Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:06, контрольная работа
Основной вопрос: Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием.
В данной работе я рассмотрю философию в «целом», то есть, что это такое, из чего состоит и откуда она взялась.
Введение
Основные понятия, вопросы и проблемы философии.
Человек – философия, проблема, общество, человек и общество.
Духовный мир человека.
Основные категории философии.
Диалектика.
Основные законы диалектики.
Основные категории диалектики.
Сознание.
Глобальные проблемы современности
Заключение
Список литературы
7.Основные
категории диалектики.
Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:
1.Сущность и явление;
Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и др. характеристики.
Явление - внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета.
2. Форма и содержание;
Содержание - это совокупность всех составных элементов, свойств, состояний, событий данного предмета их взаимодействий определяющих его характер причина и следствие;
3.Единичное, особенное, всеобщее;
Единичное - относительно обособленный объект, процесс со всей совокупностью присущих ему признаков, неповторимых, присущих только данному предмету сторон, черты свойств.
Особенное - категория для обозначения таких признаков , которые повторяются в некоторой совокупности предметов данного рода, то есть такое общее, категория в одной связи выступает как общее, а в другой, как единичное (т.е. указывает на отличительные признаки).
Философы по разному рассматривают общее: Номиналисты - общее лишь понятие, реально же существуют единичные вещи. Реалисты - общее столь же, а то и более реально, чем единичные предметы.
4.Возможность и действительность;
Эти
категории наиболее распространены.
Ибо вся жизнь - это переход
возможности в
Возможность - это то, что может произойти необходимым или случайным образом, совокупность предпосылок становления новой действительности, это то чего нет, но могло бы быть. Отражает существования в предметах и процессах тенденции, которые при определенных условиях способны воплотиться в жизнь, породить нечто.
Действительность - осуществленная, реализованная возможность, это то, что есть.
Возможность и Действительность - противоположности. Больший вес имеет действительность, которая включает в себя все возможности, но не одна возможность не может охватить всю действительность.
5.Необходимость и случайность.
Эти категории возникают по причине осмысления мира человеком. В месте категориями "рок" и "судьба" возникли и эти категории. Сегодняшнее этих категорий следующее:
Необходимость - это внутренняя устойчивая связь явлений , процессов, отделяющая их закономерное изменение и развитие.
-
это результат постоянных
- это такой способ реализации возможности, который в отдельных условиях у объекта имеется лишь одна возможность, которая рано или поздно превращается в действительность.
Случайность - это то, что возникает под воздействием результата нерегулируемых, непостоянных причин, что может произойти, а может не произойти.
-
это такая связь между
- это способ реализации нескольких возможностей имеющихся в данных условиях, но реализуется только одна.
ВЫВОДЫ:
1.Категории - универсальная форма человеческого мышления, отражающая всеобщее в сумме мир - человек
2.Развертывание категорий позволяет говорить о содержании науки, сумма категорий диалектики - раскрывает содержание, законы и принципы диалектики.
3.Парные
категории диалектики выступают законами
диалектики, раскрывающими систему связей,
явлений.
8.Сознание.
Система общественного сознания очень сильно влияет на мышление, настолько сильно, что изменения этой системы даже сопровождаются социальными, политическими и т.п. изменениями.
Сознание структурно организованно, представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того, что отражается. Развитие сознания, предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и. т.д. осознание мира, а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.
Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и. т.д.). Чувства, эмоции суть компоненты сознания Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структурированное целое.
Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом.
Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны нельзя отождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание.
Оно
возникло в процессе общественно-производственной
деятельности человека и неразрывно
связанно с языком. Сознание существует
в 2 формах - общественном и индивидуальном.
Основными подходами к
9.Глобальные
проблемы современности.
С
точки зрения общечеловеческого
подхода, противоречия общественного
прогресса на современном этапе
аккумулируются в глобальных проблемах
человечества. К глобальным проблемам
в первую очередь относятся:
1.Проблема предотвращения войны и утверждения мира на земле.
2.Проблемы,
вызванные экологическим
3.Демографические
проблемы (популяционистские и
4.Проблемы человеческой духовности (образования, здравоохранения, культуры) и бездуховности (потери общечеловеческих ценностей как внутренних ориентиров человека).
5.Проблема
преодоления отрицательных
6.Проблема
преодоления человеческой
Эти и другие проблемы – глобальные, так как, во-первых, по сути своей, они затрагивают интересы всего человечества и его будущее. Они всемирные, их нерешенность создает угрозу для будущего всего человечества, причем эта угроза идет в двух направлениях: гибель человечества или регресс в условиях длительной стагнации.
Во-вторых, это те проблемы, которые требуют для своего решения объединения усилий всего человечества.
Таким образом, глобальность этих проблем вытекает не из их "повсеместности" и тем более не из "биологической природы человека", как утверждают многие идеологи, а из все возрастающей интернационализации всей общественной деятельности на Земле, вследствие чего они прямо или косвенно затрагивают человечество в целом.
Глобальные
проблемы нашей эпохи – закономерное
следствие всей современной глобальной
ситуации, сложившейся на земном шаре
в последней трети XX века. Для
правильного понимания
Почти шесть миллиардов людей, живущих ныне на нашей планете, будучи современниками в отношении друг к другу, связанные экономическими отношениями и почти мгновенно воспринимающие все события в мире благодаря новейшим информационным средствам, вместе с тем живут не только в разных странах с различным социальным устройством, но и, с точки зрения достигнутого ими уровня развития, обитают как бы в различных исторических эпохах: от неолита с его родоплеменными отношениями до экономических и интеллектуальных центров, находящихся на вершине современной цивилизации.
Своеобразие
ситуации заключается и в том,
что глобальные проблемы современности
тесно связаны друг с другом и
взаимно обусловлены так, что
изолированное их решение практически
невозможно. Поэтому важнейшее место
в концепции глобальных проблем современности
занимает вопрос об их объективной "иерархии",
то есть о приоритетности одних из них
по отношению к другим и их соподчиненности.
Это не формальная научная классификация.
Исходя из диалектики всей совокупности
глобальных проблем как комплексной системы
реальных противоречий современной эпохи,
важно рассмотреть эту "иерархию"
сквозь призму их причинно-следственных
связей, которые, в свою очередь, диктуют
определенную последовательность как
в их теоретическом анализе, так и в практическом
решении.
Заключение.
Философские знания являются наиболее общим, выходящим за пределы частных знаний (и тем более – всех практических знаний).
Заниматься философией – значит создавать наиболее общие понятия и составлять из них такую систему, которая выражала бы все частные знания, всеобщую реальность, включая наше бытие и наше предназначение.
С этой точки зрения философское знание похоже на религиозное : что Вселенная – это Божественное творение, а человек создан по образу и подобию Божьему, - это значит излагать суть одной из философских систем, а именно – теологии.
"
Человек есть тайна. Ее надо разгадать,
и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь,
то не говори, что потерял время; я занимаюсь
этой тайной, ибо хочу быть человеком",
- размышлял восемнадцатилетний Достоевский(Достоевский
Ф.М., ПСС,-1985г.- т.28,- кн.1- с.63.). Разгадал ли
кто-либо из людей эту тайну? Думаю, нет.
Проблема человека устремлена в будущее.
Каждый из нас и каждый из тех, кто придет
нам на смену, еще не раз зададут себе вопросы:
кто я? для чего живу? для чего существует
весь человеческий род? Каждый найдет
свой ответ или не найдет его вовсе, уходя
в неведении в мир иной - в мир, где божественное
озарение, прояснив наш разум, разрешит
все проблемы. Но тех, кто уходит в неведении,
не так много. Смысл жизни необходим нам,
как воздух. Как вода, необходимо нам понимание
человека в его целостности, что помогает
индивиду понять самого себя. Философия
и делает неоценимый вклад в раскрытие
сущности человека, в поиск им смысла жизни.
Несчетное число философских концепций
человека его природы, - где истина? как
определить сущность человека и смысл
его жизни? Нельзя забывать, что истина
не статичное, а развивающееся явление.
Сегодня истинно это, завтра это же стало
ложным. Проблема человека развивается
во времени: огромный путь уже пройден,
но будущее открывает все новые и новые
перспективы решения этой проблемы. Главное,
не впадать в крайности, "расщепляя"
при этом единую сущность человека, и помнить:
чтобы быть личностью, нам надо каждую
минуту, каждое мгновение, шаг за шагом
постигать тайну, имя которой - Человек.