Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:39, контрольная работа
Цели и задачи: изучить эпоху возрождения на основе ценностей и утверждений величайших гениев, рассмотреть гуманизм и проблемы человеческой индивидуальности.
Данная тема актуальна тем, что позволяет изучить основы становления философии, открытий, произведений поэтов, философов и ученых данной эпохи.
Структура сознания
В сознании выделяют следующие уровни:
К сознанию относится также и самосознание. Самосознание -- это самопознание, самоотношение, самооценка и самоконтроль.
Кроме сознания, психика включает в себя подсознательное (то, что в данный момент не осознается, но может быть осознано) и бессознательное (инстинкты).
В последнее время разрабатывается понятие «сверхсознание» как основа интуиции, творчества. Все остальное -- неосознаваемая деятельность мозга, в которой можно выделить три группы явлений:
Процесс познания, его структура и принципы
Познание есть процесс формирования знаний. Один источник знаний -- чувства и ощущения. Другой источник -- разум.
Знания не могут быть единым с тем, знанием чего они являются: есть объект познания, есть субъект познания и есть знание субъекта об объекте, которое получается с помощью чувств или разума.
Таким образом, в философии формировалось представление о процессе познания как формирования субъектом знаний об объекте, которое может осуществиться с помощью чувства и разума.
Проблема истины в познании
Следующая важнейшая проблема в познании -- это проблема истины. В древности крайние точки зрения следующие:
а) Материалисты древности понимали истину как соответствие наших знаний вещам. Такое понимание истины было продолжено и материалистами Нового времени.
б) Объективные идеалисты истину понимали как вечные и неизменные свойства идеальных объектов (Платон).
в) Софисты считали, что объективной истины нет: «Человек -- мера всех вещей».
Истина -- это процесс совпадения знаний с развивающейся абсолютной идеей (объективный идеализм Гегеля).Таким образом, вопрос об истине является самым сложным в познании. Истина и объективна, и субъективна, она должна приводить к успеху, ее формирование происходит на основе опыта и интуиции, она логически непротиворечива и в какой-то мере и условна, так как носит относительный и субъективный характер.
Итак, познание -- это сложный процесс. Высшей формой познания является научное познание, которое имеет сложную структуру, свою специфику, которая возвышает науку, делает ее знания общепринятыми, но в то же время отрывает науку от личности, от морали, здравого смысла. Но наука не имеет непроходимых границ с не наукой и не должна их иметь, чтобы не перестать быть человечной.
Философия сознания
Сознание - это высшая форма психической активности человека, представляющая собой совокупность мыслительных, чувственных, эмоциональных и волевых процессов, позволяющих человеку не только познавать мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими субъективными жизненными целями.
Сознание является сущностным признаком человека, отличающим его от всех других живых существ.
Структура психики человека
Психика человека имеет сложную структуру, включающую в себя эмоции, чувства, память, бессознательное.
Эмоция - это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску. В эмоции находит проявления радость, печаль, восторг, ненависть и другие чувства. Эмоции сопровождают практически любые проявления активности человека и выступают в качестве важного механизма внутренней регуляции психической деятельности. Эмоции являются бессознательным переживанием значения и смысла происходящих событий. Оценки событий и явлений, таящиеся в эмоциях, зачастую противоречат результатам рационального исследования. Часто разум и эмоции противопоставляют, отдавая предпочтение разуму.
Чувства являются высшим продуктом развития эмоций человека и представляют собой стабильные, независимые от конкретных обстоятельств эмоциональные отношения человека к общественным явлениям, к другим людям и к самому себе. Чувства хотя и выражают индивидуальность человека, тем не менее, подвержены влиянию социального и культурного окружения. Они формируются через воспитание, обучение, общение с другими людьми, приобщение к культуре.
Память - это одно из свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. В структуре памяти выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения. В нейропсихологии различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особыми видами памяти являются моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память "чувств"), образная и словесно-логическая. Память является интегральной характеристикой психики. Она хранит информацию, необходимую для повседневной деятельности, способствует формированию у человека способности сводить на один уровень горизонты прошлого, настоящего и будущего.
Бессознательное - это совокупность безотчетных психических состояний, явлений и действий, лежащих вне сферы актуальной (непосредственно данной) познавательной активности, но оказывающих огромное влияние на весь внутренний мир человека, его поведение.
Сущность сознания
Сознание - это способность познавать не только истину, но и различать добро и зло, справедливость и несправедливость, прекрасное и безобразное.
Выделяют три вида объективаций сознания:
1. Сознание как знание.
2. Сознание как особая субъективная реальность (идеальное)
3. Сознание как воля.
Сознание как знание
В первую очередь понятие сознания ассоциируется со способностью человека познавать окружающий мир. Поскольку знания о среде обитания являются одним из условий выживания, то нет ни одного живого существа, которое тем или иным способом не познавало бы мир. Разум - это более высокая, чем рассудок, способность человеческого сознания.
Рассудок направлен на выявление причинно-следственных связей в окружающем человека мире. Он способен обобщать данные чувственных впечатлений в логические формы, однако не может подняться до познания универсальной связи вещей. Рассудок абсолютизирует противоречия и различия; он рассматривает объект с какой-либо одной стороны. Разум способен обобщать все чувственные впечатления и данные рассудка таким образом, что в полученной картине мира гармонично сочетаются все различия и противоположности. С помощью разума человек может помыслить не только причинно-следственные связи и закономерности, но также нравственные и эстетические ценности. Специфика разума и в том, что он является рефлексивным мышлением. Это означает, что его предметом могут быть не только внешние объекты, но и сам разум: рефлексия - это мышление о мышлении. Благодаря рефлексивной способности человек познает себя, соотносит свое индивидуальное бытие с бытием мира и обретает идентичность.
Общественное сознание
Носителем сознания является человек, индивид. Он обладает развитым головным мозгом, при посредстве которого происходит формирование и развитие сознания. Помимо мозга, другим обязательным условием сознания является общественная среда, в которую с рождения включен человек. Без общества, вне общества, человек (а значит и сознание) невозможен. Поэтому содержание индивидуального сознания всегда социально обусловлено. Это дает основание говорить о существовании общего для всех проживающих в том или ином социальном пространстве людей духовного поля, включающего в себя мировоззрение, науку, мораль, религию, эстетические предпочтения, обычаи и традиции. Эти формы духовности отражают общественное бытие людей и поэтому называются общественным сознанием.
Общественное сознание - это совокупность знаний, настроений, духовных ценностей, принципов и норм, в которых осуществляется самосознание и самопознание общества. Как и отдельный индивид, общество нуждается в знании самого себя для того, чтобы организовать свое бытие гармоничным и бесконфликтным способом. Эти знания вырабатывались, накапливались и передавались от поколения к поколению в форме мифов, преданий, обыденных представлений, философских и научных теорий.
В зависимости от того, насколько глубоко и адекватно в общественном сознании воспроизводится общественное бытие, в нем различают два уровня - обыденный и теоретический.
Обыденный уровень общественного сознания - это представления, знания и оценки, которые формируются спонтанно, в процессе повседневной жизни людей и содержат лишь поверхностные обобщения, касающиеся общественной жизни. Одной из форм обыденных представлений об общественной жизни считаются пословицы и поговорки. Вот некоторые из них: "Одна пчела немного меду натаскает"; "В согласном стаде волк не страшен"; "Не надобен и клад, коли в семье лад"; "Не от царей угнетение, а от любимцев царских"; "Живи для людей, поживут люди для тебя".
Другая форма обыденного общественного сознания - мифы, в которых описываются те или иные стороны совместной жизни людей.
Любой миф - это рассказ, а не объяснение. Войны, политические кризисы и хозяйственные неурядицы объясняются в мифе действием скрытых сил, проявлением судьбы.
Близким по смыслу и содержанию к понятию общественное сознание считается понятие ментальности. Ментальность - это глубинный уровень общественного сознания, представленный духовными структурами, благодаря которым социальная группа, - от общины до нации, - воспринимает мир, чувствует, мыслит, действует определенным образом. Ментальность - это особый дух народа, его тайная энергетика, рационально непостижимая, но признаваемая всеми друзьями и недругами.
Философия
как форма общественного сознания обращает
внимание человека на то, что и без помощи
бога он способен жить достойным образом,
опираясь на данный ему природой дар -
разум. В философии разум понимается в
предельно широком значении как способность
не только к теоретическому познанию,
но и как способность выносить нравственные
и эстетические суждения. Цель науки -
истина.
Заключение
Итак, бесспорно, эпоха Возрождения явилась неким светлым периодом времени в истории развития человечества, его культурной и духовной жизни.
Поэзия - высшая ступень литературного жанра - перешла на принципиально новый уровень, и, воспевая человека и наделяя его божественными способностями, восторжествовала над поражением душной теологии. Индивидуальный личностный дух достиг небывалых высот.
Социальные
идеалы Возрождения -- это свободное сообщество
равных, гармоничный союз единомышленников,
воплощенный на практике в ученых сообществах
(sodalitas) гуманистов или в литературных
утопиях, подобных «Телемскому аббатству».
Именно в эпоху В. появляются первые социальные
утопии, в которых были представлены основные
принципы идеального общественного устройства
(Мор, Кампанелла,т.д.).
Список
используемой литературы
1. Алексеев П.В. Хрестоматия по философии: учеб.Пособие для студ.среднего проф.образования/ П.В.Алексеев -М.:Тк Велби, Изд. Проспект, 2004. - 576с.
2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры - М.: Мысль, 1972. - с.273
3. Зотов А.Ф., Миронов В.В., Философия: учебник - М.: академический Проект, 2003. - 656с. - (“Gaudeamus”).
4. Кузнецов В.Г., Философия: учебник - М.: Инфра-М, 2005. -519с.
5. Любимов Л.С., Искусство Западной Европы - М.: Просвещение, 1996
6. Прохоров А.М., Советский Энциклопедический словарь - М.: Советская энциклопедия, 1990 - 1631с.
7. Реале Дж. Антисери Д., Западная философия от истоков до наших дней - Спб.: Петрополис, 1994
8. Сидорина
Т.Ю., Философия: учебник -М.: Гардарики,
2003. - 828с.