Национальное самосознание и национальная идентификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:57, реферат

Описание работы

Значение и необходимость в глубоком изучении этнических процессов современной истории. Объединение этнических общностей для борьбы за обладание природными ресурсами, политическую власть, территориальную и культурную целостность. Процессы расширения межкультурных связей, объединение Европы, распад целого ряда многонациональных государств, многочисленные этнические конфликты, регионы этнической напряженности, националистические, религиозные, культурные движения и объединения.

Содержание

Введение
1.Понятия национальной идентификации и национального самосознания
2. Формирование этнического самосознания
3. Виды и типы национальной идентификации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗАВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И  СПОРТА УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА И ИННОВАЦИЙ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГОИИ И ПОЛИТОЛОГИИ 
 
 
 
 
 

Реферат  

На тему: «Национальное самосознание и национальная

 идентификация» 
 
 
 

Подготовила

Студентка гр. Соц-08

Собовенко В.А.

Проверила

Ас. Пузь И.В. 
 
 
 
 
 

Донецк - 2011

    План 

    Введение

1.Понятия национальной идентификации и национального самосознания

2. Формирование этнического самосознания

3. Виды и типы национальной идентификации

    Заключение 

    Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Актуальность. Бурные политические и социально-экономические  события XX - начала XXI века свидетельствуют, что межкультурные взаимоотношения и взаимодействия являются весьма важными в жизнедеятельности современных государств и народов. Это находит свое выражение в объединении этнических общностей для борьбы за обладание природными ресурсами, политическую власть, территориальную и культурную целостность. Процессы расширения межкультурных связей, объединение Европы, распад целого ряда многонациональных государств, многочисленные этнические конфликты, регионы этнической напряженности, националистические, религиозные, культурные движения и объединения показывают, что этнокультурные проблемы в новейшей истории не утратили своей значимости и актуальности. В связи с этим возникла настоятельная необходимость в глубоком изучении этнических процессов современной истории.

    Другой  значимой особенностью сегодняшнего дня  является то, что ни один человек  не может жить без каких-либо взаимоотношений с другими людьми, так и ни одна этническая общность не способна существовать в абсолютной изоляции от других народов. Практически каждый этнос в той или иной степени открыт для контактов и восприятия культурных достижений других этносов и одновременно готов поделиться собственными культурными достижениями и ценностями. Но, к сожалению, далеко не всегда межэтнические контакты приносят положительные результаты для всех взаимодействующих этносов. История этнокультурных отношений знает довольно много случаев, когда отдельные этнические общности и группы оказывались неприемлемыми друг для друга. Как отдельные люди, так и этносы в целом могут хорошо понимать друг друга, но могут и не найти общий язык. Поэтому в настоящее время интерес исследователей вызывает не только вопрос об особенностях отдельного народа, но и проблема взаимодействия различных народов и их культур. 
 

    1.Понятия  национальной идентификации  и национального 

    самосознания 

    Возможность длительного существования каждой нации обусловливается функционированием и постоянным совершенствованием ее внутреннего содержания, находящего выражение в национальном сознании и самосознании, национальных ценностях, интересах, вкусах и самооценках, национальной культуре и языке. Проявление всех этих компонентов составляет жизнь нации. 
Каждая нация имеет свое национальное сознание, выражающееся в сложной совокупности социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень ее духовного развития. Национальное сознание является продуктом длительного исторического развития, а его центральным компонентом выступает национальное самосознание. 

    Национальное самосознание,  являясь ядром национального сознания, представляет собой результат осмысления людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и положения последней в системе общественных отношений. Национальное самосознание может выражать интересы как отдельной группы этноса (западные и восточные буряты, северные и южные удмурты), так и нации в целом (русские, французы). В основе проявления национального самосознания лежит феномен этнической идентификации (этничности), т.е. формирования устойчивых представлений человека о себе как о члене конкретной этнической группы.

    Историческими и культурными детерминантами национального  самосознания выступают историческое прошлое и традиции народа, его  сложившиеся обычаи и нормы поведения, а также предания, зафиксированные  в устной (фольклор) и письменной форме, памятники культуры и искусства. Национальное самосознание практически невозможно без функционирования национального языка, поскольку язык служит средством его выражения и формирования. Национальное самосознание проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации:

    - о своей определенной идентичности и отличиях от представителей других общностей;

    - национальных ценностях и интересах;

    - истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития;

    -месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях

    В самом общем понимании оно  означает осознание принадлежности объекта (субъекта) другому объекту (субъекту) как части и целого, особенного и всеобщего. проблема этнической идентичности, которая означает осознание индивидом своей принадлежности к этносу. Общеизвестно, что нет личности внеисторической, вненациональной, каждый человек принадлежит к той или иной этнической группе. Новорожденный не имеет возможности выбрать себе национальность. С появлением на свет в определенной этнической среде его личность формируется в соответствии с установками и традициями его личного окружения. Не возникает проблемы этнического самоопределения у человека, если его родители принадлежат к одной п той же этнической группе, в которой и проходит его жизненный путь. Такой человек легко и безболезненно идентифицирует себя со своей этнической общностью, поскольку механизмом формировапня этнических установок и стереотипов поведения здесь служит подражание. Он усваивает язык, культуру, традиции, социальные и этнические нормы родного этнического окружения. Этническое сознание такого человека строится гармонично, не входя в противоречие ни с окружающими людьми, ни с собственным внутренним миром. В иной ситуации формирование этнического сознания идет намного сложнее и противоречивее.

    Осознание собственной этнической идентичности не является самопроизвольным и беспричинным актом, оно детерминировано конкретными общественными потребностями. Потребности осознания родства или идентичности возникли еще в глубокой древности и привели к появлению в первобытном обществе целой системы представлений и ритуалов. Это — уровень родоплеменного коллективизма и родоплеменного сознания. Выработка сознания этнической общности больших масс людей также уходит своими корнями в глубокую древность, но отвечает уже потребностям в идентификации более высокого уровня, рожденным необходимостью в социальной организации, сплачивающей этническую общность для отпора врагу И обеспечения собственной безопасности. Даже когда потребность в этническом объединении в связи с внешней опасностью непостоянна, такие временные объединения могут служить мощным толчком для осознания факта этнической близости и единства. 
Возникновение и существование племенных союзов и государств порождает качественно новую потребность в этнической идентификации, но уже со стороны народившейся верхушки этноса в идеологических обоснованиях общности подвластного населения, что обычно выражалось в установлении религиозно-культового единства. В таких случаях этноконфесспональный объединяющий фактор становится дополнительной детерминантой в формировании этнической идентификации.

    Таким образом, национальное самосознание - идеологический атрибут национальной жизни и наиболее характерным его проявленим является осознание своей национальной принадлежности, идентификации. А национальная идентификация является частью национального самосознания и не воспринимается как нечто индивидуальное, а наоборот - как коллективное.

     
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.Формирование этнического самосознания

     
            В процессе социализации и через СМИ люди получают определённое представление о символах и знаковых системах своего народа, о национальных героях и исторических событиях, т.е. о том, что единство интересов общности и  
             Этническое самосознание – сложное социально-психологическое явление, которое является продуктом исторического развития. В разные периоды истории, в зависимости от ситуации внутри того или иного государства, уровня развития общественных связей внутри страны, ее поли - или моноэтничности, характер этого явления и отношение людей к этому явлению были разными. В соответствии с этим, в разные периоды по-разному проявлялось и само это явление, и интерес людей к нему.           

    Этническое самосознание – это идентификация, т. е. отнесение человеком себя к той или иной национальности, его представление о своем народе, его характерных чертах, культуре, языке, территории проживания, историческом прошлом, т. е. образ «мы». Все эти представления эмоционально отражены, к ним вырабатывается определенное отношение, например, чувство гордости, сопереживания, способные стимулировать поступки    людей.  
          Некоторые исследователи выделяют четыре «этнических источника», питающих национальное самосознание: «родовой», «психологический», «культурный»       и        «социальный».  
          Этническое самосознание выражается в познавательной, эмоциональной и прочих формах. Познавательная сторона включает в себя, во-первых, осознание человеком этнической принадлежности; во-вторых, осознание им своего социального положения; в-третьих, осознание санкционированных этнической общностью традиций, норм – моделей поведения, осознание своих жизненных интересов и насущных потребностей. Эмоциональная сторона этнического самосознания включает чувство национальной гордости, чувство собственного    достоинства за вклад приумножение  богатства   своей   страны.  
           Структура этнического самосознания включает :

-        национальная      идентификация;  
-      представления о типичных чертах своей общности, ее свойствах как целого;  
- представления об общности исторического прошлого народа;  
- представления о территориальной общности («родной земле»);  
-        представления о государственной общности при определенных конкретно-исторических условиях. Самостоятельным элементом является отношение к материальным и духовным ценностям нации, ее достижениям. 
           Понятие этнокультурной идентификации включает в себя владение родным        языком.      

    Усиление этнической идентификации в общественной жизни сегодня ни у кого невызывает сомнений. Важнейшую роль в этих процессах играет язык. Не случайно он занимает высокое положение по шкале личностных ценностей. Чувство верности ему приводит в действие силы, выступающие за его сохранение. В ответ на интерференцию (изменение языка под влиянием другого языка) оно превращает стандартизированный вариант языка в символ веры и святыню. 
        Этническая группа только потому обладает самоидентификацией, а значит самосознанием, что существуют другие этнические группы, по ряду признаков отличающихся от неё. Таким образом, только «разделенность» – т. е. дифференциация и способствует групповому самовыделению, при этом граница между «нами» (образ «МЫ»)и «не-нами» определяется, прежде всего, путем сравнения по таким отличительным признакам как внешность, язык или обычаи. Фиксирование при этом сходства и различия, обобщение результатов этой простейшей операции укрепляет национальное самосознание, способствует этнической консолидации. 
        В результате межличностного общения со «своими» человек постепенно привыкает к восприятию определенного типа внешности, к фонетике (звучанию) родного языка и т. п. Привыкание переходит в одобрение, на основе которого формируется чувство сопринадлежности. 
Сравнение неосознанно приводит к оцениванию, и непохожесть вызывает внешне немотивированное отвержение. Так человек кажется нам некрасивым, потому, что «у нас», к примеру, более светлая кожа. Точно также и родной язык: он – привычен, и поэтому кажется благозвучным, а вот чужая речь воспринимается как непонятная «тарабарщина». 
        Подобное сравнение держится не столько на реальных отличиях, сколько на неосознанных представлениях о значимости этих различий, в которых воображаемая реальность становится «маркером» как этнической дифференциации, так и консолидации.  
         Этнический стереотип - характерное явление обыденного сознания, выражающееся в относительно устойчивых представлениях о моральных, умственных, физических и других качествах, присущих представителям различных этнических групп. Может быть неоднородным по структуре. Состоит из: 
·        констатации особенностей своей или чужой этнической группы, 
·        эмоционально-окрашенной оценки этих особенностей, 
·        определенного типа поведения по отношению к представителям того или иного народа. 
        Виды этнических стереотипов: позитивне, негативне, автостереотипы(стереотипы в отношении своей этнической группы), гетеростереотипы (стереотипы в отношении других этнических групп).

Информация о работе Национальное самосознание и национальная идентификация