Натурфилософия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:41, реферат

Описание работы

Предложенные тогда и позднее натурфилософские системы включали такие важнейшие естественнонаучные понятия, как субстанция, материя, пространство, время, движение, закон природы и др. Впервые термин «philosophia naturalis» встречается у Сенеки.
Натурфилософия - философия природы, особенностью к-рой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием и Н., как и место самой Н. в системе др. философских дисциплин, менялись в истории философии.

Содержание

1. Определение натурфилософии 3стр
2. Представители натурфилософии 5стр
3. Античная натурфилософия 7стр
4. Натурфилософия Средневековья 9стр
5. Натурфилософия эпохи Возрождения 11стр
6. Современная натурфилософия 13стр
7. Заключение 15стр
8. Используемая литература 16стр

Работа содержит 1 файл

Реферат2.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

Российский  государственный педагогический университет  им. А.И.Герцена

Филологический  факультет

 

 

 

 

Натурфилософия

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка I курса

Соколова Мария

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

 

Содержание:

1. Определение натурфилософии 3стр

2. Представители натурфилософии 5стр

3. Античная натурфилософия 7стр

4. Натурфилософия Средневековья 9стр

5. Натурфилософия эпохи Возрождения 11стр

6. Современная натурфилософия 13стр

7. Заключение 15стр

8. Используемая литература 16стр

 

Определение натурфилософии.

Натурфилосо́фия (от лат. natura — природа) — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания. 

НАТУРФИЛОСОФИЯ (философия природы) — область философских исследований, которые стремятся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, задающее принципиальную схему понимания и объяснения отдельных вещей, как регулятивную идею, позволяющую понять все сущее и все предметы в их единстве и в многообразии форм, построить рационально-научную картину мира, восполнив данные естествознания и выявив внутренние принципы взаимосвязи и детерминации вещей, раскрыть различные уровни природы как целого — от неорганической природы к жизни и жизни человека. Натурфилософия — форма спекулятивного знания, построенного с помощью дедукции. Понимание натурфилософии изменялось в истории человеческой мысли и обусловлено тем, как трактовалась природа (то ли как совокупность всего изменчивого и становящегося, то ли как нечто, противоположное душе, истории, культуре, свободе, то ли как внутренний принцип вещей, то ли как область причинно-закономерного и каузально-необходимого).

Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений. Предложенные тогда и позднее натурфилософские системы включали такие важнейшие естественнонаучные понятия, как субстанция, материя, пространство, время, движение, закон природы и др. Впервые термин «philosophia naturalis» встречается у Сенеки.

Натурфилософия - философия природы, особенностью к-рой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием и Н., как и место самой Н. в системе др. философских дисциплин, менялись в истории философии.  

В Англии термином «натуральная философия» до 19 в. обозначалось теоретическое естествознание. Родоначальниками Н. были античные философы-досократики, которые обсуждали проблемы начала и гармонии космоса, круговорота природных стихий, происхождение жизни и т.п

В Натурфилософии мир предстает как огромный (не обязательно человекоподобный) организм, внутри которого камни, растения, животные и люди, плоть и дух взаимодействуют в живом единстве. Природа приобретает черты одухотворенности, поскольку Н. полагала ее внутреннюю сущность чисто идеальной и духовной. Природа – это зримый дух, а дух есть незримая природа(Шеллинг). В этом был найден, как считалось, ответ на извечное противопоставление духа и тела, поскольку для Натурфилософии и дух и плоть имеют одинаково духовную природу, одинаково выражают сущность бытия.

Натурфилософия  представляет собой органическую и  динамическую философию в отличие  от атомистической и механистической. Вслед за Спинозой, Натурфилософия категорически не различает дух и материю, считая их лишь двумя модусами одного бытия. Натурфилософия добавляет к абсолютно неподвижному миру Спинозы “жизнь” как процесс целесообразного изменения, в котором, например, дух рождается из материи.

Именно в среде натурфилософов впервые возникает поэтический  миф “эволюции” живых существ  за счет присущей им внутренней жизненной  силы. Природа впервые начинает восприниматься как самоорганизующаяся, и в этом Н. совпадала с атеистическими и зарождающимися естественнонаучными воззрениями. Природа должна рассматриваться в соответствии с ее внутренними имманентными законами. Шеллинг писал: Действительность природы проистекает из нее самой – она есть свое собственное произведение. Природа есть целое, которое организовано из себя самого и собою.

Натурфилософия явилась первой исторической формой философии и фактически сливалась с естествознанием (атомистическая гипотеза в Древней Греции). В дальнейшем натурфилософия в основном именовалась физикой, т.е. учением о природе.

 

Возникла натурфилософия фактически еще до появления собственно философии, из т.н. космогонии, сохраняя мифологический характер последней. 

Конечной целью натурфилософии являются уже научно обоснованная и  очищенная космология и космогония.

 

Представители натурфилософии.

Родоначальником собственно натурфилософии были ионийские  философы. 

С началом нового времени  в процессе изучения и познания натурфилософии появляются такие имена как Джордано Бруно, Парацельс, Леонардо да Винчи, Коперник, Кеплер, Сеннерт, Декарт.

Вместе с развитием  естественных наук развивалась также  и натурфилософия и выражалось это  в лице таких мыслителей, как Фома Аквинский и Альберт Великий. 

Наблюдение  и эксперимент начинают играть все  более важную роль как в натурфилософии, так и в естественных науках. Об этом гласят имена следующих учёных - Генрих фон Лангенштейн, Альберт Саксонский, Роджер Бэкон, Николай Орезмский и физики-оккамисты.

Представители немецкой Натурфилософии начала 19 в. - В. Гёте, Ф. Шеллинг, Л. Окен, В.Ф. Гегель, К. Г. Карус Ю. Либих, К. Гаусс, Г. Гельмгольц, Л. Больцман, Л. Бюхнер, Я. Молешотт, В. Виндельбанд, Г. Риккерт и др.

Натурфилософия Вселенной  основана Коперником, Кеплером, Ньютоном.

Материалистическую натурфилософию представляли Бюхнер, Молешотт и др.

У физиологов – Иоганнеса  Мюллера, Лотце, Гельмгольца – натурфилософия становится критической теорией  принципов естествознания; в натурфилософии Фехнера еще присутствует спекулятивный  элемент.

На основе естественнонаучных и естественноисторических исследований Дарвина и Геккеля развилась натурфилософия особого рода.

Вильгельм Оствальд создал натурфилософию неорганического (Энергетизм); Рейнке, Дриш, Паладьи и др. – органического (Витализм).

Не стоит  забывать и о советских учёных, которые также несомненно внесли свой вклад в развитие натурфилософии:  А. М. Брянцев, Л. Эйлер, И. Д. Ертов, А. Теряев, H. H. Страхов, H. В. Бугаев,  А. И. Введенский, Η. Ο. Лосский.

В современной  натурфилософии можно озвучить такие  имена как В. Дубислав, М. Шлик, Г. Моргенау, А. Демпф, В. Бруггер, К. Ранер, С. Александер, А. Уайтхед.

           

                И.Кеплер                                                 В.Гёте

 

                

                В.Оствальд                                          Л.Больцман 

 

Античная натурфилософия.

Одним из выдающихся достижений античной цивилизации стала  натурфилософия (философия природы, целостностное учение об окружающем мире) - первая историческая форма научного познания. Древнейшая, известная нам, научная школа, ещё являвшая собой смесь математики, астрономии, философии, магии и мифологии была основана в конце VI в до н.э. мудрецом Пифагором в Кротоне (Италия). Пифагорейский союз просуществовал более 150 лет и дал огромный толчок не только науке, но и политической жизни.

 Античность – это эпоха существования двух европейских обществ древнегреческого и древнеримского – в период с конца VII в. до н.э. до VI в. н.э. По мнению некоторых исследователей, именно в античности зарождается философия как система знаний. Предтечей философии были мысли и высказывания семи мудрецов – Фалеса, Солона, Хилона, Клеобула, Периандра, Питтака и Бианта. Например, известно утверждение Солона «Ничего сверх мepы!», а Бианта –  «Говори к месту», Питтака –  «Знай свое время» и другие высказывания житейской мудрости. 

Существует несколько  периодизаций развития античной философии. Общепринятым является разделение ее на древнегреческую (7 – 4 вв. до н.э.), древнеримскую  и эллинистическую (4 в. до н.э. – 529 г. н.э.). В свою очередь, в древнегреческой философии выделяют «досократическую философию» (625 – 322 гг. до н.э.) и «сократическую философию» (460 – 322 гг. до н.э.). 

Античная философия имеет  существенные отличия от других  
философских систем. Первые греческие философы стремились понять сущность природы, космоса, поэтому первоначально их звали «физиками». В отличие от древневосточной философии, для которой центральной проблемой был поиск путей освобождения человека от страданий, для древнеевропейской философии главной проблемой был поиск первоначала. А в отличие от мифологии, в которой проблема первоначала также существует, она рассматривается не в генетическом аспекте (кто кого породил?), а в субстанциональном (из чего все произошло?). 

В развитии античной философии  можно с некоторой долей условности выделить четыре основных этапа.

Первый – охватывает период с 7 до 5 в. до н. э. Этот период обычно называют досократовским, а философов, соответственно, – досократиками. К этому этапу  относятся философы Милетской школы, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты (Левкип и Демокрит).

Второй этап охватывает период примерно с половины 5 в. и до конца 4 в. до н. э. Он обычно характеризуется  как классический. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов Протогора, Сократа, Платона и особенно Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижение античной классики. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицызм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секс).

Третий этап в развитии античной философии (конец 4 в. - 2 в. до н. э.) обычно обозначается как эллинистический. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. Видными философами этого периода были Теофраст, Карнеад и Эпикур. Однако для всех этих школ был характерен переход от комментаторства учения Платона и Аристотеля к проблемам этики, морализаторским откровениям в эпоху заката и упадка эллинской культуры.

Четвертый этап античной философии (1 в. до н. э. - 5-6 вв. н. э.) приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция.Римская философия  формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм ( Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст Эмпирик).

 

Натурфилософия  Средневековья.

В средневековой философии природа рассматривалась как творение Богом из ничто, учение о творении мира в шесть дней составляло основу описания природных явлений и существ (эти описания представлены в различных “Шестодневах” и комментариях к Книге бытия Библии), причем мифологема шести дней творения трактовалась по-разному: либо символически как одновременность творения, либо как последовательное творение день за днем всего многообразия природы. Иерархия мира” построенная в соответствии с порядком творения, задавала и способы описания мира и построения различных энциклопедий, сумм и трактатов: напр., труды Исидора Севильского “О природе вещей” (De rerum natura), “О порядке творений” (De ordine creaturam) и “О порядке природных вещей” (De Universe da rerum naturalis), Фомы из Шантемпре “О природе вещей” (De natura rerum), Александра Неккама “О природе вещей” (De naturis rerum) н др.

Наряду с  трактовкой природы как реальности, лежащей в основании всех вещей, уже в 19 в. у Эриугены возникает  более сложное разделение природы  на

1) природу творящую  и не сотворенную;

2) природу сотворенную,  но творящую;

3) природу сотворенную  и не творящую;

4) природу не  сотворенную и не творящую.

 Природные  явления интерпретировались как  символы определенного отношения  Бога к человеку. Философия природы в средние века занимала подчиненное место не только относительно теологии, но и относительно практической философии (прежде всего этики).

Лишь в 12 в. формируется  теоретический интерес к философии  природы; Радульф Арденский в  труде “Seculum Universale” выделяет совокупность спекулятивных дисциплин, изучающих природу и причины вещей, и среди них физику, в “Дидаскаликоне” Гугона Сен-Викгорского теоретическая философия подразделяется на теологию, математику и физику как учение о природе. Доменико Гундиесалин в трактате «О разделении философии” (De divisione philosophiae, ок. 1150) определяет физику, или натуральную философию, как дисциплину, изучающую сущее, находящееся в движении. Роберт Гроссетест (13 в.), строя “метафизику света”, рассматривает все природные явления как воплощение света.    

В поздней схоластике благодаря “естественной теологии”  формируется и натурфилософия. ФомаАквинский, подчеркивая, что человек по закону своей природы приходит к умопостигаемому  через чувственное (Summa theol. I, 2, 9 с), отмечает, что естественное познание может простираться лишь до пределов чувственного восприятия и не может дойти до созерцания Бога. Природа мыслится как творение Бога, индивидуализирующего материю благодаря форме. У Р. Бэкона наряду с натурфилософией — спекулятивным знанием о природе — существует ояытная наука (scientia experimentalis) как вершина физики, поскольку она исследует выводы остальных наук на опыте и выведывает тайны природы собственными силами (Opus magnus, ч. VI, гл. 1,2). Трактовка природы как книги, существующей наряду со Священным Писанием (Алан Лилльский и др.), позволила не только увидеть за тайнами и чудесами природы божественные, однако вполне рациональные смыслы, но и сосредоточить усилия в поздней схоластике на натурфилософии и на философском постижении смыслов природных явлений.

Информация о работе Натурфилософия