Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 21:45, реферат
Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, философии. Зародившись в городах Италии это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых научных течений, развитию радикально новых взглядов на мир, на проблемы философии.
Введение
XV
и XVI столетия были временем
больших перемен в экономике,
политической и культурной
Все
перемены в жизни общества сопровождались
широким обновлением культуры - расцветом
естественных и точных наук, литературы
на национальных языках и, в особенности,
философии. Зародившись в городах
Италии это обновление захватило
затем и другие европейские страны.
Появление книгопечатания открыло
невиданные возможности для
1.Биография Джордано Бруно
Джордано Бруно (Филиппо Бруно) (1548 - 1600) - итальянский философ эпохи Возрождения, поэт, представитель пантеизма.
Будучи католическим
Доминиканец, 1576 вышел из закона, путешествовал по Европе, преподавал и учился в частности в Женеве, Париже, Оксфорде. В своих взглядах сочетал различные философские доктрины, астрономию, магию и герметизм.
Филиппо Бруно родился в семье солдата Джованни Бруно в городе Нола близ Неаполя в 1548. В 11 лет его привезли в Неаполь изучать литературу, логику и диалектику. В 15 лет в 1563 он поступил в местный монастырь Святого Доминика, принадлежащий Доминиканскому ордену, где продолжил учебу. Здесь в 1565 он стал монахом и получил имя Джордано. В 1572 Бруно принял священный сан.
Настойчивые
занятия привели к появлению
критического отношения философа к
догматам церкви и схоластике. Вскоре
за сомнения относительно непорочного
зачатия Девы Марии он навлек на
себя подозрения в ереси. Началось расследование
его деятельности. Не дожидаясь результатов,
Бруно сбежал в 1576 в Рим, но, посчитав
это место недостаточно безопасным,
двинулся на север Италии. Здесь
он стал зарабатывать на жизнь преподаванием,
ведя в основном странствующий образ жизни.
В 1577 в Женеве за резкую критику кальвинистов
Бруно попал в тюрьму. После освобождения
в 1579 он перебрался во Францию, побывав
сначала в Тулузе, где читал публичные
лекции на тему книги Аристотеля «О душе»,
а в 1579 посетил Париж, где читал лекции
о книге Раймунда Луллия "Великое искусство».
Во Франции на Бруно обратил внимание
присутствовавший на одной из его лекций
король Генрих III, который позже предоставил
ученому рекомендательные письма для
поездки в Англию.
Бруно отказывался от любой традиции, которую не воспринимал его разум, и прямо заявлял всем, кто спорил с ним, что они дураки и недоумки. Считал себя гражданином мира, сыном Солнца и Земли, академиком без академии. 25 мая и 26 мая 1592 Мочениго направил на Бруно доносы, после чего философ был арестован и заключен в тюрьму. Местные инквизиторы не смогли переубедить Бруно в отношении к Богу и в 1593 передали римским коллегам.
После
семилетнего тюремного
В
философских идеях Бруно
2.Бесконечная вселенная Джордано Бруно
Положения
Кузанского противоречат принципам
аристотелевской физики, основанной
на различении высшего - надлунного и
низшего - подлунного миров. Кузанский
разрушает конечный космос античной
и средневековой науки, в центре
которого находится неподвижная
Земля. Тем самым он подготовляет
коперниканскую революцию в астрономии,
устранившую геоцентризм
Характерная
для Николая Кузанского тенденция
мыслить высшее начало бытия как
тождество противоположностей (единого
и бесконечного) была результатом
пантеистически окрашенного сближения
бога с миром, творца с творением.
Эту тенденцию еще более
Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос.
Снимая, далее, границу между творцом и творением, Бруно разрушает и традиционную противоположность формы - как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного, с другой. Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в средние века приписывалось богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть «бог в вещах».
Пантеизм
Бруно прокладывал путь к материалистическому
пониманию природы. Неудивительно,
что учение Бруно было осуждено церковью
как еретическое. Инквизиция требовала,
чтобы итальянский философ
Новое соотношение между материей и формой, новое понимание материи свидетельствует о том, что в XVI веке сформировалось сознание, существенно отличное от античного.
Если для древнегреческого философа предел выше беспредельного, завершенное и целое прекраснее незавершенного, то для философа эпохи Возрождения возможность богаче актуальности, движение и становление предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия. И не случайно в этот период особо притягательным оказывается понятие бесконечного: парадоксы актуальной бесконечности играют роль своего рода метода не только у Николая Кузанского и Джордано Бруно, но и у таких выдающихся ученых конца XVI-начала XVII века, как Галилей и Кавальери.
Доведенные
в философии Джордано Бруно до
логического завершения, пантеистические
тенденции философской мысли
эпохи Возрождения с
3.Натурфилософская доктрина Джордано Бруно
Основным
естественнонаучным источником натурфилософской
доктрины Ноланца стала
Максимальное
сближение Бога и природы у
Бруно имело для его
Трактовка природы в произведениях Бруно почти всегда органистическая — чувственные и интеллектуальные свойства микрокосма переносятся на всю природу. Важнейший результат такой аналогии — гилозоистическое и панпсихическое истолкование всего и всякого бытия. "Мир одушевлен вместе со всеми его членами", а душа — "ближайшая формирующая причина, внутренняя сила, свойственная всякой вещи". Вместе с тем она выступает и в качестве всеобъемлющей духовной субстанции — платоновско - неоплатонической мировой души, к понятию которой многократно обращались многие средневековые, чаще всего, неортодоксальные философы, и которая стала одним из главных онтологическо-гносеологических понятий ренессансной философии. В столь важном произведении Бруно, как диалог «О причине, начале и едином», понятие самого Бога фактически подменяется понятием мировой души. Такого люда подмена во многом объясняется тем, что важнейшим атрибутом мировой души признается некий "всеобщий ум", универсальный интеллект. Правда, Ноланец говорит о трех разновидностях интеллекта — божественном, мировом и множестве частных, но решающую роль приписывает именно мировому - центральному, связующему звену этой платоновской триады. Телеологическая трактовка бытия у Бруно тесно связана и с не раз отмечавшимся нами сближением природы и искусства у ряда ренессансных философов. Гармония и красота природы, невозможные без уяснения ее целесообразности в большом и малом, могут быть объяснены, согласно Ноланцу, лишь тем, что всеобщий ум выступает как тот художественный интеллект, который изнутри семенной материи сплачивает кости, выдалбливает артерии, вздувает поры, сплетает фибры, разветвляет нервы и со столь великим мастерством располагает целое". Природа полна бессознательного творчества и человеческое — только уподобление ей.