Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:57, реферат
Значение и необходимость в глубоком изучении этнических процессов современной истории. Объединение этнических общностей для борьбы за обладание природными ресурсами, политическую власть, территориальную и культурную целостность. Процессы расширения межкультурных связей, объединение Европы, распад целого ряда многонациональных государств, многочисленные этнические конфликты, регионы этнической напряженности, националистические, религиозные, культурные движения и объединения.
Введение
1.Понятия национальной идентификации и национального самосознания
2. Формирование этнического самосознания
3. Виды и типы национальной идентификации
Заключение
Список литературы
Таким
образом, национальное самосознание - отражение
сознания этнической группы в индивидуальном
сознании её членов, выражающее результат
усвоения последними представлений об
историческом опыте, состоянии и перспективах
развития своего народа (этноса), его ценностях
и нормах, а также его место и роли среди
других народов и взаимоотношение между
ними.
3.
Виды и типы этничесчкой
идентификации
Выделеляют
два уровня идентичности. Первый — личностно
-психологический — осознание человеком,
кто есть я. Оно складывается по мере участия
в различных социальных группах. Можно
ощущать себя членом семьи, трудового
коллектива, драматического кружка. Этот
уровень идентичности связан с представлением
о себе как члене какой-то группы, а также
теми эмоциями, которые возникают от оценки
этой принадлежности.
Второй уровень — социально-психологический.
Эти представления формируются как производные
от осознания человеком своей причастности
к определенной социальной группе. Индивиду
свойственно искать подтверждения своей
групповой принадлежности, что возможно
только во взаимодействии с другими подобными
группами. Человеку свойственно сравнивать
свою группу с другими и вести себя так,
чтобы представить свою группу в благоприятном
свете.
Разновидностью
социально-психологической идентичности
является этносоциологическая идентичность:
осознание личностью своей принадлежности
к определенному этносу. Она удовлетворяет,
с одной стороны, потребность в самобытности
и независимости от других людей, с другой
— потребность в принадлежности к группе
и защите.
Кроме уровней в этнологии принято выделять
виды этнической идентичности. Последняя
может быть осознанной или бессознательной
(можно считать себя представителем одного
народа, но при этом проявлять качества,
которые характерны преимущественно для
другого); полной или ч аст и ч н о п (можноосознавать
себя частью одного народа, а можно — одновременно
двух и более народов, семьи, профессионального
коллектива и т.д.); непосредственной и
опосредованной. Опосредованная идентификация
осуществляется включенностью в соответствующую
этническую общность или группу: я идентифицируюсь
с конкретным народом через включенность
в его различные этнические коллективы
и целостности. К таким целостностям относятся
любые субъекты — семья, социальные страты,
субэтносы, этнографические группы и т.п.
Включенная идентичность может быть многоуровневой
и иерархизпрованной: я идентифицируюсь
с народом через включенность в группу,
которая, в свою очередь, входит в другую
группу и т.д.
Многочисленные наблюдения и исследования
процесса этнической идентификации показывают,
что его развитие возможно в трех вариантах.
Во-первых, этническая идентификация может
произойти на основе подражания, т.е. индивид
осознанно или неосознанно копирует стереотипы
поведения той этнической общности, в
которой он воспитывается и живет. Во-вторых,
она может осуществляться на основе принуждения.
Такими орудиями принуждения служат традиции
и ценностные ориентации общества. В-третьих,
этническая идентификация может осуществляться
на основе свободного и осознанного выбора.
Иногда человек отказывается от национальности
и становится космополитом, человеком
всего мира. Но и в таком случае отказ всегда
основан на свободном выборе.
В процессе формирования
этнической идентификации, в зависимости
от сочетания различных причин и условий,
складывается семь основных типов, отличающихся
своими стойкими чертами и признаками.
1.Нормальная идентичность
— образ своего народа воспринимается
как положительный, имеет место благоприятное
отношение к его культуре, истории. Но
потребность в идентификации с данной
этнической группой и уровень коисолидированности
с ней зависят от типа личности и от ситуации.
Отклонения от «нормы» могут идти в направлении
как нарастания этничности, так и ее угасания
или даже отрицания.
2. Этноцентрическая
идентичность — некритическое предпочтение
какой-либо этнической группы и самоидентификация
индивида с ней. Присутствуют элементы
этноизоляционизма, замкнутости. В некоторых
этнических группах элементы замкнутости
детерминируются традиционными нормами,
религиозными правилами (например, брачная
эндогамия), хотя и не сопровождаются изоляционизмом
в целом.
3. Этнодоминирующая
идентичность — этничность становится
наиболее предпочтительной перед всеми
другими видами идентичности (гражданской,
семейной, профессиональной и др.). Иными
словами, этническая принадлежность воспринимается
как безусловно доминирующая ценность.
Обычно сопровождается признанием «прав
народа» выше «прав человека», представлениями
о превосходстве своего народа, дискриминационными
установками в отношении других этнических
групп, признанием правомерности «этнических
чисток», стремлением не смешиваться с
другими этносами.
4. Этнический фанатизм
— абсолютное доминирование этнических
интересов и целей, часто понимаемых иррационально.
Сопровождается готовностью идти во имя
их на любые жертвы и действия. Это крайняя
форма агрессивной идентичности.
5. Этническая индиферентность
— человек практически равнодушен к проблеме
собственной этничности и межэтнических
отношений, ценностям своего и других
народов. Он независим от норм и традиций
собственной этнической группы, и на его
поступки и поведение в любых сферах деятельности
никак не влияют ни собственная этническая
принадлежность, ни этническая идентичность
других.
6. Этнонигилизм
в форме космополитизма — отрицание этничности,
этнических, этнокультурных ценностей.
Обычно возникает в связи с осознанием
низкого статуса своей этнической группы,
признанием ее неравноценности по сравнению
с другими. В результате человек избегает
демонстрировать свою этничность, а иногда
и вообще отрицает всякую этничность.
7. Амбивалентная
этничность — явно не выраженная этническая
идентичность, широко распространенная
в смешанной этнической среде.
Выделяя отмеченные типы и виды этнической
идентичности, следует помнить, что это
лишь научные абстракции, сформулированные
на основании изучения большого эмпирического
материала. Реальное положение этнической
идентичности среди других форм идентичности
людей может определяться не каким-то
одним из названных типов, а несколькими.
Таким образом,
границы этнической идентичности подвижны,
динамичны и культурно обоснованы. Этническая
идентичность - переменная величина в
каждой культуре. Выделяют такие виды
этнической идентичности, как нормальная
идентичность, этноцентрическая, этнодоминирующая,
этнический фанатизм, амбивалентная этничность,
этнонигилизм в форме космополитизма,
этническая индиферентность.
Заключение
Таким образом, национальное самосознание - идеологический атрибут национальной жизни и наиболее характерным его проявленим является осознание своей национальной принадлежности, идентификации. А национальная идентификация является частью национального самосознания и не воспринимается как нечто индивидуальное, а наоборот - как коллективное.
Этническое самосознание выражается в познавательной, эмоциональной и прочих формах. Познавательная сторона включает в себя, во-первых, осознание человеком этнической принадлежности; во-вторых, осознание им своего социального положения; в-третьих, осознание санкционированных этнической общностью традиций, норм – моделей поведения, осознание своих жизненных интересов и насущных потребностей. Эмоциональная сторона этнического самосознания включает чувство национальной гордости, чувство собственного достоинства за вклад приумножение богатства своей страны.
Границы
этнической идентичности подвижны, динамичны
и культурно обоснованы. Этническая идентичность
- переменная величина в каждой культуре.
Выделяют такие виды этнической идентичности,
как нормальная идентичность, этноцентрическая,
этнодоминирующая, этнический фанатизм,
амбивалентная этничность, этнонигилизм
в форме космополитизма, этническая индиферентность.
Список использованной литературы
7. Конструирование этничности / Под ред. В. Воронкова и И. Освальд. С-Пб.: издательство "Дмитрий Буланин", 1998.
8. Токарев С.А. Проблемы типов этнических общностей (к методическим проблемам этнографии) // Вопросы философии. 1964. № 11.
9. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. С-Пб.: Алетейя, 2000.
Информация о работе Национальное самосознание и национальная идентификация