Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:57, реферат
Значение и необходимость в глубоком изучении этнических процессов современной истории. Объединение этнических общностей для борьбы за обладание природными ресурсами, политическую власть, территориальную и культурную целостность. Процессы расширения межкультурных связей, объединение Европы, распад целого ряда многонациональных государств, многочисленные этнические конфликты, регионы этнической напряженности, националистические, религиозные, культурные движения и объединения.
Введение
1.Понятия национальной идентификации и национального самосознания
2. Формирование этнического самосознания
3. Виды и типы национальной идентификации
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗАВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА И ИННОВАЦИЙ
КАФЕДРА
СОЦИОЛОГОИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
Реферат
На тему: «Национальное самосознание и национальная
идентификация»
Подготовила
Студентка гр. Соц-08
Собовенко В.А.
Проверила
Ас. Пузь
И.В.
Донецк - 2011
План
Введение
1.Понятия национальной идентификации и национального самосознания
2. Формирование этнического самосознания
3. Виды и типы национальной идентификации
Заключение
Список
литературы
Введение
Актуальность. Бурные политические и социально-экономические события XX - начала XXI века свидетельствуют, что межкультурные взаимоотношения и взаимодействия являются весьма важными в жизнедеятельности современных государств и народов. Это находит свое выражение в объединении этнических общностей для борьбы за обладание природными ресурсами, политическую власть, территориальную и культурную целостность. Процессы расширения межкультурных связей, объединение Европы, распад целого ряда многонациональных государств, многочисленные этнические конфликты, регионы этнической напряженности, националистические, религиозные, культурные движения и объединения показывают, что этнокультурные проблемы в новейшей истории не утратили своей значимости и актуальности. В связи с этим возникла настоятельная необходимость в глубоком изучении этнических процессов современной истории.
Другой
значимой особенностью сегодняшнего дня
является то, что ни один человек
не может жить без каких-либо взаимоотношений
с другими людьми, так и ни одна этническая
общность не способна существовать в абсолютной
изоляции от других народов. Практически
каждый этнос в той или иной степени открыт
для контактов и восприятия культурных
достижений других этносов и одновременно
готов поделиться собственными культурными
достижениями и ценностями. Но, к сожалению,
далеко не всегда межэтнические контакты
приносят положительные результаты для
всех взаимодействующих этносов. История
этнокультурных отношений знает довольно
много случаев, когда отдельные этнические
общности и группы оказывались неприемлемыми
друг для друга. Как отдельные люди, так
и этносы в целом могут хорошо понимать
друг друга, но могут и не найти общий язык.
Поэтому в настоящее время интерес исследователей
вызывает не только вопрос об особенностях
отдельного народа, но и проблема взаимодействия
различных народов и их культур.
1.Понятия национальной идентификации и национального
самосознания
Возможность
длительного существования каждой нации
обусловливается функционированием и
постоянным совершенствованием ее внутреннего
содержания, находящего выражение в национальном
сознании и самосознании, национальных
ценностях, интересах, вкусах и самооценках,
национальной культуре и языке. Проявление
всех этих компонентов составляет жизнь
нации.
Каждая нация имеет свое национальное
сознание, выражающееся в сложной совокупности
социальных, политических, экономических,
нравственных, эстетических, философских,
религиозных и других взглядов и убеждений,
характеризующих определенный уровень
ее духовного развития. Национальное сознание
является продуктом длительного исторического
развития, а его центральным компонентом
выступает национальное самосознание.
Национальное самосознание, являясь ядром национального сознания, представляет собой результат осмысления людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и положения последней в системе общественных отношений. Национальное самосознание может выражать интересы как отдельной группы этноса (западные и восточные буряты, северные и южные удмурты), так и нации в целом (русские, французы). В основе проявления национального самосознания лежит феномен этнической идентификации (этничности), т.е. формирования устойчивых представлений человека о себе как о члене конкретной этнической группы.
Историческими и культурными детерминантами национального самосознания выступают историческое прошлое и традиции народа, его сложившиеся обычаи и нормы поведения, а также предания, зафиксированные в устной (фольклор) и письменной форме, памятники культуры и искусства. Национальное самосознание практически невозможно без функционирования национального языка, поскольку язык служит средством его выражения и формирования. Национальное самосознание проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации:
- о своей определенной идентичности и отличиях от представителей других общностей;
- национальных ценностях и интересах;
- истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития;
-месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях
В самом общем понимании оно означает осознание принадлежности объекта (субъекта) другому объекту (субъекту) как части и целого, особенного и всеобщего. проблема этнической идентичности, которая означает осознание индивидом своей принадлежности к этносу. Общеизвестно, что нет личности внеисторической, вненациональной, каждый человек принадлежит к той или иной этнической группе. Новорожденный не имеет возможности выбрать себе национальность. С появлением на свет в определенной этнической среде его личность формируется в соответствии с установками и традициями его личного окружения. Не возникает проблемы этнического самоопределения у человека, если его родители принадлежат к одной п той же этнической группе, в которой и проходит его жизненный путь. Такой человек легко и безболезненно идентифицирует себя со своей этнической общностью, поскольку механизмом формировапня этнических установок и стереотипов поведения здесь служит подражание. Он усваивает язык, культуру, традиции, социальные и этнические нормы родного этнического окружения. Этническое сознание такого человека строится гармонично, не входя в противоречие ни с окружающими людьми, ни с собственным внутренним миром. В иной ситуации формирование этнического сознания идет намного сложнее и противоречивее.
Осознание
собственной этнической идентичности
не является самопроизвольным и беспричинным
актом, оно детерминировано конкретными
общественными потребностями. Потребности
осознания родства или идентичности возникли
еще в глубокой древности и привели к появлению
в первобытном обществе целой системы
представлений и ритуалов. Это — уровень
родоплеменного коллективизма и родоплеменного
сознания. Выработка сознания этнической
общности больших масс людей также уходит
своими корнями в глубокую древность,
но отвечает уже потребностям в идентификации
более высокого уровня, рожденным необходимостью
в социальной организации, сплачивающей
этническую общность для отпора врагу
И обеспечения собственной безопасности.
Даже когда потребность в этническом объединении
в связи с внешней опасностью непостоянна,
такие временные объединения могут служить
мощным толчком для осознания факта этнической
близости и единства.
Возникновение и существование племенных
союзов и государств порождает качественно
новую потребность в этнической идентификации,
но уже со стороны народившейся верхушки
этноса в идеологических обоснованиях
общности подвластного населения, что
обычно выражалось в установлении религиозно-культового
единства. В таких случаях этноконфесспональный
объединяющий фактор становится дополнительной
детерминантой в формировании этнической
идентификации.
Таким образом, национальное самосознание - идеологический атрибут национальной жизни и наиболее характерным его проявленим является осознание своей национальной принадлежности, идентификации. А национальная идентификация является частью национального самосознания и не воспринимается как нечто индивидуальное, а наоборот - как коллективное.
2.Формирование этнического самосознания
В процессе социализации и через СМИ люди
получают определённое представление
о символах и знаковых системах своего
народа, о национальных героях и исторических
событиях, т.е. о том, что единство интересов
общности и
Этническое самосознание – сложное социально-психологическое
явление, которое является продуктом исторического
развития. В разные периоды истории, в
зависимости от ситуации внутри того или
иного государства, уровня развития общественных
связей внутри страны, ее поли - или моноэтничности,
характер этого явления и отношение людей
к этому явлению были разными. В соответствии
с этим, в разные периоды по-разному проявлялось
и само это явление, и интерес людей к нему.
Этническое
самосознание – это идентификация, т.
е. отнесение человеком себя к той или
иной национальности, его представление
о своем народе, его характерных чертах,
культуре, языке, территории проживания,
историческом прошлом, т. е. образ «мы».
Все эти представления эмоционально отражены,
к ним вырабатывается определенное отношение,
например, чувство гордости, сопереживания,
способные стимулировать поступки людей.
Некоторые исследователи выделяют четыре
«этнических источника», питающих национальное
самосознание: «родовой», «психологический»,
«культурный» и «
Этническое самосознание выражается в
познавательной, эмоциональной и прочих
формах. Познавательная сторона включает
в себя, во-первых, осознание человеком
этнической принадлежности; во-вторых,
осознание им своего социального положения;
в-третьих, осознание санкционированных
этнической общностью традиций, норм –
моделей поведения, осознание своих жизненных
интересов и насущных потребностей. Эмоциональная
сторона этнического самосознания включает
чувство национальной гордости, чувство
собственного достоинства за
вклад приумножение богатства своей страны.
Структура этнического самосознания
включает :
- национальная
- представления о типичных чертах
своей общности, ее свойствах как целого;
- представления об общности исторического
прошлого народа;
- представления о территориальной общности
(«родной земле»);
- представления о государственной общности
при определенных конкретно-исторических
условиях. Самостоятельным элементом
является отношение к материальным и духовным
ценностям нации, ее достижениям.
Понятие этнокультурной идентификации
включает в себя владение родным языком.
Усиление
этнической идентификации в общественной
жизни сегодня ни у кого невызывает сомнений.
Важнейшую роль в этих процессах играет
язык. Не случайно он занимает высокое
положение по шкале личностных ценностей.
Чувство верности ему приводит в действие
силы, выступающие за его сохранение. В
ответ на интерференцию (изменение языка
под влиянием другого языка) оно превращает
стандартизированный вариант языка в
символ веры и святыню.
Этническая группа только потому обладает
самоидентификацией, а значит самосознанием,
что существуют другие этнические группы,
по ряду признаков отличающихся от неё.
Таким образом, только «разделенность»
– т. е. дифференциация и способствует
групповому самовыделению, при этом граница
между «нами» (образ «МЫ»)и «не-нами» определяется,
прежде всего, путем сравнения по таким
отличительным признакам как внешность,
язык или обычаи. Фиксирование при этом
сходства и различия, обобщение результатов
этой простейшей операции укрепляет национальное
самосознание, способствует этнической
консолидации.
В результате межличностного общения
со «своими» человек постепенно привыкает
к восприятию определенного типа внешности,
к фонетике (звучанию) родного языка и
т. п. Привыкание переходит в одобрение,
на основе которого формируется чувство
сопринадлежности.
Сравнение неосознанно приводит к оцениванию,
и непохожесть вызывает внешне немотивированное
отвержение. Так человек кажется нам некрасивым,
потому, что «у нас», к примеру, более светлая
кожа. Точно также и родной язык: он – привычен,
и поэтому кажется благозвучным, а вот
чужая речь воспринимается как непонятная
«тарабарщина».
Подобное сравнение держится не столько
на реальных отличиях, сколько на неосознанных
представлениях о значимости этих различий,
в которых воображаемая реальность становится
«маркером» как этнической дифференциации,
так и консолидации.
Этнический стереотип - характерное явление
обыденного сознания, выражающееся в относительно
устойчивых представлениях о моральных,
умственных, физических и других качествах,
присущих представителям различных этнических
групп. Может быть неоднородным по структуре.
Состоит из:
· констатации особенностей своей или
чужой этнической группы,
· эмоционально-
· определенного типа поведения по отношению
к представителям того или иного народа.
Виды этнических
стереотипов: позитивне, негативне,
автостереотипы(стереотипы в отношении
своей этнической группы),
гетеростереотипы (стереотипы в отношении
других этнических групп).
Информация о работе Национальное самосознание и национальная идентификация