Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:39, контрольная работа
Цели и задачи: изучить эпоху возрождения на основе ценностей и утверждений величайших гениев, рассмотреть гуманизм и проблемы человеческой индивидуальности.
Данная тема актуальна тем, что позволяет изучить основы становления философии, открытий, произведений поэтов, философов и ученых данной эпохи.
НОУ СПО «КОЛЛЕДЖ МЕНЕДЖМЕНТА (ТЕХНИКУМ)»
Дисциплина
Основы философии
Контрольная (Курсовая) работа
Вариант
№ 7,8
Студентки Пятковой Ксении Михайловны курса 3
Адрес: ул.Мещерского, 8, кв. 3, г.Архангельск, 163013
Телефон: 8 953 265 24 83
Специальность: право и организация социального обеспечения
Группа: заочная
Преподаватель
Пермякова Л.В.
Результаты проверки работы
______________________________
«__»
____________2011 г.
Подпись преподавателя__________
Архангельск 2011
Содержание
Введение
Тема: Натурфилософия эпохи возрождения. Гуманизм и проблемы человеческой индивидуальности. Проблема происхождения и сущности сознания. Формы функционирования и виды сознания.
Цели и задачи: изучить эпоху возрождения на основе ценностей и утверждений величайших гениев, рассмотреть гуманизм и проблемы человеческой индивидуальности,
Данная тема актуальна тем, что позволяет изучить основы становления философии, открытий, произведений поэтов, философов и ученых данной эпохи.
Вся
культура эпохи Возрождения наполнена
признанием ценности человека как личности,
его права на свобод ное развитие и проявление
своих способностей. Утверждается новый
критерий оценки общественных отношений
- человеческий. На первом этапе гуманизм
эпохи Возрождения выступил как светское
свободомыслие, противостоящие средневековой
схоластике и духовному господству церкви.
Далее гуманизм утверждается через ценностно-моральный
акцент философии и литературы. В этой
работе мне хотелось бы уделить особое
внимание поэзии Ренессанса. На мой взгляд
поэты эпохи Возрождения, от Яна Кохановского
до Шекспира, уловили этот великий триумф
человечества над своими пороками и ошибками
предшествующих времен.
Натурфилософия эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало ХVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.
Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса - развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.
На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Именно она оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени.
Джордано Бруно
Одним из величайших гениев эпохи Возрождения был Джордано Бруно (1548- 1600). Он отбросил все церковные догматы о сотворении мира, о якобы имевшем место начале мира и грядущем его конце; развил гелиоцентрические идеи Коперника, утверждая, что существует бесконечное множество миров Вселенной. В работе "О бесконечности. Вселенной и мирах" он заявлял:
"Я провозглашаю существование бесчисленных отдельных миров, подобно миру этой Земли. Вместе с Пифагором я считаю ее светилом, подобным Луне, другим планетам, другим звездам, число которых бесконечно. Все эти небесные тела составляют бесчисленные миры. Они образуют бесконечную Вселенную в бесконечном пространстве..."
Вместе с тем Джордано Бруно много писал о Боге. Он признавал всеобщую одушевленность материи. Но его Бог - это Вселенная, которая одновременно и творящая и творимое, и причина и следствие.
Пантеизм в этих рассуждениях налицо. Нет Бога, стоящего над миром и диктующего ему свои законы; Бог растворен в природе. Материальной природе он посвящает целые гимны: материя живое и активное начало. Интересны его рассуждения о человеке как и его связи с природой. Человек - часть природы, его безграничная любовь к познанию бесконечного, сила его разума возвышают его над миром. В 1592 г. Бруно был обвинен в ереси и заключен в тюрьму. В 1600 г. его сожгли на костре.
Николай Коперник
Одним из наиболее значительных достижений естествознания этого времени было создание польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира. Основные идеи, положенные в основу этой системы, состоят в следующем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Это открытие произвело поистине революционный переворот, так как опровергло существовавшую более тысячи лет картину мира, основанную на геоцентрической системе Аристотеля-Птолемея.
Томас Мор
Томас Мор (1478 - 1535) причину неблагополучия в обществе усматривал в частной собственности. "Где имеется частная собственность, где все измеряется деньгами, - там вряд ли когда-то станет возможным успешное осуществление государственных дел", - писал он. В описанной им стране "Утопия" все трудятся по своим способностям и вкусам, а получают все - по потребностям. В стране нет ни бедных, ни богатых, потому что все продукты их общего труда принадлежит всем.
Томазо Кампанелла
27
лет просидел в подземелье католической
инквизиции монах-доминиканец Томазо
Кампанелла (1568 - 1639). Кроме ряда незначительных
философских произведений он написал
обессмертившее его произведение "Город
Солнца". В названии своего произведения
он припрятал критику разрекламированного
Средневековьем сочинения блаженного
Августина "О граде божьем". В «городе
Солнца», жителей которого Кампанелла
называет соляриями, ликвидирована частная
собственность; труд - общая повинность
и главнейшая потребность человека; в
нем "нет места негодяям и тунеядцам".
Гуманизм и проблемы человеческой индивидуальности
Гуманистическая мысль эпохи Возрождения. Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность).
Формировался новый общественный слой - гуманисты, - где отсутствовал сословный признак, где ценились, прежде всего, индивидуальные способности. Причастность к новой среде зависела преимущественно от духовных свойств конкретного человека. Представители новой светской интеллигенции -- гуманисты - защищают в своих произведениях достоинство человека; утверждают ценность человека независимо от его общественного положения; обосновывают и оправдывают его стремление к богатству, славе, могуществу, светским знаниям, наслаждению жизнью; привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам. Провозглашенное первыми гуманистами духовное раскрепощение личности было неразрывно связано с задачей построения новой культуры, переработки и освоения античного наследия, разработкой гуманитарных знаний, ориентированных на воспитательную и образовательную деятельность. Поэтому определить гуманизм только как философскую систему воззрений невозможно. Теоретический и практический аспекты связаны между собой.
Проблема человеческой индивидуальности:
Никола Макиавелли: главный побудительный мотив деятельности человека -- эгоизм, материальный интерес; Человек вскоре забудет смерть отца, чем лишение имущества.
Франческо Петрарка: постижение истинной мудрости; искусство быть свободным; понял великую силу слов «Хорош Сократ, который увидел хорошего подростка в молчании и сказал: «Говори, чтоб я тебя видел!». Идея свободного человека вела за собой широкие демократические слои в борьбе за эти права. Человек, его свободное развитие становится теперь в центре жизни, к нему устремлено внимание, а не к богу. Человек рожден для деятельности, и проводником ему должен служить разум .
Гуманизм - центральное для Возрождения культурное явление. Это свободомыслие и светский индивидуализм. В основе гуманизма находится этика, которая, прежде всего, дает определенное истолкование природы человека. В соответствии с идеями Эпикура философия Возрождения основное внимание обращает на гармонию души и тела, на равнозначность духовного и телесного бытия. Способности, задатки человека рассматриваются именно не только Богом данные, но и реализованные, как результат собственных усилий в равной мере. С этим связано и понимание достоинства человека, и понимание его сущности как творчески деятельной личности, которая посредством своей активности и деятельности реализует свою свободу, реализует свою индивидуальность - это основные проблемы.
Философия Возрождения связывала свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации, главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные стороны бытия личности).
Пико делла Мирандола. В его учении человек не просто природное существо, но и творец самого себя и этим отличается от прочих существ. Ему Бог дал свободную волю и разум, и он может сам решить свою судьбу. Руководясь своей волей, осуществляя деятельность, человек может подняться до ангельских высот или опуститься до животного состояния.
Эразм Роттердамский. В целом его философские воззрения были просвещенческими. Он, полагал, что все люди равны между собой от рождения и перед богом,становятся либо нравственными, благочестивыми, либо безнравственными не в силу сословных причин. Этому процессу он уделял много внимания, а роль философии и религии усматривал в том, какое они имеют значение в формировании нравственности человека. Являясь религиозным мыслителем, Эразм обращал основное внимание на нравственную сторону религии, стремился в доходчивой форме излагать божественное. Здесь он резко выступал против схоластики, как учение об абстрактных проблемах. Он считал, что задача философии - сделать более обыденными нравственные принципы из священного писания, чтобы они были руководством в земной жизни человека.
С учетом этого он рассматривал человека, как образ и подобие бога. Особый упор на самопознание. Это позволяло понять, что в человеке есть греховное, а что божественное. 3 составляющих человека: дух, душа, тело.
Философские проблемы сознания и познания
Проблема происхождения сознания
В основном происхождение сознания связывают с происхождением человека и общества, с появлением человеческой «деятельности», которая качественно отличается от «поведения» животных. То, что нужно человеку, он не застает в мире в готовом виде. Он все должен создать сам, то есть переделать мир. В результате деятельности создается постоянно меняющийся мир. Жить в этом мире на основе только генетической программы нельзя, так как неадекватная реакция может привести к гибели. Для существования человека необходимо постоянно создавать образы того, что он хочет. Этот процесс есть целеполагание. Этот образ надо удерживать в голове вместе со свойствами, которые не даны в чувственном восприятии, так как человек пользуется уже не природными веществами, а переделанными им. Эти свойства фиксируются в абстрактных понятиях -- зафиксированных в слове. Слово -- это знак понятия. Необходимо также определить способ достижения цели.
Это делается с помощью абстрактного мышления, в котором устанавливаются причинно-следственные связи между предметами, которые внешне ничем не связаны. Все это объединяется понятием сознание. Чтобы отделить себя от внешнего мира и результатов своей деятельности, оценить свои возможности и способности достижениями целей, человеку необходимо самосознание. Сознание человека не угасает, так как деятельность человека постоянно меняет мир и заставляет сознание вечно бодрствовать.
В
происхождении сознания много проблем.
Например, почему сознание возникло только
у человека? Могло ли оно не возникнуть.
Одно и то же -- речь и мышление -- или существует
мысли без слов? Есть ли мышление и речь
у животных? И т.д.