Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 09:53, реферат
В самом общем смысле под знаниями подразумевают совокупность суждений о действительности, которые различаются по степени их общности, глубине ее раскрытия и степени достоверности полученных заключений. В самом термине «знание» можно выделить, по меньшей мере, три различных смысла.
Во-первых, можно говорить о знании в чисто практическом смысле, как способности что-то сделать, умении изготовить какую-либо вещь или совершить определенное действие. Умение, ставшее повторяемым и привычным, превращается в навык. Но все подобные практические действия основываются тем не менее на определенном знании, имеющем стихийно эмпирический характер и опирающимся на здравый смысл повседневного опыта. Однако умения необходимыне только в стихийно-эмпирическом познании, но и в рациональной научной деятельности, где они связаны с приемами и навыками обращения с приборами и установками, способами измерения величин, обработки результатов измерений. На это обращает особое внимание известный венгерский химик и философ М. Полани, много внимания уделявший философским проблемам науки.
1. Научное и вненаучное знание………………………………………………..….3
2. Структура научного познания, его уровни и формы……………………….….7
3. Рост научного знания, научные революции...……………………………….…9
4. Роль философии в научном знании…………………………………………….12
Список литературы…………………………………………………………………14
В отличие от здравого смысла обыденного познания наука руководствуется также определенными стандартами, критериями или нормами исследования, которые обеспечивают интерсубъективнос
Структура научного познания, его уровни и формы
В структуре естественнонаучного познания четко выделяются два уровня познавательной деятельности — эмпирический и теоретический, каждый из которых характеризуется особенными формами организации научного знания и его методами.
К эмпирическому уровню относятся приемы, методы и формы познания, связанные с непосредственным отражением объекта, материально-чувственным взаимодействием с ним человека. На этом уровне происходят накопление, фиксация, группировка и обобщение исходного материала для построения опосредованного теоретического знания.
К эмпирическому уровню относят такие методы, как наблюдение, различные формы экспериментирования, предметное моделирование, описание полученных результатов, измерение и др. На эмпирическом уровне познания складываются основные формы знания — научный факт и закон. Закон — высшая цель эмпирического уровня познания — является результатом мыслительной деятельности по обобщению, группировке, систематизации фактов, в которой применяются различные приемы мышления (аналитические и синтетические, индуктивные и дедуктивные и пр.). Закон отражает устойчивое, повторяющееся в явлении.
Если на эмпирическом уровне познания законы объекта выделяются и констатируются, то на теоретическом уровне они объясняются. Мало сформулировать законы объекта, надо показать, что именно эти, а не какие-либо другие законы должны характеризовать данный объект. Такая задача и решается на теоретическом уровне познания.
К теоретическому уровню относятся все те формы, методы и способы организации знания, которые характеризуются той или иной степенью опосредованности и обеспечивают создание, построение и разработку научной теории (логически организованного знания о законах, необходимых связях и отношениях предметной области данной науки). Сюда относятся теория и такие ее элементы и составные части, как научные абстракции, идеализации и мысленные модели; научная идея и гипотеза; различные методы оперирования с научными абстракциями и построения теорий, логические средства организации знания и т.д.
Теория — это высшая форма познания. Естественно-научные теории нацелены на описание некой целостной предметной области, объяснение и систематизацию эмпирически выявленных ее закономерностей и предсказание новых закономерностей. Теория обладает особым достоинством — возможностью получать знание об объекте, не вступая с ним в непосредственный чувственный контакт.
В структуру научной теории входят идеальные объекты, исходные понятия, принципы и законы, правила логического вывода. Существуют разные типы научных теорий: фундаментальные, прикладные, частные, феноменологические и др.
В становлении теории большую роль играет выдвижение научной идеи, в которой высказывается предварительное и абстрактное представление о возможном содержании сущности предметной области теории. Затем формулируются гипотезы, в которых это абстрактное представление конкретизируется в ряде четких принципов. Следующий этап становления теории — эмпирическая проверка гипотез и обоснование той из них, которая больше всего соответствует эмпирическим данным. Только после этого можно говорить о перерастании удачной гипотезы в научную теорию. Создание теории — высшая и конечная цель фундаментальной науки, реализация которой требует максимального напряжения и высшего взлета творческих сил ученого.
Являясь результатом многократного обобщения знания и абстрагирования действительности, теория находится в очень непростых отношениях со своим объектом. Современные теории в физико-математическом естествознании являются абстрактными и формализованными конструкциями, связи которых с реальными объектами проследить очень сложно. Поэтому любая такая теория должна дополняться логико-гносеологической процедурой, обратной абстрагированию, — процедурой интерпретации.
Методологические установки познания. Важным компонентом научной деятельности являются методологические установки познания. Наиболее общие методологические принципы в каждой науке называются методологическими установками данной науки. Они выполняют функцию регулятивной основы познавательной деятельности, направляют, ориентируют и контролируют построение эмпирических обобщений и теоретических схем.
По своему содержанию методологические установки — это система представлений об общих свойствах объекта познания, процесса исследования этого объекта и о том, каким (по форме) должен быть результат исследования. В ходе исторического развития любой науки рано или поздно изменяется объект ее познания, а значит, в определенной степени изменяется и процесс познания. Поэтому система методологических установок характеризует конкретно-исторические особенности естественно-научного познания.
Методологические установки соединяют познавательный и ценностный аспекты познания. Через методологические установки познания каждая наука включается в систему культуры в целом. Та естественная наука, методологические установки которой в данную историческую эпоху являются типичными и определяющими для всех остальных естественных наук, становится лидером естествознания. Начиная с XVII в. долгое время лидером естествознания выступала физика. В конце XX в. эта роль перешла к биологии.
Методологические установки являются составной частью ядра, основания конкретно-исторического способа познания. Кроме того, понятие «методологические установки познания» теснейшим образом связано с понятием «научная картина мира». Та часть содержания методологических установок познания, которая связана с характеристикой общих черт предмета познания данной науки, является одним из истоков научной картины мира.
Что такое «научная картина мира»? Научная картина мира — это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий, принципов, методологических установок. Различают общенаучную картину мира, картины мира наук, близких по предмету исследования (например, естественно-научная картина мира), картины мира отдельных наук (физическая, астрономическая, биологическая и др.).
В структуре научной картины мира можно выделить два главных компонента — понятийный и чувственно-образный. Понятийный представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время и др.) и принципами (материального единства мира, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, детерминизма и др.), общенаучными понятиями и законами (например, закон сохранения и превращения энергии), а также фундаментальными понятиями отдельных наук (поле, вещество, Вселенная, биологический вид, популяция и др.).
Чувственно-образный компонент научной картины мира — это совокупность наглядных представлений о тех или иных объектах и их свойствах (например, планетарная модель атома, образ Метагалактики в виде расширяющейся сферы и др.).
Главное отличие научной картины мира от ненаучных картин мира (например, религиозной) состоит в том, что научная картина мира строится на основе определенной доказанной и обоснованной фундаментальной научной теории. Вместе с тем научная картина мира как форма систематизации знания отличается от научной теории. Если научная картина мира отражает объект, отвлекаясь от процесса получения знания, то научная теория содержит в себе не только знания об объекте, но и логические средства проверки их истинности. Научная картина мира играет эвристическую роль в процессе построения частных научных теорий.[2]
Рост научного знания, научные революции.
Развитие науки – это сложный процесс, в котором сочетаются как традиции, так и новации. Традиция – это исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, нормы, идеи, ценности. В науке традиция означает преемственность знаний и методов исследования. Преемственность в развитии идей, принципов, теорий и понятий, методов и приѐмов исследования обеспечивают единство и неразрывность всего научного познавательного процесса. Каждая последующая, более высокая ступень развития науки возникает на основе предшествующей ступени, с сохранением и использованием всего ценного, что было накоплено раньше.
Традиции в науке реализуются через существование научных школ, научных парадигм, научных картин мира. Эти научные механизмы обеспечивают эволюционный этап в развитии науки – это процесс постепенного накопления новых фактов, экспериментальных данных в рамках существующих теоретических воззрений, в связи с чем идѐт расширение, уточнение и доработка уже принятых ранее теорий, понятий и принципов.
В истории развития науки периоды относительно спокойного накопления знаний иногда сменяются периодами крутой ломки устоявшихся взглядов на фундаментальные законы и принципы развития природы и общества. В этом проявляется действие научных новаций. В качестве хрестоматийных примеров можно привести фундаментальное изменение научных представлений, связанное с именами Коперника, Галилея и Ньютона в XVI-XVII веках (первая научная революция), окончательное становление классической науки во 2-й половине 18-19 веков (вторая научная революция, связанная с биологией Ч.Дарвина химией Д.И.Менделеева), а также с именем Эйнштейна на рубеже XIX-XX века (третья научная революция). В последние три десятилетия 20 века проходит четвѐртая научная революция. Такие крутые повороты в развитии науки получили название научных революций.[7]
Но поскольку это явление носит достаточно сложный характер, то в историографии сложилось две противоположные точки зрения на проблему научных революций. Одна заключается в безоговорочном признании научных революций, другая отрицает их существование и считает процесс развития науки непрерывным.
Таким образом, проблема научных революций требует ответа на целый ряд вопросов. Существуют ли научные революции? Если существуют, то на каком уровне: собственно научном, или более широком – социокультурном? Какова природа научных революций и причины их появления? Что лежит в основе научных революций? В чѐм их принципиальное отличие от периодов нормального развития науки? Какое влияние научные революции оказывают на развитие науки в целом? К числу наиболее основательных концепций, отвечающих на эти вопросы, относятся концепции К.Поппера и Т.Куна.
К.Поппер: в строгом смысле слова, он не создал сколько-нибудь развёрнутой концепции научной революции, но многие его идеи выступили как их теоретическое и методологическое обоснование. К числу таких идей следует отнести его идею о том, что любое научное знание носит лишь предположительный, гипотетический характер, и следовательно, является принципиально опровержимым. Эти идеи получили название принципов «фоллибилизма» и фальсифицируемости. Ещѐ одной важной идеей К.Поппера, обосновывающей неизбежность научных революций, является его идея о том, что рост научного знания состоит в выдвижении смелых, может быть даже совершенно неожиданных идей и гипотез, обоснование или опровержение которых и приводит к революционным преобразованиям в научном знании.[5]
Т.Кун: его книга «Структура научных революций» опубликована в США в 1962 году. Если традиционное понимание развития науки было связано с понятием кумулятивности – постепенного и последовательного роста научного знания, то Т.Кун описывает науку как последовательность периодов кумулятивного развития, прерываемого некумулятивными скачками – научными революциями.
Центральным для книги Куна является понятие парадигмы – концептуальной схемы, лежащей в основе научной картины мира, общепризнанной в рамках научного сообщества и задающей общее видение мира. Например, в средневековье можно говорить о религиозной парадигме: в основе любых изучаемых явлений усматривался промысел божий; после Галилея и Ньютона формируется механистическая парадигма, после Эйнштейна – релятивистская парадигма, рассматривающая все явления с позиции принципа относительности. Парадигма выступает в качестве основы практической деятельности и объяснительных принципов научного сообщества.
Научная революция, соответственно, связана с полной или частичной заменой парадигмы.