Национальное самосознание и национальная идентификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:57, реферат

Описание работы

Значение и необходимость в глубоком изучении этнических процессов современной истории. Объединение этнических общностей для борьбы за обладание природными ресурсами, политическую власть, территориальную и культурную целостность. Процессы расширения межкультурных связей, объединение Европы, распад целого ряда многонациональных государств, многочисленные этнические конфликты, регионы этнической напряженности, националистические, религиозные, культурные движения и объединения.

Содержание

Введение
1.Понятия национальной идентификации и национального самосознания
2. Формирование этнического самосознания
3. Виды и типы национальной идентификации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

    Таким образом, национальное самосознание - отражение сознания этнической группы в индивидуальном сознании её членов, выражающее результат усвоения последними представлений об историческом опыте, состоянии и перспективах развития своего народа (этноса), его ценностях и нормах, а также его место и роли среди других народов и взаимоотношение между ними. 
 
 
 
 
 

    3. Виды и типы этничесчкой идентификации 

    Выделеляют два уровня идентичности. Первый — личностно -психологический — осознание человеком, кто есть я. Оно складывается по мере участия в различных социальных группах. Можно ощущать себя членом семьи, трудового коллектива, драматического кружка. Этот уровень идентичности связан с представлением о себе как члене какой-то группы, а также теми эмоциями, которые возникают от оценки этой принадлежности. 
Второй уровень — социально-психологический. Эти представления формируются как производные от осознания человеком своей причастности к определенной социальной группе. Индивиду свойственно искать подтверждения своей групповой принадлежности, что возможно только во взаимодействии с другими подобными группами. Человеку свойственно сравнивать свою группу с другими и вести себя так, чтобы представить свою группу в благоприятном свете. 
        Разновидностью социально-психологической идентичности является этносоциологическая идентичность: осознание личностью своей принадлежности к определенному этносу. Она удовлетворяет, с одной стороны, потребность в самобытности и независимости от других людей, с другой — потребность в принадлежности к группе и защите. 
Кроме уровней в этнологии принято выделять виды этнической идентичности. Последняя может быть осознанной или бессознательной (можно считать себя представителем одного народа, но при этом проявлять качества, которые характерны преимущественно для другого); полной или ч аст и ч н о п (можноосознавать себя частью одного народа, а можно — одновременно двух и более народов, семьи, профессионального коллектива и т.д.); непосредственной и опосредованной. Опосредованная идентификация осуществляется включенностью в соответствующую этническую общность или группу: я идентифицируюсь с конкретным народом через включенность в его различные этнические коллективы и целостности. К таким целостностям относятся любые субъекты — семья, социальные страты, субэтносы, этнографические группы и т.п. Включенная идентичность может быть многоуровневой и иерархизпрованной: я идентифицируюсь с народом через включенность в группу, которая, в свою очередь, входит в другую группу и т.д. 
Многочисленные наблюдения и исследования процесса этнической идентификации показывают, что его развитие возможно в трех вариантах. Во-первых, этническая идентификация может произойти на основе подражания, т.е. индивид осознанно или неосознанно копирует стереотипы поведения той этнической общности, в которой он воспитывается и живет. Во-вторых, она может осуществляться на основе принуждения. Такими орудиями принуждения служат традиции и ценностные ориентации общества. В-третьих, этническая идентификация может осуществляться на основе свободного и осознанного выбора. Иногда человек отказывается от национальности и становится космополитом, человеком всего мира. Но и в таком случае отказ всегда основан на свободном выборе. 
        В процессе формирования этнической идентификации, в зависимости от сочетания различных причин и условий, складывается семь основных типов, отличающихся своими стойкими чертами и признаками. 
        1.Нормальная идентичность — образ своего народа воспринимается как положительный, имеет место благоприятное отношение к его культуре, истории. Но потребность в идентификации с данной этнической группой и уровень коисолидированности с ней зависят от типа личности и от ситуации. Отклонения от «нормы» могут идти в направлении как нарастания этничности, так и ее угасания или даже отрицания. 
        2. Этноцентрическая идентичность — некритическое предпочтение какой-либо этнической группы и самоидентификация индивида с ней. Присутствуют элементы этноизоляционизма, замкнутости. В некоторых этнических группах элементы замкнутости детерминируются традиционными нормами, религиозными правилами (например, брачная эндогамия), хотя и не сопровождаются изоляционизмом в целом. 
        3. Этнодоминирующая идентичность — этничность становится наиболее предпочтительной перед всеми другими видами идентичности (гражданской, семейной, профессиональной и др.). Иными словами, этническая принадлежность воспринимается как безусловно доминирующая ценность. Обычно сопровождается признанием «прав народа» выше «прав человека», представлениями о превосходстве своего народа, дискриминационными установками в отношении других этнических групп, признанием правомерности «этнических чисток», стремлением не смешиваться с другими этносами. 
        4. Этнический фанатизм — абсолютное доминирование этнических интересов и целей, часто понимаемых иррационально. Сопровождается готовностью идти во имя их на любые жертвы и действия. Это крайняя форма агрессивной идентичности. 
        5. Этническая индиферентность — человек практически равнодушен к проблеме собственной этничности и межэтнических отношений, ценностям своего и других народов. Он независим от норм и традиций собственной этнической группы, и на его поступки и поведение в любых сферах деятельности никак не влияют ни собственная этническая принадлежность, ни этническая идентичность других. 
        6. Этнонигилизм в форме космополитизма — отрицание этничности, этнических, этнокультурных ценностей. Обычно возникает в связи с осознанием низкого статуса своей этнической группы, признанием ее неравноценности по сравнению с другими. В результате человек избегает демонстрировать свою этничность, а иногда и вообще отрицает всякую этничность. 
        7. Амбивалентная этничность — явно не выраженная этническая идентичность, широко распространенная в смешанной этнической среде. 
Выделяя отмеченные типы и виды этнической идентичности, следует помнить, что это лишь научные абстракции, сформулированные на основании изучения большого эмпирического материала. Реальное положение этнической идентичности среди других форм идентичности людей может определяться не каким-то одним из названных типов, а несколькими. 
        Таким образом, границы этнической идентичности подвижны, динамичны и культурно обоснованы. Этническая идентичность - переменная величина в каждой культуре. Выделяют такие виды этнической идентичности, как нормальная идентичность, этноцентрическая, этнодоминирующая, этнический фанатизм, амбивалентная этничность, этнонигилизм в форме космополитизма, этническая индиферентность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Таким образом, национальное самосознание - идеологический атрибут национальной жизни и наиболее характерным его проявленим является осознание своей национальной принадлежности, идентификации. А национальная идентификация является частью национального самосознания и не воспринимается как нечто индивидуальное, а наоборот - как коллективное.          

    Этническое самосознание выражается в познавательной, эмоциональной и прочих формах. Познавательная сторона включает в себя, во-первых, осознание человеком этнической принадлежности; во-вторых, осознание им своего социального положения; в-третьих, осознание санкционированных этнической общностью традиций, норм – моделей поведения, осознание своих жизненных интересов и насущных потребностей. Эмоциональная сторона этнического самосознания включает чувство национальной гордости, чувство собственного    достоинства за вклад приумножение  богатства   своей   страны. 

    Границы этнической идентичности подвижны, динамичны и культурно обоснованы. Этническая идентичность - переменная величина в каждой культуре. Выделяют такие виды этнической идентичности, как нормальная идентичность, этноцентрическая, этнодоминирующая, этнический фанатизм, амбивалентная этничность, этнонигилизм в форме космополитизма, этническая индиферентность.  
 
 
 
 
 
 
 

 
   Список использованной литературы 

1. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура. М.,1996.71с. 
2. Белков П.Л. О методе построения теории этноса // Этносы и этнические процессы.М.,1993.С.48-61 
3. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. 284 с. Электронный ресурс: режим доступа:http://www.socioline.ru 
4. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987. 333 с. Электронный ресурс: режим доступа: http://www.socioline.ru

5. Волкогонова  О., Татаренко И. Этническая идентификация  и искушение национализмом. - М., 1993.

  6. Гирко Л.В. Национальная идентичность и социальный порядок (научно-аналитический обзор) // Реферативный журнал. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия. 11. Социология. 1998. № 3.

7. Конструирование этничности / Под ред. В. Воронкова и И. Освальд. С-Пб.: издательство "Дмитрий Буланин", 1998.

8. Токарев С.А. Проблемы типов этнических общностей (к методическим проблемам этнографии) // Вопросы философии. 1964. № 11.

9. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. С-Пб.: Алетейя, 2000.

Информация о работе Национальное самосознание и национальная идентификация