Насилие как философская проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:55, реферат

Описание работы

Целью реферата является анализ насилия как философской проблемы.
Задачи: рассмотреть понятие, признаки и структуру насилия; рассмотреть современную проблематику насилия и элементы ненасилия.

Работа содержит 1 файл

насилие!!!!.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

     Самое слабое, уязвимое место современной  цивилизации — это противоестественное сочетание универсальных производительных сил каждый раз с локальным, многократно (национально, регионально, социально и т. д.) ограниченным мировоззрением, компьютерной технологии с пещерной этикой. Нависшая над человечеством глобальная опасность — ядерная, экологическая, демографическая, антропологическая и другие — поставила его перед роковым вопросом: или оно откажется от насилия, «этики вражды» или оно вообще погибнет.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 4. Насилие и ненасилие

     Философия и этика ненасилия сегодня  уже не являются просто актом индивидуальной святости, они приобрели в высшей степени актуальный исторический смысл.

     Таким образом, рассмотренные в историческом аспекте насилие и ненасилие также могут быть интерпретированы как различные ступени, стадии единого процесса. В плане перехода от одной ступени к другой, от насилия к ненасилию, наше время является критическим, когда требуется качественный сдвиг вперед, равнозначный смене основ жизни. Речь не идет, конечно, об одноразовом или полном устранении насилия — насилие имеет невытравимо глубокие корни в историческом и психологическом опыте, в самой онтологии человека. Речь идет о качественной смене вектора сознательных усилий человека — и индивидуальных и, в особенности, коллективных, социально-организованных.

     Ненасилие в отличие от насилия является не особым случаем иерархической связанности человеческих воль, а перспективой их солидарного слияния. Его координаты — не вертикаль властных отношений, а горизонталь дружеского общения, понимая при этом дружбу в широком аристотелевском смысле. Ненасилие исходит из убеждения в самоценности каждого человека как свободного существа и одновременно взаимной связанности всех людей в добре и зле. Одно из часто повторяемых возражений против ненасилия как исторической программы состоит в том, что оно исходит из слишком благостного и потому реалистического представления о человеке. В действительности это не так. В основе ненасилия лежит концепция, согласно которой человеческая душа является ареной борьбы добра и зла, как писал Мартин Лютер Кинг, «даже в наихудших из нас есть частица добра, и в лучших из нас есть частица зла». Считать человека радикально злым — значит незаслуженно клеветать на него. Считать человека бесконечно добрым — значит откровенно льстить ему. Должное же ему воздается тогда, когда признается моральная амбивалентность человека.

     Ненасилие как нормативная программа делает акцент на доброе начало в человеке, на то, чтобы усиливать его путем культивирования и сложения. Этим оно существенно отличается от насилия, как и в целом от властных отношений, которые направлены прежде всего на то, чтобы ограничивать, блокировать деструктивные, разрушительные проявления человеческой свободы. Сознательно ориентируясь на добро, сторонник ненасилия, тем не менее, исходит из убеждения, что моральная амбивалентность является принципиально неустранимой основой бытия человека — он не исключает себя из того зла, против которого он ведет борьбу» и не отлучает оппонента от того добра, во имя которого эта борьба ведется. На этом построены принципы его поведения: а) отказ от монополии на истину, готовность к изменениям, диалогу и компромиссу; б) критика своего собственного поведения с целью выявления того, что в нем могло бы питать и провоцировать враждебную позицию оппонента; в) анализ ситуации глазами оппонента с целью понять его и найти такой выход, который позволил бы ему сохранить лицо, выйти из конфликта с честью; г) бороться со злом, но любить людей, стоящих за ним; д) полная открытость поведения, отсутствие в отношении оппонента какой бы то ни было лжи, скрытых намерений, тактических хитростей и т. п. Основная установка ненасилия — исправить отношения, превратить врагов в друзей, сделать так, чтобы предшествующее зло не стало абсолютной преградой для последующего сотрудничества. Ненасилие есть усилие, состоящее в том, чтобы выпрыгнуть из заколдованного круга ненависти и насилия, сменить основания выбора.

     Таким образом, понятия насилие и ненасилие нельзя понять вне соотнесения друг с другом. Чтобы раскрыть конкретный характер этой соотнесенности, их надо рассматривать не сами по себе, а в более широком контексте борьбы добра против зла, борьбы за социальную справедливость и человеческую солидарность. Что насилие есть зло, признается большинством философских и религиозных учений. Теории, включающие насилие в позитивный контекст человеческой деятельности, как правило, не деградируют до апологии насилия. Марксизм, например, в котором содержится известная романтизация насилия, проводит различие между разными формами насилия (справедливые и несправедливые войны), рассматривает его в затухающей перспективе, постулируя некое идеальное состояние, в котором не будет насилия. И. А. Ильин, написавший развернутый трактат против Л. Н. Толстого с программным названием «О сопротивлении злу силою», вводит вместо понятия насилия понятие физического принуждения и пресечения, а его допустимость оговаривает такими условиями (надо, чтобы речь шла о подлинном зле, чтобы оно было верно воспринято, чтобы не было других средств сопротивления, и чтобы тот, кто решает, вдохновлялся подлинной любовью и находился в волевом отношении к миру), которые никогда нельзя практически удостоверить и всегда можно теоретически оспорить. Не само по себе насилие становится труднейшей теоретической задачей и духовным вызовом, а вопрос о том, можно ли использовать насилие во имя благих целей, годится ли оно в качестве средства для борьбы со злом.

     Насилие и ненасилие представляют собой разные перспективы в борьбе за справедливые отношения между людьми в обществе. Возможные линии поведения человека перед лицом насильственно поддерживаемой социальной несправедливости можно свести к трем основным. Во-первых, это пассивность, малодушие, трусость, капитуляция, словом, непротивление насилию. Такая позиция заслуживает безусловной негативной оценки. Во-вторых, ответное насилие. Эта линия поведения является в практическом плане более эффективной и в нравственном плане более достойной, чем первая. В ответном насилии уже, по крайней мере, чувствуется «ответственность за цели» (Жан Госс). Это уже вызов насилию, активное его неприятие, борьба с ним. Широко известны слова Ганди о том, что если бы перед человеком был выбор между трусливым смирением или насильственным сопротивлением, то предпочтение, конечно, следовало бы отдать насильственному сопротивлению. Ответное насилие лучше, чем покорность. Но есть еще третья линия поведения — это активное ненасильственное сопротивление, преодоление ситуации несправедливости, но другими — принципиально ненасильственными методами. Отождествление ненасилия с пассивностью является одним из устойчивых общественных предрассудков. В обыденном сознании насилие, как правило, оправдывается в качестве альтернативы покорности. Такая позиция была бы понятна только в том случае, если бы не было третьей возможности — ненасилия, предполагающего исключительно высокую степень активности и действенности, более высокую, чем ответное насилие.

     Морализирующий  абсолютизм является, на мой взгляд, одной из основных причин, в силу которой идеи ненасилия сегодня, в XXI в., в обществе находят почти так же мало отклика, как и две с половиной тысячи лет назад, когда они впервые возникли. Люди — не ангелы; об этом можно сожалеть, но изменить такое положение дел нельзя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В процессе работы над данным рефератом  я поняла, что ни один словарь не описывает всё множество проявлений насилия, не содержит предельно общего свойства, характеризующего любое проявление насилия.

     Рассмотрение  структуры насилия, выделение взаимодействия между субъектом и объектом, привело  к осознанию того, почему духовная форма насилия является высшей –  потому что она не осознается объектом.

     Также я поняла, откуда взялось насилие, ведь когда-то его не было! Появление его связано с тем, что что-то стало мешать человеку делать сознательный вклад в общественное производство жизни и возникло противоречие между тем, что мешает и что помогает делать этот вклад.

     Также мне стала более понятной фраза, сказанная Лениным по поводу насилия и тот факт, что насилие – временное явление в человеческом существовании. Значит, когда-нибудь будет общество, в котором не будет насилия.

     И также пришло осознание того, что  я каждый день сталкиваюсь с высшей формой насилия – духовной. Пришло понимание массовости явления и того факта, что это ведет к деградации производственных сил, а главное – к тому, что человек перестает быть таковым – он не знает ГДЕ и ЗАЧЕМ он.

     Из  постулата свободы человека вытекает, как минимум, два важных этических вывода. Первый — человек открыт добру и злу. Утверждение, согласно которому лучшее доказательство в пользу существования свободы воли, состоит в том, что без нее нельзя было бы грешить,— больше, чем остроумное суждение. Оно просто умное. Второй — нельзя ответить на вопрос, что такое человек, не отвечая одновременно на вопрос о том, что он должен делать. Добро, как и зло,— не факт. Оно является делом выбора. Человек — не зверь. И человек — не Бог. Он — среднее между тем и другим. Человек не тождествен самому себе. Человек — это путник. Важно не то, где он находится. Важно то, куда он идет и сама эта готовность идти и дойти до конца.

     Насилию нет места ни в природе, ни в  пространстве человеческого разума…". Свой реферат я хочу закончить следующим выводом: " …Путь к добру лежит только через добро…Через насилие нельзя прийти к обществу без насилия. Аморальные средства не могут вести к морали так же, как богохульство не может приблизить к Богу…Насилие не может получить нравственной санкции даже в порядке исключения. Нет таких ситуаций и аргументов, которые позволяли бы считать насилие благом". 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников 

  1. Гусейнов  А.А. Понятия насилия и ненасилия. – М: ВЛАДОС, 2001.
  2. Усманова А.  Насилие как культурная метафора // Топос. - № 5. – 2004. С.112 - 114
  3. Яскевич А.В., Гориш  И.В. Философия. Методическое руководство для начинающих. – Пинск.: ПВБК, 2002.-С. 54
  4. Allbest.ru [Электронный ресурс]/ Философия насилия. Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/philosophy/00138010_0.html. –Дата доступа: 20.11.2010г.
  5. Академик [Электронный ресурс]/ Большой Энциклопедический словарь. Насилие. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/208782. – Дата доступа: 27.11.2010г.
  6. Дом Солнца [Электронный ресурс]/ Насилие. Гнев. Оправдание и осуждение. Режим  доступа: http://www.sunhome.ru/religion/11165/p1. – Дата доступа: 02.12.2010г.
  7. Словопедия [Электронный ресурс]/ Новейший философский словарь. Насилие. Режим доступа: http://www.slovopedia.com/6/205/770841.html. – Дата доступа: 27.11.2010г.
  8. Толковые словари [Электронный ресурс]/ Словарь Ефремовой. Насилие. Режим доступа: http://www.slovar.plib.ru/dictionary/d1/55764.html. – Дата доступа: 02.12.2010г.

Информация о работе Насилие как философская проблема