Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 10:52, контрольная работа
Гуманистическая культура, первоначально ориентированная главным образом (у многих гуманистов даже исключительно) на человека, все чаще углублялась в истолкование природы. Для интеллектуальной деятельности многих ренессансных ученых такой интерес стал определяющим.
1. Натурфилософия Возрождения……………………………….. стр. 3
Этика Ф. Патрици противостоит не только популярному платонизму, но и ортодоксально-католическим воззрениям. Она продолжает и развивает заключенную в философии Б. Телезио идею самосохранения как основы морали, но и идет значительно дальше, в направлении более радикального натурализма. Пантеистическая натурфилософия Франческо Патрици была враждебно встречена защитниками схоластической ортодоксии. «Новая фолософия Вселенной» была осуждена инквизиторами и занесена в Индекс запрещенных книг. Запрет этот совпал с процессом Джордано Бруно с запрещением книг Бернардино Телезио.
Философские
воззрения Патрици развивались
в том же направлении, что и
взгляды его младшего, более глубокого
и радикального современника - Джордано
Бруно.
4). Бесконечная вселенная Джордано Бруно.
Когда мировоззренческий акцент ставился на природе, в глубины которой погружался деперсонализированный Бог, пантеизм становился уже натуралистическим. В сущности, он и составлял главную мировоззренческую основу всех натурфилософских построений позднего Ренессанса, в которых теоретические усилия были сконцентрированы на объяснении природы. В произведениях Джордано Бруно можно видеть кульминацию этого процесса. «Бог есть бесконечное в бесконечном, он находится во всем и повсюду, не вне и над, но в качестве наиприсутствующего». Бруно утверждает, что «природа есть Бог в вещах».
Максимальное
сближение Бога и природы у
Бруно имело для его
Материя, рассматриваемая в ее единстве с формой, отождествляется и с природой. Бруно постоянно развивает ренессансное понимание ее как многокачественной, живой, непрерывно изменяющейся — воззрение, в общем преобладавшее и в античности. Подобно другим ренессансным (как и античным) натурфилософам он исходит из идеи тождества микро- и макрокосма, человека и универсума, вселенной. В его произведениях актуально-бесконечный Бог довольно редко напоминает о своем вездесущии, единство микро- и макрокосма истолковывается более натуралистически. «Все вещи находятся во вселенной и вселенная во всех вещах; мы — в ней, она — в нас».
Трактовка природы в произведениях Бруно почти всегда органистическая — чувственные и интеллектуальные свойства микрокосма переносятся на всю природу. Важнейший результат такой аналогии — гилозоистическое и панпсихическое истолкование всего и всякого бытия. «Мир одушевлен вместе со всеми его членами», а душа — «ближайшая формирующая причина, внутренняя сила, свойственная всякой вещи».
Телеологическая трактовка бытия у Бруно тесно связана и с не раз отмечавшимся нами сближением природы и искусства у ряда ренессансных философов. Гармония и красота природы, которые невозможно понять без уяснения ее целесообразности в большом и малом, могут быть объяснены лишь тем, что всеобщий ум выступает как «тот художественный интеллект, который изнутри семенной материи сплачивает кости, протягивает хрящи, выдалбливает артерии, вздувает поры, сплетает фибры, разветвляет нервы и со столь великим мастерством располагает целое». Природа полна бессознательного творчества (что утверждал и Аристотель), и человеческое — только уподобление ей.
Материалистическая
суть учения Бруно становится особенно
очевидной, если с онтологического
уровня спуститься на уровень собственно
натурфилософский, непосредственно связанный
с истолкованием природы. Таково, например,
его положение, согласно которому материальный
субстрат в принципе остается неизменным,
сколько бы изменений и переходов ни осуществлялось
в конкретных природных изменениях и превращениях.
Так, семя становится стеблем, на нем вырастает
колос, из которого получается хлеб, превращающийся
в желудочный сок, трансформирующийся
в кровь, рождающую уже совсем другое семя,
становящееся зародышем, из которого возникает
и растет человек, со временем превращающийся
в труп, разлагающийся в землю, в свою очередь
становящуюся камнем, и т.п.
Натурфилософский материализм
заключен и в традиционных
воззрениях шедших с
глубокой древности
относительно главных
стихий, или элементов,
образующих, так сказать,
тело природы. Это качественное воззрение
античной физики было воспринято как схоластическими
трактовками природы, так и ренессансной
натурфилософией. У Бруно же оно стало
первостепенным элементом его космологических
воззрений.
5). Механистическая картина мира Галилео Галилея.
Основоположником
экспериментально-
Астрономические открытия Галилея, в первую очередь спутников Юпитера, стали наглядным доказательством истинности гелиоцентрической теории Коперника, а явления, наблюдаемые на Луне, представлявшейся планетой, вполне аналогичной Земле, и пятна на Солнце подтверждали идею Бруно о физической однородности Земли и неба. Открытие же звездного состава Млечного Пути явилось косвенным доказательством бесчисленности миров во Вселенной.
Указанные
открытия Галилея положили начало его
ожесточенной полемике со схоластиками
и церковниками, отстаивавшими аристотелевско-
Используя теорию двойственной истины, Галилей решительно отделял науку от религии. Он утверждал, например, что природа должна изучаться с помощью математики и опыта, а не с помощью Библии. В познании природы человек должен руководствоваться только собственным разумом. Предмет науки - природа и человек. Предмет религии - «благочестие и послушание», сфера моральных поступков человека.
Исходя из этого, Галилей пришел к выводу о возможности безграничного познания природы. Мыслитель и здесь вступал в конфликт с господствовавшими схоластическо-догматическими представлениями о незыблемости положений «божественной истины», зафиксированных в Библии, в произведениях «отцов церкви», схоластизиированного Аристотеля и других «авторитетов». Исходя из идеи о бесконечности Вселенной, великий итальянский ученый выдвинул глубокую гносеологическую идею о том, что познание истины есть бесконечный процесс. Эта противоречащая схоластике установка Галилея привела его и к утверждению нового метода познания истины.
Воззрение Галилея на материю как на состоящую в своей основе из бескачественных частиц вещества, принципиально отличается от воззрений натурфилософов, приписывавших материи, природе не только объективные качества, но и одушевленность. В механистическом взгляде Галилея на мир природа умерщвляется, и материя перестает, выражаясь словами Маркса, улыбаться человеку своим поэтически-чувственным блеском
Механистический характер
Стремясь объяснить устройство Вселенной, Галилей утверждал, что бог, когда-то создавший мир, поместил Солнце в центр мира, а планетам сообщил движение по направления к Солнцу, изменив в определенной точке их прямой путь на круговой. На этом деятельность бога заканчивается. С тех пор природа обладает своими собственными объективными закономерностями, изучение которых - дело только науки.
Таким
образом, в новое время
Галилей одним из первых
сформулировал деистический
взгляд на природу. Этого взгляда придерживалось
затем большинство передовых мыслителей
17 - 18 вв. Научно-философская
деятельность Галилея
кладет начало новому
этапу развития философской
мысли в Европе - механистическому
и метафизическому материализму 17 - 18
вв.
6). Томмазо Кампанелла (1568-1639).
Эстетика Томмазо Кампанеллы в сравнении с Бруно представляет уже некоторого рода шаг назад. Он тоже неоплатоник. У него тоже мы находим на вершине бытия мир «первообразов», затем мир «метафизический» (или мир «духов» вроде средневекового учения об ангелах), далее — мир «математический», «временной» и «телесный» и, наконец, мир, данный прямому чувственному восприятию, т. е. мир данного конкретного расположения вещей (mun-dus situalis). Вся эта иерархия бытия, тоже согласно неоплатоническому образцу, трактуется как результат эманации из первоединой сущности. Однако этой неоплатонической картине совершенно не хватает того диалектического монизма и той красивой и непоколебимой иерархии бытия, которыми отличалась система Бруно.
Кампанелла внес существенное противоречие в эту систему и сверху и снизу. Сверху у него оказался личный бог как творец мира из ничего, а снизу заявляло о своей непоколебимой значимости самое обыкновенное чувственное восприятие, которое мешало самостоятельной логике понятий и ограничивало человеческое знание областью только явлений, понимая сущности как непознаваемую область.
Для пантеистического истолкования воззрений Кампанеллы тоже достаточно оснований, поскольку он проповедует повсеместную одушевленную материю. Вероятно, имеют солидные аргументы и те, которые понимают философию Кампанеллы как принципиальный деизм, поскольку у него выступает самый настоящий монотеистический бог и, в то же время, провозглашается полная свобода чувственного восприятия, полная свобода основанной на нем логики, гносеологии и науки, а тем самым и полная независимость от божества и его установлении.
У Кампанеллы слишком бросаются в глаза противоречия его системы и заигрывания с точными науками, свидетельствующие как о прогрессирующем развале Ренессанса, так и о прогрессирующем становлении новейшего естествознания. В механике Галилея Кампанелла мало что понимал. Тем не менее, самого Галилея он защищал как поборника свободной науки. С католичеством он тоже не порывал, однако подлинной научной техникой для него была только магия.
Эстетика Кампанеллы не в силах провести до конца неоплатоническую систему категорий; она вносит в нее весьма интенсивные научно-эмпирические элементы, для которых не было достаточных оснований в философской системе Кампанеллы и которые могли бы получить для себя обоснование только на путях дальнейшей, уже невозрожденческой науки.
Кампанелле
принадлежит еще и общественно-
Два с половиной столетия Возрождения от Петрарки до Галилея – знаменуют собой разрыв со средневековой традицией и переход к новому времени. Этот этап явился закономерным и необходимым в истории философской мысли. Мыслителями XIV – XVI вв. Была разработана картина мира и человека, глубоко отличная от средневековой.
Специфически ренессансный характер этой новой картины мира заключается в ее пластичности, в сочетании сенсуалистического и рационалистического подхода. Пантеизм Возрождения означал не только соединение, отождествление божественного и природного начал, но и отождествление сущности и существования вещей, внутренних сил движения и материи. Всеобщая одушевленность — не только метафора для обозначения динамизма материи, но и своеобразная трактовка природы как жизненной силы. Подобное понимание мира как живого, одушевленного организма определяло собой пластичность, образность ренессансного философского мышления. Исполненная внутренних сил материя для мыслителей Возрождения — не абстракция, она обладает всеми красками индивидуализированного, чувственно воспринимаемого бытия. Ренессансная картина мира исходит из качественного многообразия явлений и вещей.
Вместе с тем ренессансная картина мира, будучи глубоко отличной от схоластической, еще не есть картина мира нового естествознания — и вовсе не только из-за отдельных ей присущих недостатков и несовершенств, а по самой своей специфической природе. Ее «недостатки» суть продолжение ее достоинств, это единые, неразрывно связанные друг с другом свойства целостной системы представлений.