сегодняшней жизни зависит завтрашняя жизнь на площадях.” ( Х. Ортега-и-Гассет).

    Нельзя  утверждать, что между экономическим  и политическим строем общества и господствующим научным мировоззрением существует тесная параллель, нельзя считать науку надстройкой над общественно- историческим базисом. Вместе с тем было бы неверно рассматривать науку как своего рода независимую переменную. Наука представляет собой открытую систему, которая погружена в общество, связана с ним сетью обратных связей. Наука испытывает на себе сильнейшее воздействие со стороны окружающей ее внешней среды, и развитие науки определяется тем, насколько культура восприимчива к научным идеям.

    “Эволюция науки, начавшаяся совсем недавно, представляет нам уникальную возможность переоценки места, занимаемого наукой в общественной культуре. Современное естествознание зародилось в специфических условиях, сложившихся в Европе в 17 веке. Нам, живущим в конце двадцатого века, накопленный опыт позволяет утверждать, что наука выполняет некую универсальную миссию, затрагивающую взаимодействие не только человека и природы, но и человека с человеком” (И. Пригожин). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ  НАУКИ И РЕЛИГИИ 

   Человеку  свойственно желать. Каждый из нас  желал чего-нибудь. Желание - причина  побуждающая к действию. Умение - необходимая способность к исполнению желаемого. Но для удовлетворения желаемого необходимо знать, что делать. Следовательно, знание является связующим звеном между желанием и умением. Удовлетворение желаемого приводит к накоплению опыта, знаний, их осознание и анализ приводит к удовлетворению больших и более разнообразных желаний, что в свою очередь приводит к увеличению опыта и багажа знаний, что приводит к постановке более сложных желаний и т.д. и т.п.

   Таким образом, закладывается основа для  зарождения и развития цивилизации. Простой пример: первобытные человекообразные существа захватывают жертву. Случайно одному из них под руку попадает камень, инстинктивно он наносит камнем смертельный удар жертве! Эффект остается в сознании! У другого - аналогичный случай с палкой. Третий – анализируя, на сцену истории являет примитивнейший каменный топор. Через некоторое время уже используются рабочие инструменты, рычаги, домашняя утварь.

   Однако  не всякое желание может быть удовлетворено, первобытный страх перед стихийными бедствиями, невозможность противостояния естественным бедам приводит к появлению первичных верований, понятий сверхъестественного. Так появляются первобытно-племенные религии, с ходом истории преобразующиеся в национально-государственные религии и далее в мировые.

   В процессе становления первобытных  общин происходит расслоение на власть имущих и подвластных. Историческая необходимость приводит к возникновению желания власть имущих, господствующих слоев удерживать и передавать по наследству власть, силу, богатство, почести. Этот  пример наглядно иллюстрирует высказывание: знание - сила. Никто самовольно не отдает власть в чужие руки, следовательно определенные знания должны быть доступны только узкому кругу людей. Для остальных же внешние проявления этих знаний должны быть объяснены так, чтобы не выдавать самих причин знания, а как-то иначе, что привело к добавлению религии новых функций. С одной стороны - это сбор, хранение, анализ, использование накопившегося потенциала, с другой стороны отвлечение внимания от первопричин.

   Однако  концентрация знаний в руках священослужителей  очень часто приводила к подмене государственной власти властью религиозной. Известный случай положивший конец правлению Рамсеса ХIII-го, когда жрецы умело использовали затмение, показывает возможности своевременного использования научных результатов.

   Этот  пример наглядно иллюстрирует легкость управления необразованной массой. Истории  известно еще много подобных результатов, выводом из которых является: “Одерживает победу тот, кто вовремя использует имеющуюся информацию”. Однако истинная сила религий заключается в том, что они предлагают ответы на извечные вопросы человечества о жизни и смерти, судьбе и роке.

   В виду сказанного ясно, что наука, развивающаяся  в застенках храмов, должна была давать достаточно эзотерических, теологических  знаний для жрецов и священников. Доподлинно известно, что некоторые древнеегипетские жрецы, равно как и древнеиндуские брамины могли левитировать, им были известны тайны предсказания будущего, судьбы человека, они обладали такими знаниями в астрономии, которые и поныне удивляют ученых всего мира.

   Цивилизация, использующая метод научного познания, объясняет мир из него самого, в отличие от религиозных концепций, не прибегая к внеприродным, сверхъестественным силам. Таким образом, получается, что религия и наука развиваются в противоположных направлениях, т. е. наука, исходя из отдельных фактов, событий, закономерностей восстанавливает общую картину мира (метод дедукции), в то время как религия, исходя из общего представления, пытается объяснить отдельные закономерности, события, факты метод индукции).

   В виду всего приведенного вырисовывается понимание задач науки и религии в деле воспитания человека, развития его миропонимания, его мышления как индивидуального, так и социально-общественного.

   Задачей религии является воспитание в человеке понимания мира как единого, гармоничного целого, составляющие которого органично взаимосвязанны, в котором малейшие изменения локального масштаба приводят к значительным последствиям глобального масштаба.

   Задачей науки является воспитание в человеке осознания взаимосвязанности мира и развития представления о правильном использовании потенциала для достижения того или иного результата, удовлетворения желаемого.

   В силу ранее приведенного становится ясна общность, ясно единство науки  и религии в процессе становления  личности, так же как и их противоположность в воспитании индивидуума: от общего к частному или от уникального к универсальному. Их противонаправленность приводит к их борьбе. Таким образом наука и религия являют собой яркий пример борьбы и единства противоположностей, что, согласно законам диалектики, приводит к постоянному движению, т. е. постоянной борьбе за идеалы, что является причиной и следствием совершенствования человеческого сознания, мышления, закладывает основы миропонимания и миропознания, не дает исчерпывающие ответы, тем самым заставляя стремиться к совершенству, объективно и субъективно заставляя продолжаться течению истории и развиваться человечество, является одной из основ бытия.

  Галилео Галилей (1564-1642), математик, физик и астроном: «В действиях природы Господь Бог является нам не менее достойным восхищения образом, чем в божественных стихах писания».

  Рене  Декарт (1596–1650), философ, математик: «...Но я не пропущу случая затронуть в моей физике некоторые вопросы метафизики, в частности, следующий: о том, что математические истины, кои Вы именуете вечными, были установлены Богом и полностью от Него зависят, как и все прочие сотворенные вещи. Ведь утверждать, что эти истины от Него не зависят, – это то же самое, что приравнивать Бога к какому-нибудь Юпитеру или Сатурну и подчинять его Стиксу или же мойрам. Прошу Вас, не опасайтесь утверждать повсюду публично, что именно Бог учредил эти законы в природе, подобно тому, как король учреждает законы в своем государстве. Среди указанных законов нет, в частности, ни одного, который мы не могли бы постичь, если наш ум направит на это свое внимание...»

  Карл  Линней (1707-1778), биолог: «Бог прошел мимо меня. Я не видел Его лицом к лицу, но отблеск Божества наполнил мою душу безмолвным удивлением. Я видел след Божий в Его творениях, даже в самых мелких, незаметных».

  Михаил  Ломоносов (1711–1765), физик, химик, астроном: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество; в другой – Свою волю. Первая – видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал Божественное всемогущество, по вере себе дарованного понятия. Вторая книга – Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению. В сих пророческих и апостольских богодухновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учителя. А в оной книге сложения видимого мира сего физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и церковные учители».

  Луи Пастер (1822–1895), биолог, химик, медик: «Чем более я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца. Я молюсь во время работ своих в лаборатории».

  Чарльз  Дарвин (1809–1882), биолог: «В моменты чрезвычайного колебания я никогда не был безбожником в том смысле, чтобы я отрицал существование Бога».

  Андре-Мари Ампер (1775-1836), физик и математик: «Познанием дел творения мы возвышаемся к Творцу и отчасти даже созерцаем Его Божественные свойства».

  Макс  Планк (1858–1947), физик: «Куда бы и как далеко мы бы ни стали смотреть, мы не находим противоречий между религией и естественной наукой, напротив, именно в основополагающих пунктах наилучшее сочетание. Религия и естественная наука не исключают друг друга, как это в наши дни некоторые верят или этого боятся, эти две области дополняют друг друга и зависимы друг от друга».

  Иван  Павлов (1849–1936), физиолог, медик: «Я изучаю высшую нервную деятельность и знаю, что все человеческие чувства: радость, горе, печаль, гнев, ненависть, мысли человека, самая способность мыслить и рассуждать – связаны, каждая из них, с особой клеткой человеческого мозга и его нервами. А когда тело перестает жить, тогда все эти чувства и мысли человека, как бы оторвавшись от мозговых клеток, уже умерших, в силу общего закона, говорящего о том, что ничто – ни энергия, ни материя – не исчезают бесследно, и составляют ту душу, бессмертную душу, которую исповедует христианская вера».

  Вернер  Гейзенберг (1901–1976), физик: «Первый глоток из сосуда естественных наук порождает атеизм, но на дне сосуда ожидает нас Бог».

  Андрей  Сахаров (1921–1989), физик: «Я не знаю в глубине души, какова моя позиция на самом деле, я не верю ни в какие догматы, мне не нравятся официальные церкви. В то же самое время я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысленного начала, без источника духовной «теплоты», лежащего вне материи и ее законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным».

   Таким образом не может быть религии  без науки и науки без религии, ибо отсутствие одного приводит либо к рождению отсутствующего, либо к  вырождению существующего.

   Следовательно, в процессе становления личности человека доминирующая роль религии  в обучении должна сменяться доминирующим положением науки, ибо религия формирует  нравственность человека, а наука  развивает мышление. 
 
 

Информация о работе Наука и религия в современном мире