Натурфилософия Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 10:52, контрольная работа

Описание работы

Гуманистическая культура, первоначально ориентированная главным образом (у многих гуманистов даже исключительно) на человека, все чаще углублялась в истолкование природы. Для интеллектуальной деятельности многих ренессансных ученых такой интерес стал определяющим.

Содержание

1. Натурфилософия Возрождения……………………………….. стр. 3

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по философии.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

Филиал  Санкт-Петербургского государственного

инженерно-экономического университета

в г. Череповце 

Кафедра социогуманитарных дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по философии:

Натурфилософия  Возрождения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила

студент 1 курса 1ЭТП-07                                  Шульга Марина Анатольевна                           

Проверил

преподаватель                                                    Бойко Станислав Владимирович

  
 
 

Череповец 2007 г.

     Содержание:

     1. Натурфилософия Возрождения……………………………….. стр. 3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Натурфилософия Возрождения.

     Гуманистическая культура, первоначально ориентированная  главным образом (у многих гуманистов даже исключительно) на человека, все чаще углублялась в истолкование природы. Для интеллектуальной деятельности многих ренессансных ученых такой интерес стал определяющим.

     Другим  направлением философского интереса к  природе в ренессансной мысли  была натурфилософия. В XVI в. развитие ее становилось все более интенсивным, по мере того как теряла авторитет аристотелевско-схоластическая интерпретация природы, и возрастал интерес к другим, неаристотелевским истолкованиям ее. Умозрительность, присущая подавляющему большинству этих истолкований и в принципе присущая любой натурфилософии для ренессансной была все же не столь характерна, как для античной. Это объяснялось как более пристальным вниманием ренессансных натурфилософов к обогащавшемуся жизненному опыту той эпохи, так и все более настойчивым их интересом к ее естественнонаучным достижениям и учениям.

     Для натурфилософии Ренессанса в целом все  же характерны не столько методологические изыскания, сколько онтологическая интуиция, преимущественное стремление к интерпретации бытия, к разработке всеобъемлющих картин природно-космической жизни. Отсюда и значительная зависимость ренессансной натурфилософии от учений и идей античной физики (хотя уже в позднем, римском стоицизме появился и синонимичный латинский термин philosophia naturalis, который в конце XVIII в. в связи с деятельностью Шеллинга был видоизменен в термин «натурфилософия»). Однако такая зависимость была относительной, носила творческий характер, ибо ренессансные философы природы подобно многим гуманистам не бездумно возрождали учения и идеи античной физики, а относились к ним избирательно, заимствовали те из них, которые соответствовали их пониманию природы (нередко трансформируя их при этом).

     Не  менее важной идеей ренессансной натурфилософии, вытекавшей из ее пантеистической  позиции и во многом порождавшей ее, была также идея тождества микро- и макрокосма. Будучи одной из определяющих идей древнего мировоззрения (и фактически существовавшая уже на его дофилософской, мифологической стадии), разделявшаяся многими неортодоксальными философами Средневековья, она приобрела интенсивное распространение и в философии Возрождения. Саму же идею этого фундаментального тождества следует рассматривать как одно из главных выражений органистического мировоззрения, трактующего природу, универсум по аналогии с человеком и социумом, в который человек всегда включен. Необходимым элементом органицизма как в древности, так и в ренессансной натурфилософии был гилозоизм, убеждение в универсальности жизни и даже в одушевленности всего бытия (на этом основании он именуется иногда панпсихизмом).

     Общую черту ренессансной натурфилософии, сближавшую ее с подавляющим большинством учений античной физики, следует усматривать  и в преобладании качественной интерпретации природы. Существовали и другие общие черты ренессансной натурфилософии, среди них и такие, которые не столько сближали, сколько отличали ее от античной физики. Однако дальнейшее выявление их лучше всего осуществлять в процессе конкретного рассмотрения возникавших в Италии, в Германии и других странах учений виднейших натурфилософов. 

     1). Натуралистичность принципа тождества микро- и макрокосма у Парацельса

     Примером  пантеистического мировоззрения, в  котором на базе фундаментальной  идеи тождества микро- и макрокосма природное начало брало верх над  божественно-сверхъестественным, могут служить воззрения и деятельность немецкого врача, естествоиспытателя и философа Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма, более известного под псевдонимом Парацельс (1493—1541).

     Парацельса  можно считать  родоначальником  немецкой натурфилософии. Однако на первый план он выдвигал медицину, опирающуюся на философию, астрологию, алхимию и теологию. Характерна и глубокая неудовлетворенность Парацельса состоянием современной ему медицины, ориентировавшейся на древние и средневековые авторитеты.

     Первоматерия выступает у него как та «бездна», которая существует независимо от божественного начала и из которой, благодаря первоначальному «да будет», возникает первобытная материя, а уж из нее — весь универсум. Познание природных тайн человеком возможно в силу его полного соответствия с природой, которое порой трактуется весьма прямолинейно и упрощенно (например, сердце уподобляется Солнцу, мозг — Луне, печень — Сатурну, почки — Юпитеру). В соответствии с принципом всеобщей связи аналогичные отношения мыслятся и между человеческими органами и растениями, как и минералами, у растений же и минералов — с небесными светилами.

     Одним из закономерных следствий фундаментальной  идеи тождества макро- и микрокосма у Парацельса стало также его гилозоистическое убеждение во всеобщей одушевленности природы. В каждой ее частице пребывает некий архей («начальник»), распознание которого дает ученому наиболее действенный ключ к пониманию явлений природы, особенно эффективный при лечении заболеваний.

     2). Сенсуализм и гилозоизм натурфилософии Телезио.

     К середине XVI в. среди гуманистической  интеллигенции Италии усилились  стремления к углубленному и более  достоверному познанию природы. Весьма ярким выражением таких стремлений стала деятельность и доктрина Бернардино Телезио (1509—1588).

     Умозрительной методологии древних философов  и тем более схоластов Телезио  противопоставлял методологию сугубо опытную, даже чисто сенсуалистическую, гарантирующую максимальную близость к конкретным вещам природы и  восприятие их такими, какими они существуют сами по себе. Он неоднократно подчеркивал, что мышление значительно менее совершенно, чем чувство, составляющее основу познания. С этой точки зрения все выводы рассудка, обобщающего то, что доносят до него чувства, являются суждениями по аналогии в соответствии с некогда воспринятым, а также догадками. Только чувственный опыт может служить критерием истинности.

     Телезио оказался под воздействием не платоновско-неоплатонической традиции, преобладавшей у ренессансных философов XV — XVI вв., отвергавших схоластизированный аристотелизм, а под воздействием традиции стоицизма. Первая из них была традицией сугубо умозрительной и, можно сказать, антисенсуалистической, вторая же, напротив, свое качественное истолкование природы основывала главным образом на сенсуализме. При этом пантеизм для натурфилософии Телезио в общем не характерен, что объясняется не столько преобладанием в ней стоической традиции (в которой пантеистические мотивы тоже сильны), сколько натуралистической и аналитической установкой Телезио, стремившегося к полному исключению вопросов теологии из своего природопонимания. Поэтому если Бог и появляется на страницах книги Телезио, натуралистически стремившегося к фиксированию начал одной лишь природы, то это происходит лишь в случаях, когда при помощи этих начал невозможно объяснить некоторые ее особо важные, решающие стороны. Придерживаясь принятой выше терминологии, можно сказать, что Телезио прибегает иногда к «помощи» мистифицирующей функции понятия Бога, и мы совсем не встречаемся у него с его интеллектуализирующей функцией.

     Натуралистическая направленность телезианской натурфилософии ясна из подчеркивания им телесности всех образований и проявлений природы. Максимальной массовидностью и телесностью обладает мировая материя. Однако эти свойства превращают ее в чисто пассивную сущность (и здесь она мало отличается от первоматерии Аристотеля), которая своим происхождением была обязана божественному всемогуществу. Следовательно, Бог мыслится здесь в общем как внеприродное начало, скорее деистический момент, с которым в дальнейшем мы встретимся многократно. Однажды возникнув, масса мировой материи становится неуничтожимой, количественно неизменной и качественно однородной. Без остатка заполняя всякое пространство, она исключает пустоту (одно из положений стоической физики).

     Поскольку сама по себе пассивная  материя не способна к действиям, а  без этого не бывает природной жизни, Бог вместе с ней  создал и два бестелесных  начала — тепло  и холод. Эти первоначала  мыслятся одушевленными, способными к взаимочувствованию и стремящимися к самосохранению. Поскольку же начала тепла и холода внедрены в каждую природную частицу, телезианская натурфилософия гилозоистична. Гилозоизм, приписывающий способность ощущения всему физическому, — закономерный онтологический эквивалент сенсуалистического редукционизма методологии Козентинца. Правда, гилозоизм сочетается в его натурфилософии не с пантеистическими представлениями целостного природного организма, а с минимальными элементами деизма, в силу которых Бог мыслится как внеприродное начало.

     Признав акт божественного творения, Тeлезио в дальнейшем обходится без бога: природа, объясняемая на основе «собственных начал», не нуждается в потустороннем вмешательстве. В таком, деистетическом по своей сущности, решении проблемы бога и мира проявилась главная натуралистическая тенденция философии Бернардо Толезио. Натурфилософия Бернардино Телезио оказала значительное воздействие на дальнейшее развитие ренессансной философии природы. С ним полемизировал, но в то же время многое воспринял от него Франческо Патриции. Джордано Бруно высоко оценил «честную войну», которую вел против Аристотеля Козентинец. Подвергшееся нападкам со стороны схоластов еще при жизни автора, книги Телезио после его смерти были занесены в папский Индекс запрещенных книг. Не случайно это произошло во время инквизиционного процесса Джордано Бруно: в свете смелых идей Ноцлана стали особенно очевидны опасные для теологии и схоластики тенденции философии природы, объясняемой из ее «собственных начал». 

     3). Неоплатоническая натурфилософия Патрици.

     Другой  яркий пример пантеистического натурфилософского  построения дает нам концепция Франческо  Патрици (1529—1597). Она, можно сказать, целиком сформировалась в русле неоплатонической традиции. По сравнению с телезианской доктриной в натурфилософии Патрици еще сильнее выражена онтологическая интуиция, что во многом объясняется меньшей ее устремленностью к вопросам методологии и гносеологии (хотя критика аристотелизма и здесь представлена весьма пространно). Все это мы находим в главном произведении Патрици «Новая философия универсума» (1591). Неоплатонический эманатизм одерживает здесь полную победу над христианским креационизмом, причем в отличие от флорентийского неоплатонизма, в фокусе интересов которого находился человек, доктрина Патрици устремлена к объяснению природы.

     В основу ее положено вековечное представление о свете, соединяющем высшее бестелесное единство с миром телесной множественности. «Развитие» универсума происходит в соответствии с неоплатонической схемой: от максимально отвлеченного первоединого блага (причем даже триединый Бог фигурирует ниже его) ко все более определенным и конкретным образованиям — сущностям, жизням, разумам, душам, природам, качествам, формам. Мировую субстанцию этого процесса и составляет свет (не существующий без тепла). Можно сказать, что гимн свету озаряет произведение Патрици. Сама философия обязана своим существованием свету.

     Ход мыслей Патрици интересен тем, что  он раскрывает генезис и сущность столь сложного и до сих пор во многом загадочного гносеологического и психологического феномена, как интуиция. Зрительная интуиция как бы толкает человека в сторону интуиции интеллектуальной.

     Но  главная функция света — онтологическая. Свет составляет основу всеединства, проявляющегося в масштабе универсума и, тем более, земного мира. Наиболее интересная черта натурфилософии Патрици состоит здесь в последовательном восстановлении того органицизма, который был определяющим для большинства концепций античной физики. Выражением органицизма у Патрици является как гилозоизм, так и панпсихизм.

     Самым совершенным из тел  он считает мир. Функция Бога, подателя света, в сущности, сведена к тому, что он является и подателем жизни. Подвергнут решительной критике Аристотель, который своей концепцией души стремился ограничить универсальную распространенность жизни в природе. Для Патрици же никакое тело невозможно без души, без жизни.

Информация о работе Натурфилософия Возрождения