Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:18, контрольная работа
Философия Древней Греции занимает особое место в истории философской мысли по многообразию течений, школ и учений, идей и творческих личностей, богатству стилей и языка, влиянию на последующее развитие философскиой культуры человечества. Её зарождение стало возможным благодаря наличию городской демократии и интеллектуальной свободе, отделению труда умственного от физического
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Становление философии Древней Греции……………………………………4
2. Период расцвета древнегреческой философии………………………………7
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15
После
Сократа в Древней Греции существовала
школа киников (Антисфен, Диоген). Её
представители считали основой человеческого
счастья отказ от чувственных удовольствий,
богатства и славы, а целью жизни - достижение
независимости. Самой заметной фигурой
был Диоген Синопский. Диоген своим личным
примером (по преданию он жил в бочке и
ходил в лохмотьях) демонстрировал аскетический об
Особое
место в древнегреческой
«Первоначально есть душа, а не огонь и не воздух... душа первична» - полагал мыслитель. Мир, в котором существуют люди по Платону, всего лишь бледная тень от некоего мира идей. Лишь мир идей являет собой нечто неизменное, неподвижное. Это - подлинный мир, «мир вечного». Что же он представляет собой?
Мир идей - это некая «занебесная область», которую занимает сущность. Этот мир вне пространства, он вечен. Идея - это как бы прообраз материальных вещей, а вещи -всего лишь отпечаток идей. Например, идее дома соответствует действительный дом, идее человека -реальное живое существо. Все эти предметы представляют собой соединение идеи с пассивной «материи» как неким «строительным материалом». Здесь идея есть демируг (творец) материальных вещей.
В мире идей существует своя иерархия, некая пирамида. Верховной среди всех является идея блага, в отличии от идеи зла. Благо источник истины. Оно - высочайшая добродетель. Но и материя играет все же не последнюю роль. Мир не может обойтись без нее. Развивая исходный тезис, Платон пришел к выводу о существовании некоей мировой души, источника всей жизни.
Платон подчеркивал, что органы чувств дают нам сведения лишь о неподлинном мире. Истинным и надежным является познание разумное. Оно есть не что иное, как воспоминание человеческой души о идеях, с которыми она встречалась до вселения в тело. Высшей частью души является разум. Души бессмертны, и тело человека являются их временным пристанищем.
В
истории Платон хорошо известен социально-политическим
учением. По его убеждению, в государстве
должны быть три социальные группы.
Первая - это мудрые правители-философы.
Вторую образуют мужественные войны. И
третье это земледельцы и
Платон
отрицательно относился к демократии.
Он полагал, что она являет собой
свободу в «неразбавленном
Он
являлся родоначальником филосо
Вершиной в развитии древнегреческой философии стало творчество Аристотеля, ученика и критика Платона. Этот весьма одаренный мыслитель проявил себя в логике и эстетике, в политической теории и естествознании. Аристотель - «самая универсальная голова среди всех древних греков».
«Бытие существует, а небытия нет» - так гласит основной закон мыслителя. Основой бытия он считал первую материю. Промежуточной ступенью между материей и вещами являются: огонь, воздух, вода и земля. По Аристотелю. реальный мир являет собой единство материи и формы. Формой всех форм выступает Бог как некий «перводвигатель». Аристотель критиковал своего учителя Платона за то, что тот разделил сущее на две реальности - мир идей и мир вещей. Тем самым предметы были лишены их внутреннего источника, оказавшись безжизненными.
Критикуя Платона, Аристотель старался соединить вещественное и духовное. Аристотель В отличии от Платона, как бы восстанавливал в правах вещи. По Аристотелю развитие мира являет собой цепь превращений возможности в реальность.
Греческий
философ выделил такие
Он
пытался исследовать экономичес
Формы государственного устройства, Аристотель разделил на «неправильные» и «правильные». Условием существования государства он считал гражданинакак полноправного участника всех государственных дел.
Аристотель
известен также и как основатель биологи
Многогранное
творчество Аристотеля завершает собой
классический период в древнегреческой
философии. Наступила эпоха эллинизма связ
Период заката древнегреческой философии совпал с упадком свободной политической и духовной жизни в городах. Интерес к философствованию значительно снизился. Возникло раннее христианство. Важнейшими философскими течениями в то время были эпикурейство, стоицизм и скептицизм.
Эипкур является самой крупной фигурой в философии грекоримского периода. Он во всем противоречил Демокриту.
В своем учении о природе Эпикур полагал, что ничто не возникает из ничего и в ничто не превращается. Мир всегда был таков, каков он сейчас.
Отличие философии Эпикура от Демокрита состоит в том, что первый ввел принцип отклонения атомов в ходе их движения в пустоте. У Демокрита же все изначально жестко задано и не предполагает ее изменения. Неудивительно, что этот философ стал одним из самых почитаемых для немецкого мыслителя и революционера Карла Маркса, который искренне мечтать освободить все человечество от состояния несвободы.
По
его убеждению, нельзя, чтобы страх
предстоящей смерти заглушал в человеке
тягу к благополучию. Удовольствие я
Стоицизм («философия спасения»)выразил ощущения ненадежности мира и неопределенности. Идеалом для стоиков стал человек, который повинуется судьбе и воле богов.
В этом мире все управляется необходимостью и законом. Имея начало во времени, мир должен иметь свой конец.
Главным в поведении человека должен стать покой, невозмутимость и терпение. В представлении стоиков, мудрец - это тот, кто не желает счастья и не проявляет никакой деятельной энергии. Очевидно, что стоицизм прямо противоположен эпикурейству. Если для последнего характерна установка наоптимизм и активизм, то стоики - это сторонники пессимизма и апатии.
Скептицизм (Пиррон и др. ) как течение эпохи эллинизма отвергал возможность получения человеком достоверных знаний об окружающем мире. Поэтому не следует называть вещи ни прекрасными, ни безобразными, оценивать поступки людей как справедливые или же не справедливые.
К
I веку до н.э. проявился эллектицизм -
механическое сочетание разнородных учений
и идей, опиравшихся на различные системы
классической и эллинистической философии.
В философии зазвучали мифологические,
религиозные и мистические мотивы, отразившие
великую социальную
катастрофу.
Заключение.
Польза философии - формирование у людей, занимающихся ею, навыков самостоятельного, логического, понятийного мышления.
Одно из объяснений: культура европейского философского мышления и культура демократии - народовластия формировались в Древней Греции параллельно, обуславливая друг друга. Многие сочинения Аристотеля, Платона и других греческих философов посвящены вопросам общественного устройства, политики. Философское мышление древних греков - это рациональное, то есть разумное мышление свободного человека, живущего в рабовладельческом мире, человека, принимающего участие в общественной жизни. Дисциплинами, разрабатываемыми греческой мыслью были - этика, политика, риторика. Свободная мысль древних греков и их гражданская жизнь были взаимосвязаны. Древние философы провозглашали свои взгляды с центральных улиц греческих городов. Такой культуры мышления и общественной жизни не возникло в соседних с Грецией восточных деспотиях, например в Персии, где единство общества достигалось силой. В Греции же и гражданская жизнь, и философия были средствами найти взаимопонимание между людьми без насилия и принуждения.
Древнегреческая
философия стала одной из самых
ярких страниц в истории
Список литературы.
1. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа. 2006.
2.
История философии. Под
3.
Философия античного и
4.
Соколов В.В. История древней
и средневековой зарубежной
5. Антология мировой философии. М. 2008.
6. Вундт В. Введение в философию. - М.: Добросвет, 2006.
7. Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии. - М., 2008.
Информация о работе Научная модель мира в Древнегреческой философии