Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:41, реферат
Предложенные тогда и позднее натурфилософские системы включали такие важнейшие естественнонаучные понятия, как субстанция, материя, пространство, время, движение, закон природы и др. Впервые термин «philosophia naturalis» встречается у Сенеки.
Натурфилософия - философия природы, особенностью к-рой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием и Н., как и место самой Н. в системе др. философских дисциплин, менялись в истории философии.
1. Определение натурфилософии 3стр
2. Представители натурфилософии 5стр
3. Античная натурфилософия 7стр
4. Натурфилософия Средневековья 9стр
5. Натурфилософия эпохи Возрождения 11стр
6. Современная натурфилософия 13стр
7. Заключение 15стр
8. Используемая литература 16стр
Натурфилософия эпохи Возрождения.
На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Именно она оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени.
Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т.е., прямо не отрицая существования Бога, она отождествляла его с природой.
В философии Возрождения развитие натурфилософии связано с новым пониманием природы как субстанции, существующей и актуально, и потенциально, объединяющей в себе и материю, и форму. Материя телесна и является источником движения и причиной всех вещей. Мыслители эпохи Возрождения, не допуская творения природы из ничто, подчеркивают, что в природе ничто не рождается и не исчезает. Согласно Б. Телезио, в природе действуют два начала: одно из них вечно, придает вещам телесность и массу, второе — рождается и умирает, придавая вещам свойства и формы. Тепло и холод — начала движения (“О природе вещей”). Согласно Ф. Патрици, материя — причина существования формы и является субстанцией. Все тела состоят из четырех начал — пространства, света, тепла и потока (“Новая философия Вселенной”). Творение мира из ничего он заменяет эманацией, потоком. Дж. Бруно, не приемля разделения природы на материю и форму, подчеркивает, что материя, совпадая с формой, является активным, творчесюим началом. Она — прародительница и мать естественных вещей, всей природы и субстанции (О природе, начале и едином.— В кн.: Бруно Дж. Диалоги. М., 1949, с. 267). Натурфилософия эпохи Возрождения пантеистична: природа обладает совершенством и движением, не нуждаясь в Боге как внешнем начале. В отличие от Бруно, Т. Кампанелла усматривает в материи пассивное начало всех вещей, которое нуждается в воздействии таких активных начал, как тепло и холод.
В натурфилософии Возрождения развивается учение о стихиях, известное еще с античности. Дж. Кардано говорит о трех стихиях (земля, воздух и вода), Тедезио и Кампанелла — о двух первоначалах — земле и небе, Бруно — об атомах, находящихся в непрерывном движении (монада и минимум). С новой трактовкой природы и с учением о перспективе связаны и новые представления мыслителей Возрождения о пространстве как однородном и фундаментальном для существования вещей. Согласно Патрици, пространство — субстанция материи и отдельных вещей. Бруно, отвергая аристотелевское представление о пространстве — месте, проводит мысль о тождестве бесконечного пространства и бесконечной Вселенной. Натурфилософия эпохи Возрождения исходила из равноправности земной и небесной материи. Земли и небесных тел, из принципа самодвижения тел. Гилозоизм, присущий натурфилософии Возрождения, предполагал трактовку движения как самодвижения, усмотрение источника движения в жизненном начале, в одушевленности, присущей всему космосу. С этим связано и обращение натурфилософии эпохи Возрождения к платонистскому учению о мировой душе, отождествляемой с природой и жизнью. Так, для Патрици душа одушевляет, оживляет и движет мир, благодаря ей мир прекрасен и становится космосом. Бруно видит в душе мира способность материи к движению и созданию форм. Любая вещь имеет в себе часть духовной субстанции, мировой души, тождественной свету. Пантеистическая натурфилософия эпохи Возрождения неразрывным образом была связана, с магией и герметизмом. Марсилио Фичино строит “естественную магию”, Пико делла Мирандола видит в каббале способ управления миром и судьбой человека. Дж. Бруно в “Изгнании торжествующего зверя” прославляет магическую религию солнечного света египтян, возрождение которой он увидел в гелиоцентрической системе Коперника. Патрици строит вариант платонистско-герметической натурфилософии, согласно которой все пространство заполнено божественным светом, из него происходят два первоначала — тепло и влага. Р. Флудд предлагает свой вариант “метафизики природы”, где внутримировой свет сталкивается с Тьмой, из чего возникает пассивная материя — вода, отождествляемая со Святым Духом. Д. Ди в “Иерогрифической монаде” предлагает вариант магическокаббалистической космологии в противовес гелиоцентрической космологии.
Современная натурфилософия.
Современными науками натурфилософия практически не рассматривается.
Ныне большинство философов отрицают возможность натурфилософии, как особой философской дисциплины. Ее современным критическим аналогом можно считать одно из направлений в философии науки, в рамках которого предлагаются обобщенные «научные картины мира», базирующиеся на фундаментальных научных теориях и концепциях (на теории относительности, квантовой механике, космологических моделях, синергетике и т. п.).
В современной
философии можно выделить следующие
направления в трактовке натурф
1) натурфилософия как философия и методология естествознания (В. Дубислав, М. Шлик, Г. Моргенау);
2) неосхоластическая
концепция натурфилософии как
объяснения природы из
3) онтологическая
трактовка натурфилософии Н.
4) натурфилософия
в трактовке концепции
Природа начинает
пониматься, с одной стороны, как
круговорот и сложный процесс
взаимопревращений энергии, а с другой — как сложная
система взаимодействующих биогеоценозов,
как взаимоотношение природы и человека,
основанное на принципе коэволюции. В
последнее время в связи с развитием синергетики
формируется синергетическая стратегия
в понимании природы, в которой подчеркивается
нелинейность, неустойчивость, неравновесность
и самоорганизация природных процессов
(И. Пригожин, Г. Хакен), а природа предстает
как открытая динамическая система нелинейных
процессов становления или изменений,
где “выбор” пути определяется точкой
бифуркации и аттракторами. В последние
годы в связи с развитием экологии, особенно
глобальной экологии и социальной экологии,
с осознанием альтернативности онтологических
моделей, которые используют естественные
науки, с развитием системных исследований,
с возрастанием роли принципов глобального
эволюционизма осознается недостаточность
логикометодологического осмысления
оснований и процедур естественных наук
и ищутся пути построения философии природы
на основе принципов коэволюции, эволюционизма,
системности, синергетики.
Заключение.
Каждая ступень развития природы развертывается в натурфилософии по определенной схеме, где вначале выявляются общие принципы организованности (различные на каждой ступени — инертная материя в механике, физические тела в физике индивидуальности, функции и функциональные системы в животном организме), затем элементы на каждой ступени, их формы связи между собой (тяжесть в механике, сцеплгние в физике, ассимиляция в органической физике) и, в конце концов, процессы, присущие природе на каждой из ее ступеней (движение в механике, взаимодействие стихий в физике, химические процессы в органической физике, родовой процесс в физике живого). Своеобразие натурфилософии Гегеля заключается и в том, что он отрицает развитие природы во времени, что шло вразрез с основными тенденциями естественных наук того времени (в частности, космогонической теории Канта—Лапласа, исторической геологии Лайеля и др.). В отказе от идеи развития природы во времени можно увидеть отражение специфического отношения естествознания того времени к объекту своего исследования — объект естествознания не претерпевает существенных изменений за время исследования и поэтому естественные науки могут абстрагироваться и от влияния человеческой деятельности на объект исследования, и от времени, в которое вплетены изучаемые природные процессы.
Передовое
естествознание не нуждается в некой
стоящей над ним
Используемая литература.