Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 21:45, реферат
Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, философии. Зародившись в городах Италии это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых научных течений, развитию радикально новых взглядов на мир, на проблемы философии.
Космология
Бруно уравнивала Землю со всеми
другими планетами Солнечной
системы, а последнюю — со всеми
бесчисленными звездными
Органистический
принцип своей натурфилософии Бруно
распространял на весь космос. Мировая
душа в качестве особой интеллигенции
проникает и в каждое небесное
светило, каждую планету, образуя ее
внутренний деятельный принцип, без
которого была бы совершенно непонятна
причина их движения. При всей фантастичности
этих воззрений нельзя забывать, что
в эпоху, когда еще только начинала
складываться небесная механика, с
одной стороны, философы стремились
найти источник самодвижения планет
и тем более звезд, не прибегая
к помощи божественного всемогущества,
а с другой, обращение к их неким
внутренним духовным движущим началам
было необходимой формой динамического
объяснения космических явлений. Другим
не менее важным проявлением космического
органицизма, гилозоизма и панпсихизма
было убеждение Бруно не только в
одушевленности, но и в населенности
бесчисленных миров. В силу такого убеждения
Универсум поистине превращался
во Вселенную. При этом Бруно предполагал
существование разных форм жизни, чувственной
и разумной, отличных от тех, которые
имеют место на Земле. Разумеется,
эта идея Ноланца была совершенно
умозрительной, ибо до сих пор
она не подучила никакого научно-эмпирического
подтверждения. Тем не менее ее значение
для утверждения
Кардинальную проблему веры и разума Бруно решал в духе полного разделения, их предметов, не допускавшего никакого вмешательства носителей религиозного знания в истину философии и науки. Он считал, что "вера требуется для наставления грубых 'народов, которые должны быть управляемы", в то время как философские доказательства, имеющие в виду раскрытие "истины относительно природы и превосходства творца ее", адресованы "не простому народу, а только мудрецам, которые способны понять наши рассуждения". Поскольку же в реальной жизни, для которой каноны религиозной "истины" оставались еще официально-повелительными, а их носители — весьма агрессивными, философская истина непрерывно страдала и попиралась, горячий и искренний Ноланец не стеснялся в выражениях: "Священная осляность, святое отупенье. О, глупость пресвятая, блаженное незнание".
Официальной догматической религиозности, стремящейся подчинить себе все души без изъятия и переполненной множеством суеверий, Бруно противопоставлял религиозность философскую, к которой настойчиво стремились многие гуманисты. "Мы иным образом, — писал он в латинском произведении «О безмерном и неисчислимых», — нежели негодяи и глупцы, определяем волю Бога... Нечестиво искать его в крови клопа, в трупе, в пене припадочного, под топчущими ногами палачей и в мрачных мистериях презренных колдунов. Мы же ищем его в неодолимом и нерушимом законе природы, в благочестии души, хорошо усвоившей этот закон, в сиянии солнца, в красоте вещей, происходящих из лона нашей матери-природы, в ее истинном образе, выраженном телесно в бесчисленных живых существах, которые сияют на безграничном своде единого неба, живут, чувствуют, постигают и восхваляют величайшее единство". Такая "религиозность" не могла получить никакого признания католических церковников, пославших на костер ее восторженного поклонника.
Заключение
Бруно, как мы знаем, не был ни астрономом, ни физиком; он рассуждает как натурфилософ. Но его рассуждения, хотя и не непосредственно, оказывают влияние и на развитие науки: подрывая те принципы, на которых стоит перипатетическая физика и космология, Бруно, так же как и Николай Кузанский, подготовляют почву для философии и науки нового времени.
Джордано Бруно, чье смелое воззрение разбило хрустальную твердь Вселенной, которая считалась созданной богом и ограниченной в пространстве, и раздвигало её пределы до бесконечности, утверждая также, что не только наше Солнце имеет сопутствующие планеты, но и звезды, как удаленные от нас Солнца, также имеют свои спутники. Воззрение это было подтверждено астрономией только в середине 20-го века. Как правильно считал Бруно, мы не видим этих планет вследствие колоссальности расстояний до нас, к тому же планеты тонут в блеске звездных лучей. Наша Земля, отражая солнечные лучи, тоже светится в мировом пространстве, правильно заключил итальянский мыслитель, воззрения которого представляют пример плодотворного влияния философии на астрономию. Настроение человека, осознавшего бесконечность Вселенной и бесчисленность составляющих её миров, философ-поэт передал в следующих вдохновенных строках:
«Хоры блуждающих звезд, я к вам свой полет направляю,
К вам поднимусь, если вы верный укажете путь.
Ввысь увлекая меня, ваши смены и чередованье
Пусть вдохновляют мой взлет в бездны далеких миров.
То, что так долго от нас время скупое скрывало,
Я обнаружить хочу в тёмных его тайниках».
Джордано Бруно «Диалоги».
Список использованной литературы:
1. Б.Г. Кузнецов «Джордано Бруно и генезис классической науки» Москва, 1970г.
2.
Джордано Бруно «Диалоги»
3.
А.Х. Горфункель «Философия