Мораль и нравственные ценности как элемент культуры, их сущность и компоненты

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:40, реферат

Описание работы

Размышление о морали оказываются различными образами самой морали вовсе не случайно. Мораль - это не просто то, что есть. Она скорей есть то, что должно быть. Мораль в отношении всегда выступает как умеренность, она ближе к античности, способности человека ограничить себя, наложить в случае необходимости запрет на свои природные желания.

Мораль нельзя отождествлять с произволом. У нее своя логика, не менее строгая и обязательная чем логика природных процессов. Она существует в форме закона, не допускает исключения. Но это такой закон, который устанавливается самой личностью, ее свободной волей. В морали человек подчинен, говоря точными словами Канта, «только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА МОРАЛИ 4

СВОЙСТВО МОРАЛИ 8

АНТИМОНИИ В МОРАЛИ 9

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И РЕГУЛЯТИВЫ 14

ЕДИНСТВО МОРАЛИ И МНОГООБРАЗИЕ НРАВОВ 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 101.13 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 
 
 
 
 
 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова

(технический университет) 
 
 
 
 
 
 
 

Кафедра философии 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине «Философия»

на тему

«Мораль и нравственные ценности как элемент культуры,

их сущность и компоненты» 
 
 
 
 
 

                      Выполнил:

                      студент II курса

                      заочного факультета

                      Белов Вадим Сергеевич,

                      Группа: ГМ-08

                      Шифр: 1339

                      Адрес: 184209,

                      Мурманская обл.,

                      г. Апатиты,

                      пл. Геологов, д.2, кв.72 
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

Санкт-Петербург

2010

   СОДЕРЖАНИЕ 
 

   ВВЕДЕНИЕ           3

   СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА МОРАЛИ      4

   СВОЙСТВО МОРАЛИ         8

  АНТИМОНИИ В МОРАЛИ        9

  НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И РЕГУЛЯТИВЫ    14

  ЕДИНСТВО МОРАЛИ И МНОГООБРАЗИЕ НРАВОВ    16

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ          18

  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ     19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ВВЕДЕНИЕ 
 

   Размышление о морали оказываются различными образами самой морали вовсе не случайно. Мораль - это не просто то, что есть. Она скорей есть то, что должно быть. Мораль в отношении всегда выступает как умеренность, она ближе к античности, способности человека ограничить себя, наложить в случае необходимости запрет на свои природные желания.

   Мораль нельзя отождествлять с произволом. У нее своя логика, не менее строгая и обязательная чем логика природных процессов. Она существует в форме закона, не допускает исключения. Но это такой закон, который устанавливается самой личностью, ее свободной волей. В морали человек подчинен, говоря точными словами Канта, «только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству».

   Мораль и нравственность связаны между собой. Правило нравственности, по сути дела, представляет собой мысленный эксперимент, призванный выявить взаимность, взаимоприемленность норм для субъектов общения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА МОРАЛИ 
 

   Этимологический термин «мораль» восходит к латинскому слову «mos» (множественное число «mores»), обозначающему «нрав». Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений;  один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

   Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества.

   Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям, объявлялось моральным, противоположное - аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись от века к веку, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер.                 

   Сфера деятельности морали широка, но, тем не менее,  богатство человеческих отношений можно свести к отношениям:

    1. индивида  и общества;
    2. индивида и коллектива;
    3. коллектива и общества;
    4. коллектива и коллектива;
    5. человека и человека;
    6. человека  к самому себе.

   Таким образом, в решении вопросов морали  правомочно не только коллективное, но и индивидуальное сознание: нравственный авторитет кого-либо зависит от того, насколько  правильно  он осознает общие моральные принципы и идеалы общества и  отраженную в них историческую необходимость. Объективность основания как раз и позволяет личности самостоятельно, в меру  собственной  сознательности, воспринимать и реализовывать общественные  требования, принимать решения, вырабатывать для себя правила жизни  и  оценивать происходящее. Здесь встает проблема  соотношения  свободы  и необходимости. Правильное определение общего основания морали еще не означает однозначного выведения из него конкретных  нравственных норм и принципов или  непосредственного  следования  индивида «исторической тенденции». нравственная деятельность  включает  не только исполнение, но и творчество новых норм и принципов, нахождение наиболее отвечающих современности идеалов и путей  их  осуществления.

   Бесцельно искать точное определение сущности морали, это безуспешно пытались сделать еще в древности. Можно лишь обозначить основной каркас понятий, которые «складывают» эту науку.

   Моральная деятельность - важнейший компонент морали, проявляющийся в поступках. Поступок, или совокупность поступков, характеризующая поведение личности, дает представление о ее подлинной моральности. Таким образом, только деятельность и реализация моральных принципов и норм дают личности право на признание у нее подлинной моральной культуры. Поступок в свою очередь содержит три компонента:

   Мотив, - нравственно осознанное побуждение совершить поступок или же мотивация, - совокупность мотивов, означающая предпочтение тех или иных ценностей в моральном выборе, индивида совершающего поступок.

   Результат,- материальные или духовные последствия поступка, имеющие определенное значение.

   Оценка окружающими, как самого поступка, так и его результата и мотива. Оценка поступка производится в соотнесении с его социальной значимостью: его значением для того или иного человека, людей, коллектива, общества и т.д.

   Следовательно, поступок это не всякое действие, но  действие субъективно мотивированное, имеющее для кого-либо значение и потому вызывающее к себе определенное отношение (оценку). Поступок может быть моральным, аморальным или внеморальным, но, тем не менее, поддающимся оценке. Например, ... поднять подразделение в атаку морально, но если атака безрассудна и приведет к бессмысленной гибели, то этот  поступок не только аморален, но и преступен.

   Моральные отношения - отношения, в которые вступают люди, совершая поступки. Нравственные отношения представляют собой диалектику субъективного (побуждения, интересы, желания) и объективного (нормы, идеалы, нравы) с которыми приходится считаться, и которые имеют для индивидов императивный характер. Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем возлагают на себя моральные права.

   Моральное сознание - включает в себя познание, знание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность и моральные отношения. Сюда также относят: моральное самосознание, моральную самооценку. Моральное сознание всегда аксиологично, ибо  в каждом своем элементе оно заключает оценку с позиции выработанной системы ценностей и опирается на определенную совокупность моральных норм, образцов, принципов традиций и идеалов. Моральное сознание как система оценок со знаками плюс или минус, отражает действительность сквозь призму одобрений и  осуждений, через  противоположность  добра  и  зла,  отношение  и  деятельность, намерения - эти категории в вопросах этики имеют первостепенное значение.

   Человеческая мораль как особая форма человеческих отношений складывалась издавна. Это прекрасно характеризует заинтересованность общества к ней и то значение придаваемое морали как форме общественного сознания. Естественно нормы морали разнились от эпохи к эпохе, и отношение к ним всегда было неоднозначно.

         В древности «этика» («учение о нравственности») означала жизненную мудрость, «практические»  знания относительно того, что такое счастье и каковы средства для его достижения. Этика - это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и личной. Она учит практическим правилам поведения и образу жизни отдельного человека. Но являются ли нравственность, этика и политика, а также искусство, науками?  Можно ли считать учение соблюдать правильные нормы поведения и вести нравственный образ жизни, наукой? Согласно Аристотелю, "всякое рассуждение направлено либо на деятельность или на творчество, либо на умозрительное...". Это значит, что через мышление человек делает правильный выбор в своих действиях и поступках, стремясь добиться счастья, воплотить в жизнь этический идеал. То же самое можно сказать относительно произведений искусства. Мастер воплощает в своем произведении идеал красоты сообразно своему пониманию. Значит, практическая сфера жизни и различные виды производительной деятельности невозможны без мышления. Поэтому они входят в сферу науки, но это не науки в строгом смысле слова. 

   Нравственная деятельность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, особенно его духовно-нравственных сил, на совершенствование его жизни, на реализацию смысла своей жизни и назначения. В сфере "деятельности", связанной со свободой воли, человек "выбирает" личности, сообразующей свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями и понятиями о добре и зле, должном и сущем.

         Этим Аристотель определил предмет науки, названной им этикой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   СВОЙСТВО МОРАЛИ 

   С первого взгляда мораль выглядит как некоторые правила поведения: по отношению к другим людям, к обществу и к самому себе. В любом случае они формулируются в повелительном наклонении; указывают не на то, что есть, а на то, как должно быть. Свойство морали требовать определенного поведения называется императивностью (от лат. imperative - повелевать).

   Моральные нормы не содержат рецептов на все случаи жизни, они носят обобщенный, мировоззренческий характер. В отличие от обычая, который регламентирует все детали поведения, или права, которое, стремится сформулировать свои статьи предельно четко и строго, мораль указывает общее положительное направление в поведении, которое индивид конкретизирует применительно к ситуации. Предельно обобщенное требование морали одно: делай добро! Моральные требования имеют всепроницающий характер: нет такой сферы, где моральная регуляция не действует, нет такого явления, которое не подлежало бы моральной оценке. Эта особенность также отличает мораль от обычая и права, имеющих локальное распространение и регулирующих вполне определенные сферы отношений.

   Для поддержания морали нет специальных общественных учреждений, это не институциональная регуляция. В то время как для поддержания правопорядка есть соответствующие органы - прокуратура, милиция, суд; в морали эту функцию берут на себя общественное мнение и совесть индивида. По большому счету, внешний контроль в морали не действенен, она держится на самоконтроле личности и общества.

   Моральные требования имеют личностную форму, т.е. это требования, обращенные личностью к самой себе. Они функционируют тогда, когда стали собственным убеждением личности, поэтому форма морального требования «я должен...» (а не «ты должен...», как мы обычно говорим друг другу). 
Наряду с перечисленными простыми признаками мораль обладает также набором противоречивых свойств.
 

Информация о работе Мораль и нравственные ценности как элемент культуры, их сущность и компоненты