Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:06, контрольная работа
Основной вопрос: Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием.
В данной работе я рассмотрю философию в «целом», то есть, что это такое, из чего состоит и откуда она взялась.
Введение
Основные понятия, вопросы и проблемы философии.
Человек – философия, проблема, общество, человек и общество.
Духовный мир человека.
Основные категории философии.
Диалектика.
Основные законы диалектики.
Основные категории диалектики.
Сознание.
Глобальные проблемы современности
Заключение
Список литературы
(Коми
филиал)
Регистр. № ______________
Оценка _________________
зачтено, не зачтено
По
за
II курс
На тему: «Мой учебник по философии»_________________
Полное наименование темы или
номера варианта
студента-заочника Коцюбра Юлия Владимировна
специальность: «Бухгалтерский
учет анализ и аудит»
Работа
поступила
Прорецензированную контрольную работу прошу возвратить по адресу:
Куда_______________________
Кому_______________________
Сыктывкар
2011 г
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение.
Философия - особая система знаний, предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных проблем, возникающих и в естественно научном исследовании и в историческом познании, и в повседневной производственной и политической деятельности.
Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные понятия, которые применяются в строго определенной области для более или менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме философии, не занимается специальным вопросом, что такое "необходимость", "случайность", хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями.
Основной вопрос: Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием.
В данной работе я рассмотрю философию
в «целом», то есть, что это такое, из чего
состоит и откуда она взялась.
1.Основные понятия, вопросы и проблемы философии.
ФИЛОСОФИЯ (от греч. рhileо - люблю и sорhiа - мудрость) - наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т.е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания.
Философия – это некое всеобъемлющее любопытство, которое приводит к познанию и пониманию человека и действительности как единого целого. И это знание способствует формированию определенного образа жизни, в мире с другими, на основе реально существующей морали, или, как чаще говорят, этики.
Всякое знание может быть представлено в виде системы понятий. Скажем, для физика в качестве понятий выступают «частица», «масса», «взаимодействие», «энергия» и т.п., а система, которая включает эти понятия, объясняет их и их отношения между собой, называется теорией, например, теория относительности или теория квантовой физики.
Философия :
1. Рационально - теоретическая форма мировоззрения.
2. Система знаний о предельных основаниях (началах, причинах) мира как целого и фундаментальных принципах бытия человека в нем.
3.
Логическое упорядоченное,
Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:
1.Онтология (учение о бытие) - Учение о бытии как таковом. Раздел философии, ориентированный на выявление наиболее общих сущностей, предельных оснований, фундаментальных принципов всего существующего (природы, общества и человеческого мышления).
2. Гносеология (теория познания) - Раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания.
3.человек;
4.общество.
В разных философских направлениях и течениях, в различные эпохи — выделялись различные проблемы, считающиеся главными.
Исторически так сложилось, что долгое время философы решали проблему о соотношении материи и сознания: что первично — дух или материя? В зависимости от этого, как мы видели, выделились два направления — идеалистическое и материалистическое.
Параллельно с этим активно обсуждался вопрос о принципиальной познаваемости мира: познаваем ли мир? В зависимости от ответа на этот вопрос — выделялись агностики и реалисты.
Постепенно расширяется спектр вопросов, над которыми размышляют философы, все больше внимания уделяется человеку, его взаимоотношению с миром. Например, Иммануил Кант (1724-1804) в качестве основных вопросов выделял следующие: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?
Альберт Швейцер в книге «Культура и этика» спрашивает: В чем смысл жизни? Что тебе надо в мире? В чем счастье человека? Что такое красота, любовь, героизм? И являются ли они ценностями, ради которых стоит жить?
До сих пор человек вновь и вновь задумывается над тем, как соотносятся дух (душа) и тело человека? Конечен или бесконечен мир? Каково место человека во Вселенной и как она развивается? Что есть истина и заблуждение? Что такое Добро и зло? В каком направлении движется история? и пр.
На многие из этих вопросов пытаются ответить различные науки: психология, социология, история, космология и пр. Но любые конкретные области знания рано или поздно подходят к краю своей компетенции, и тут то вступает в свои права философия охватывающая проблемы в целом.
Для
ведения философского дискурса необходимо
владеть философским языком, существенной
составляющей которого является категориальный
аппарат. Категория (высказывание, признак)
— предельно общее понятие, используемое
в философии, культуре, науке и пр. Ее содержание
выражает наиболее важные, существенные
связи и отношения. Каждое философское
направление использует свой набор категорий
для разговора о своих важнейших вопросах.
Для диалектического материализма важнейшими
категориями являются: материя, сознания,
качество, количество, сущность, явление,
необходимость, случайность и т. д. Для
идеализма это — Бытие, идея, мировой разум,
трансценденция, творчество и пр. Для экзистенциализма
— жизнь, свобода, смерть, существование
и пр. Философская антропология исследует
понятия человек, общение, любовь, добро,
зло и пр.
2.Человек – философия, проблема,
общество, человек и общество.
Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это кажется на первый взгляд. Известный русский философ А.А.Богданов писал: "Для обывателя "человек" - это вовсе не загадка, не "проклятый вопрос", а просто живой факт его обывательского опыта: "человек" - это он сам и другие обыватели, и все, кто обладает достаточным сходством с ними... Для философа-метафизика "человек" - великая загадка... - это существо, одаренное разумом, "нравственною свободою", "стремлением к абсолютному" и тому подобными возвышенными свойствами...".
Философское осмысление человека связано с определенными трудностями. Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем естественно-научных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и собственными политическими пристрастиями. Все перечисленное так или иначе влияет на философское толкование человека. Поэтому современная социальная философия, изучая проблемы человека, интересуется не только собственно проблемами человека, но и другой вечно актуальной проблемой, которую В.С.Барулин назвал "сопряженностью человека и философии".
Сопряженность человека и философии - это выражение существа философской культуры. Философская культура является формой самопознания человека, его мировоззренчески ценностной ориентации в мире. Поэтому человек всегда находится в основании философской ориентации, он выступает и как ее естественно-гуманитарная предпосылка и столь же естественная цель, сверхзадача философии. Иначе говоря, как уже отмечалось выше, человек является и субъектом, и объектом философского познания. Какими бы конкретными вопросами ни занималась философия на том или ином этапе своего развития, ее всегда пронизывает реальная человеческая жизнь и устремленность к решению насущных человеческих проблем. Эта связь философии с человеком, его потребностями и интересами постоянна и непреходяща.
Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская проблема в целом, исторически изменялась и развивалась. При этом в истории философии можно выделить два параметра эволюции философии:
1)
Степень понимания проблемы
2)
Степень философского
Таким образом, проблема человека всегда стояла в центре философских исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей.
Современный немецкий ученый Э.Кассирер выделил в истории изучения человека четыре исторические периода:
1) изучение человека метафизикой (античность).
2) изучение человека теологией (средневековье),
3) изучение человека математикой и механикой (Новое время).
4) изучение человека биологией.
Первые
представления о человеке возникают
задолго до появления философии - в мифологическом
и религиозном сознании. При этом в верованиях
древних людей человек, как специфический
объект рассмотрения, еще не выделяется
из окружающего его природного мира, а
представляет собой лишь "младшего
родственника" природных объектов.
Это наиболее наглядно проявляется в тотемизме
- форме первобытных верований, заключающейся
в поклонении растениям и животным, с которыми
якобы существует кровнородственная связь
и которые являются сверхъестественными
покровителями рода или племени.
3.
Основные категории
философии.
Общее понятие о категориях. Все, что человек знает об окружающем его мире и о самом себе, он знает в форме понятий, категорий. Категории — это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки, философии. Все категории суть понятия, но не все понятия — категории. Даже самая простая мысль, например: