Наука и религия в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:38, реферат

Описание работы

Слово "религия" встречается очень часто в обыденной речи, и в научных текстах, в публицистике ив художественной литературе. Может показаться, что, употребляя это слово, все имеют в виду одно и то же и знают, что это такое. На самом деле большей частью за этим словом стоят лишь представления, выражающие внешние проявления религии, с которыми она, как правило, связана. Религия - совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога, этот мир и самого человека сотворившего и давшего ему в "откровении" знание, которое должно принимать на веру, не требуя доказательств (поэтому религию называют часто просто верой). Это - совокупность действий, составляющих культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к богу и вступает с ним в связь в молитве, жертвоприношении. И, наконец, это объединения религиозных людей в те или иные организации, такие, как церковь или секта, монашеский орден, особые группы профессиональных служителей культа. Признаки, фиксирующие лежащие на поверхности проявления религиозной жизни, образуют то, что называется феноменом религии.

Работа содержит 1 файл

Наука и религия в современном мире.docx

— 48.14 Кб (Скачать)

    Познавательную  роль в отношении явлений общественной жизни выполняет не только наука, но и искусство. Но последнее отображает общее через индивидуальное, конкретное, а наука предоставляет его в абстрактно - логической форме, через понятия, категории.

    Природу невозможно заставить говорить то, что нам хотелось бы услышать. Научное исследование - не монолог. Задавая вопрос природе, исследователь рискует потерпеть неудачу, но именно риск делает эту игру столь увлекательной. Наука - игра, связанная с риском. Но тем не менее науке удалось найти вопросы, на которые природа дает непротиворечивые ответы. И сколь бы отрывочно ни говорила природа в отведенных ей экспериментах рамках, высказавшись однажды, она не берет своих слов назад: природа некогда не лжет.

    Наука зарождается лишь на определенном этапе  зрелости человека, и ее состояние  может служить одним из основных показателей развития общества.

    История поиска рационального объяснения мира драматична. Временами казалось, что  столь амбициозная программа  близка к завершению: перед взором ученых открывался фундаментальный уровень, исходя из которого можно было вывести все остальные свойства материи.

    Предпосылки для возникновения науки появляются еще в странах Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Достижения восточной цивилизации были восприняты и переработаны в стройную теоретическую систему Древней Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся наукой. В прошлом искусство вопрошать природу, умение задавать ей вопросы принимало самые различные формы. Шумеры создавшие письменность, считали, что будущие запечатлено тайными письменами в событиях, происходящих вокруг нас в настоящем. Наука появляется одновременно с философией тогда, когда миф становится бессильным объяснить мир.

    Если  для древних природа была источником мудрости, то средневековая природа  говорила о боге, наука перетерпливала период застоя и выполняла в те времена объяснительную функцию.

    С приходом техногенной цивилизации  открывается новая глава в  диалоге человека с природой. Наука  начинает бурно развиваться, все  набирая темпы и становясь  средством и способом познания, переделки  и преобразования природы, то есть, наука становится орудием производства.

    “В  прошлом веке преобладали иные настроения: тогда все поголовно мечтали о безграничности, стремились уподобиться другим, не быть собой. Это был век, когда музыка Вагнера, не довольствуясь ролью музыки, хотела занять место философии и даже религии. Это был век, когда физика хотела стать метафизикой, философия - физикой, а поэзия живописью и музыкой, политика уже не желала оставаться только политикой, а мечтала сделаться религиозным кредо и что уже совсем нелепо сделать людей счастливыми ”. ( Х. Ортега - и - Гассет ).

    Структура и динамика научного знания и научной  деятельности очень сложна. Наука, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении включает в себя все моменты и условия этого производства. Сюда входят:

  • ученые с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда.
  • научные учреждения (институты академические, по изучению фундаментальных проблем, институты отраслевые, институты и университеты по подготовке кадров) лабораторное и экспериментальное оборудование.
  • методы научно - исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а так же всю сумму наличных знаний, выступающих либо в качестве предпосылок, либо средства, либо результата научного производства. Эти результаты могут выступать и как одна из форм общественного сознания.

    Говорят, что если бы не было Баха, то мир никогда  бы не услышал музыки. Но если бы не родился Эйнштейн, то теория относительности  рано или поздно была бы открыта  каким-нибудь ученым. Развитие науки  детерминировано. Вера в жесткую детерменированность поведения и развития нашего мира хотя и поколеблена физикой элементарных частиц, продолжает играть определенную роль во многих науках, в том числе и в биологии, где детерминированность рассматривается как своего рода “ механизм целесообразности”. Параллельно с предопределенностью в природе существуют явления, несущие в себе вероятный элемент, например, биологическая эволюция человеческих культур.

    Что же движет учеными, посвящающими свою жизнь научной деятельности?

    В мире происходят сдвиги в направлении  множественности, темперальности, сложности. Можно предположить, что изменяется способ научного мышления, когда появляются такие характеристики мышления, как не классическое, системно - кибернетическое, вероятное, нелинейное и это свойственно именно современной науке, отличает ее от классического естествознания прошлых веков. Но эти характеристики явно не достаточны, когда речь идет о преемственности в развитии научного знания, его связи с культурой и общественного развития в целом. Диалог как способ мышления позволяет выдвинуть на первый план идею преемственности развития научного познания.

    “Человеческое знание творится и идет вперед путем  необычайно сложного процесса борьбы мнений, верований, то во что мы верим  только часть борющихся сил.” (С. И. Поварин)

    Внутренним  источником развития науки является идейная борьба между отдельными направлениями в ней школами. Без борьбы наука догматизируется  и застывает на месте.

      Всю структуру науки можно  свести к трём компонентам:  эмпирические знания, добываемые  через наблюдение и эксперимент;  теоретические знания, объясняющие факты, раскрывающие законы, сводящие их в единую систему; мировозренческие философские основы и выводы, в которых находит своё продолжение и завершение теории. Чем выше степень всеобщности, тем ближе данная теория к философии. Не удивительно, что наиболее важные синтетические теории естество знания отличаются ярко выраженным философским характером.

    Развитее  науки имеет свою логику: ещё со времён античной Греции начался процесс дифференциации научного познания. К настоящему времени мы имеем группы наук: науки о природе, в фундаменте которых лежит физика, биология, математика, науки об обществе, прикладные и технические науки. Параллельно с процессом дифференциации науку идет интеграция научного знания.

    Следует различать “ науку как культуру”  и “ науку как познание”. Наука  как культура - это то, что уже  достигнуто исследователями и выражено в форме законов, теорий, гипотез, учебников и т.д. Наука как познание - это нечто другое, это сам процесс получения нового знания. Этот живой элемент науки характеризуется двумя колебательными движениями: колебаниями в сторону разрушения нормативных структур, выходу к определенному “нулевому” состоянию знания и, наоборот, обратным движением от хаотического, почти нулевого состояния в сторону новой возможной структуры.

      Поскольку мифология играла важнейшую  роль в формировании мировоззрения наших предков, она не могла не влиять и на развитие всей философской и собственно научной мысли. Скорее всего не случайно и то, что именно на почве мифа или с его помощью на раз происходило сближение гуманитарных и естественных наук.

    Для мифологического мира чрезвычайно  характерна целостность, т.е. неспособность быть разделенным без утраты каких-то очень существенных свойств. Все в мире мифа тесно связано , а если и берется от этого мира какая-то часть, то она уже всегда обладает некой новой ценностью. Отсюда тайная вера многих экологов в то, что , изучая природу как незыблемое целое , человек способен постичь фундаментальные законы ее устройства и практически их использовать.

    Итак, элементы мифологического всегда существовали и , скорее всего, будут продолжать существовать в естествознании. Живучесть их объясняется  скорее всего устойчивостью тех  древнейших стр3ктур нашего сознания, которые ответственны за порождение, восприятие и хранение мифов.

    По  характеру своих взаимоотношений  с мифом наука всегда противостоит политике. На науку не может не влиять политика, особенно политика догматическая, всегда сопровождающиеся активным мифотворчеством и затратой специальных усилий на поддержание определённых мифов. Печальные последствия для науки неизбежны.

    “Будучи древнейшей формой описания и упорядочения действительности, мир продолжает сохранять не проходящую силу. В своих научных исканиях мы должны стараться идти дальше мифа, но вряд ли стоит с ним бороться: миф, выставленный за дверь, сразу же проникает через окно, но при этом может предстать в замаскированном виде. Гораздо важнее поэтому распознать миф, понять его и научится с ним сосуществовать” (А. М. Гиляров).

    “Научная  истина точна, однако это неполная, предпоследняя истина она неизбежно  сливается с другим видом истины - полной, последней, хотя и неточной, которая беззастенчиво называется мифом, тогда научная истина плавает в мифологии, да и сома наука в целом является мифом, великолепным европейским мифом” ( Х.. Ортега - и - Гассет ).

    Диалог  с природой сделала возможным  наука, а с другой стороны положение науки в целом ненадёжно.

    Ответственность за нестабильное положение науки  отчасти можно возложить на напряжённость к культура, с появлением классической науки, которая привила к приятию суровых выводов из рационализма.

    Всего за каких-нибудь полтора века наука  претерпела головокружительное падение, превратившиеся из источника вдохновения  западноевропейской культуры в смертельную угрозу для неё. Наука не только представляет опасность для материального существования человека, но и в более тонком плане угрожает разрушить традиции и опыт, глубоко укоренившиеся в культурной жизни. Столь тяжкое обвинение выдвигается не только против технологических последствий того или иного научного достижения, но и против самого “духа науки”.

    Но  независимо от того, доносятся ли выдвинутые обвинения к глобальному скептизму, источаемому научной культурой, или к частным следствием научных теорий, настоящее время утверждения о том что наука рассматривает саму основу мира, звучит довольно часто. То что на протяжении поколений было источником радости, и наслаждения вянет от прикосновения науки, все, к чему прикасается наука, дигуматизируется.

    Как ни странно, идея о том, что научный  прогресс выступает в роли разрушителя волшебных чар, нашла поддержку не только среди критиков науки, но и среди тех, кто защищает и даже прославляет её. Приверженцы, усматривающие в изоляции человека от природы плату, взимаемую с нас за рациональность. Триумф человеческого разума обернулся печальной истиной. Наука развенчала все, к чему ни прикоснулась.

    “Но к науке и к природе, понятие  нравственности неприменимо. Безнравственная не наука, а люди, использующие её результаты во вред человеку”. ( А. Б. Мигдал ).

    Есть  три презумпции, на которых базируется наука-мировоззрение: редукционизм, эволюционизм, рационализм. Современная цивилизация достигла необычайных высот в искусстве расчленения целого на части, а именно разложении на мельчайшие компоненты. Мы изрядно преуспели в этом искусстве, преуспели настолько, что нередко забываем собрать разъятые части в то единое целое, которое они некогда составляли. Особенно изощрённые формы искусство разложение приняло в науки. Мы имеем обыкновение не только разбивать вдребезги любую проблему на осколки, но и нередко вычленяем такой осколок с помощью весьма удобного трюка, пренебрегая при этом сложными взаимодействиями между интересующей нас проблемой и прочей часть Вселенной.

    “Сегодня  в науки господствует настроение, диаметрально противоположное тому, что было тридцать или сорок лет назад. Тогда то одна то другая наука пыталась повелевать остальными, распространить на них совой собственный метод. А остальные ничтожно терпели это нашествие. Сейчас каждая наука не только мирится со своими враждебными недостатками, но и решительно не желает жить по прежним законам.

      Таковы наиболее существенные  черты интеллектуального стиля,  появившегося в последние годы... Они могут положить начало великой эпохе в человеческом познании, с единственным условием. Нельзя чтобы науки сохраняли свою замкнутость и независимость. Не отрекаясь от своих завоеваний, они должны установить взаимные связи, не означающие подчинения. А этого. Именно этого можно добиться единственным способом: вернувшись на твёрдую почву философии. Верный признак движения к новой систематизации налицо: в поисках решения своих научных проблем учёным всё чаще приходится погружаться в глубины философии. ( Х. Ортега- и- Гассет ).

    В ходе развития познания и сформировались общие представления о научном методе. Научный метод располагает множество характеристик: и способы фиксации, и выражение фактов, и стогую логику фактов, измерение и разработку исследовательских приборов, строгость и систематезированность умозаключений, возможность обоснования любого научного положения о опытным путём, независимость научных суждений от мнений авторитетов, формы выражения знаний, возможности ошибок и способы их устранения, идею развития знаний и многое другое. Но в первую очередь научный метод подразумевает конструктивную деятельность интеллекта. В тоже время очевидно, что научное творчество не обладает монополией на интеллект. Научная деятельность может оттачивать или совершенствовать те или иные формы деятельности интеллекта, но последний является не менее существенной основой всех иных видов жизнедеятельности человека - и в материальном производстве, и в политической деятельности, и в искусстве и т.д. Деятельность интеллекта тесно включена в процесс научного действия, в структуру научного метода, но специфику последним придает нечто другое.

Информация о работе Наука и религия в современном мире