Мораль

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 01:14, реферат

Описание работы

Слово «мораль» произошло от латинского «moralitas», «moralis» и соотносимо с понятиями «нрав», «характер», "склад души", «привычка»; «mores» – нравы, обычаи, мода, поведение. В "Толковом словаре живого великорусского языка" В. Даля «мораль» соотносится с нравоучением, нравственным учением, правилами для воли, совести человека; слово «нравственный» поясняется как духовный, душевный, добронравный, добродетельный, благонравный; согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Из приведенных пояснений видно, что термины «мораль» и «нравственность» во многом сходны. Различие, по-видимому, состоит в том, что «мораль» есть более обобщенное понятие, а «нравственность», все же касается преимущественно отдельных индивидов.

Содержание

1. Определение понятия «мораль» в историческом
развитии общества
2. Основные категории морали
3. Точки соприкосновения морали и философии

Работа содержит 1 файл

Мораль2.doc

— 91.50 Кб (Скачать)
  1. Основные  категории морали
 

   В число основных категорий морали включены: «добро» и «зло», «долг», «совесть», «честь», «достоинство», «счастье», «любовь», «дружба», «смысл жизни». Эти категории являются не только теоретическими понятиями морали, но и основными понятиями морального сознания, которыми пользуется человек, оценивая те, или иные поступки людей, и через которые общество осуществляет моральную регуляцию поведения людей.

   «Добро» и «зло» - центральные понятия морального сознания. Именно через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, всей его деятельности. Добро является наиболее общим понятием морали, которое объединяет всю совокупность положительных норм и требований нравственности и выступает как идеал. Кроме того, добро может рассматриваться как нравственная цель поведения и в таком случае оно выступает в качестве мотива поступка. В то же время добро - качества человека (добродетель). Такое многозначное определение добра вытекает из самой природы нравственности, которая пронизывает собой все стороны жизнедеятельности людей. Зло противоположно добру. Категория зла является обобщенным выражением представлений обо всем безнравственном, что заслуживает осуждения и должно быть преодолено. Действовать в морали, - значит выбирать между добром и злом. Свободный сознательный выбор человек может сделать лишь тогда, когда он знает, что такое добро и зло, когда он относится положительно к добру и отрицательно ко злу, и когда он, стремясь поступать по линии добра имеет для этого объективные условия и возможности. В то же время нельзя утверждать, что добро это нечто абсолютное, ибо добро и зло взаимосвязаны между собой. Моральная жизнь человека, как правило, противоречива, раздираема противоречивыми стремлениями. С одной стороны человек нацелен на удовлетворение своих желаний, себялюбивых склонностей, частных интересов, с другой стороны, ему присуще сознание долга, ответственности перед другими людьми.

   Совесть выступает как способность человека ощущать и понимать нравственный смысл своего поведения. Совесть может проявляться и в формеэмоциональных переживаний. Эти переживания схожи с чувством стыда - моральным ощущением позора и вины перед другими людьми и собой, которые охватывают человека, совершившего какой-либо поступок.

   В этом смысле совесть непосредственно  связана с чувством вины, с персональной ответственностью личности за свои действия, способностью человека адекватно оценивать нравственность собственного поступка. Совесть и есть выражение нравственности внутри человека, т.е. не то, что вменяется мне делать извне, но то, что у меня присутствует изнутри.

   Понятие долга, прежде всего, раскрывает отношения личности и общества. Личность выступает как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, которые она осознает и реализует в своей деятельности. Категория долга очень тесно связана с такими понятиями как ответственность, самосознание.

   Содержание  понятия «честь» раскрывается в требованиях к поведению, образу жизни и поступкам человека, которые предъявляет общественная мораль к человеку как члену определенной группы, как носителю общественных функций. Отсюда совокупность конкретных требований к поведению мужчины, женщины, врача - мужская честь, женская, профессиональная. Исторически понятие чести возникло в моральном сознании общества в виде представлений о родовой и сословной чести, в виде совокупных требований, предписывающих определенный образ жизни, образ действий. Нарушение, отступление от предписываемого общественной моралью образа жизни оценивалось резко отрицательно, вызывало чувство стыда и позора и поэтому осмысливалось как недостойное поведение, особенно ярко сознание чести проявилось в морали феодального общества, которое отличалось жесткой сословной структурой и подробнейшей регламентацией образа жизни каждой социальной группы. Достоинство человека в этой морали, в том числе и чувство собственного достоинства, определялось тем, насколько строго человек соблюдал эти сословные нормы морали.

   Понятие счастья во всех этических системах непосредственно связывается с пониманием смысла жизни, так как в самом общем виде счастье определяется как состояние моральной удовлетворенности, удовлетворения своей жизнью. Философские манифесты счастья имела каждая эпоха.

   Во  многих этических системах счастье  провозглашалось неотъемлемым правом человека, стремление к счастью рассматривалось  как прирожденное свойство личности и в этих учениях счастье и стремление к нему рассматривалось в качестве основы и источника моральной деятельности.  Счастье - это состояние наибольшей удовлетворенности человека условиями своего бытия, ощущение полноты и осмысленности жизни - это и благополучие, и здоровье и степень свободы и уверенности человека в полезности своего существования на земле.

   Многие  связывают понятие счастья с  возможностью любить и быть любимым. Любовь еще одна категория морали: о любви написано много теоретических трактатов. В современном сознании дружба и любовь – это такие феномены человеческих отношений, которые несут на себе санкцию морали, морально оправданны – оправданны тем, что как будто содержат в себе качества, вменяемые моралью.6 
 
 
 
 
 
 

    3.  Точки соприкосновения морали и философии 

   Казалось  бы, что философия и мораль находятся  на различных полюсах. Мораль – это  обыденное сознание, присущее индивиду в его напосредственно-житейском  опыте. Философия же – это мышление о мире в целом. Однако в истории  философии постоянно возникала проблема соотношения философии и морального воззрения на мир. Философия и мораль одинаково изучают вопросы о смысле жизни, направленности общественной истории, о назначении и сущности человека, о его ориентации в социальном мире и отношении его к миру.

      Миропонимание в философии – это активно-субъектная, практическая установка и ориентация. Это роднит ее с моралью, в которой  человеческое отношение приятия  или отрицание действительности  подразумевает практическое применение. Нравственное представление, чувство, убеждение – это всегда деятельно-психологическая установка субъекта и одновременно способ видения мира.

      Философское мышление о человеческом мире часто  основывалось на материале моральных представлений об этом мире. Так, например концепция философии истории в христианской теологии была моралистической по своему содержанию и смыслу. А позднее идеалистическое философско-историческое мышление так или иначе исходило из моральной схемы: разумное в конце концов оказывается действительным и история есто процесс возникновения и снятия отчуждения.

          Еще одна точка соприкосновения  морали и философии - определение и анализ их главных понятий – добра и зла. Эти понятия были рассмотрены выше. Однако, здесь рассмотрим другой аспект: взаимодействие добра и зла, как основная дилемма морального сознания. На основе решения этой дилеммы осуществляется нравственный выбор и строится линия поведения. Дилемма добра и зла заключается, прежде всего, в неоднозначности и противоречивости этих понятий и выражена, главным образом, следующими проблемами:

  •  Каковы границы добра и зла? Могут ли эти понятия меняться местами?

Почему  зло более "выпукло" в реальном воплощении и, иногда, более привлекательно, а добро так робко? Почему кажется, что зла в мире больше, чем добра?

  • Можно ли вообще избежать зла? Почему Бог - всеблагой, всесильный, милосердный и т.д. допускает зло в мире?

  •  Имеют ли место добро и зло вне человеческих отношений?

  Дилемма добра и зла включает и характеристику таких понятий морального сознания, как: совесть, честь, порядочность, достоинство, ответственность и др. и их противоположных двойников. В большинстве философских систем и в современном общественном сознании человеческая жизнь объявляется высшей социально-нравственной ценностью, но дилемма добра и зла побуждает задать вопрос: всегда ли и любая ли человеческая жизнь достойна сохранения? Или такой вопрос вообще некорректен и даже кощунственен? Ответы на эти вопросы, действительно, восходят к общефилософскому пониманию добра и зла.

      Вопрос  о соотношении морали и философии многие философы включали в систему своих размышлений и посылок, используя мораль как некий постулат или нравственный способ аргументации.

      Как пишет О.Г.Дробницкий, вопрос о соотношении  философии и морали – это вопрос «не просто дефинивный, сводящийся  к разграничению понятий, а конкретно-исторический, касающийся реального процесса постепенного расчленения различных форм общественного сознания».7 
 

Заключение 

     Итак, мы рассмотрели понятие морали и  ее точки соприкосновения с философией.

  Мораль  – это особая ступень становления  общественного и личного самосознания, отражающую процесс развития более  зрелых социальных отношений и выделение  личности из родового коллектива. Кроме того, это ступень исторического развития, следующая за первобытным обществом (варварством) и рассмотренная по преимуществу в аспекте материальной культуры и государственно-политической организации общества, а так же человеческая солидарность, основанная на признании самоценности личности, безусловный ценностный базис человеческой жизнедеятельности.

  Как мы увидели, что в истории морали трактовка и определение ее изменялись в зависимости от исторических условий  развития общества.

В число  основных категорий морали включены: «добро» и «зло», «долг», «совесть», «честь», «достоинство», «счастье», «любовь», «дружба», «смысл жизни». Эти категории являются не только теоретическими понятиями морали, но и основными понятиями морального сознания, которыми пользуется человек, оценивая те, или иные поступки людей, и через которые общество осуществляет моральную регуляцию поведения людей.

   Мораль  и философия имеют множество  точек соприкосновения. Они одинаково  изучают вопросы о смысле жизни, направленности общественной истории, о назначении и сущности человека, о его ориентации в социальном мире и отношении его к миру. Миропонимание в философии и морали подразумевает практическое применение их теоретических изысканий.

   Еще одна точка соприкосновения морали и философии - определение и анализ их главных понятий – добра и зла. На основе решения дилеммы о добре и зле осуществляется нравственный выбор и строится линия поведения.

      Таким образом, мораль и философия родственны друг другу в воззрении на общественный мир. При этом они не просто способны пассивно отображать наличные условия и фактические нормы поведения людей, но и изыскивать в наличном сущностное, которое должно быть реализовано в социальной практике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Адорно Теодор В. Проблемы философии морали / Пер. с нем. М. Л. Хорькова. -М.: Республика, 2000. -(Б-ка этической мысли).- С.114-140

2. Гусейнов А.А. Понятие морали // Этическая мысль. Вып. 4 / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: ИФ РАН, 2003. С. 3-13.

3. Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избр. Труды/Сост. Р.Г.Апресян.- М: Гардарики, 2002.- 523 с.

         4. Краткий словарь по философии.- М: Изд-во политич. лит-ры, 1979.-     С.181-183

5. Удовиченко Е.М. Философия: Конспекты лекций.- Магнитогорск: МГТУ, 2004.- С.5-7

  6. Философия: Электронный учебник//http://www.ido.rudn.ru

Информация о работе Мораль