Мистецтво - як соціальне явище

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:25, реферат

Описание работы

Среди элементов системы духовной жизни человечества, таких как: религия, философия, наука - искусству принадлежит особое место, ибо оно в той или иной мере входит в повседневную жизнь каждого человека.
Искусство представляет собой специфическое социальное явление, будучи особым видом духовно-практического освоения мира. Если отдельные области духовной и практической деятельности отражают и осваивают различные аспекты мира, то искусство – это восприятие мира в целостности: целостности личности, культуры и жизненного опыта человечества. В этом заключено всемирно-историческое назначение искусства, его необходимость и ценность во все периоды развития общества.

Содержание

1. Искусство, его виды и направления 3
2. Искусство как эстетическое освоение действительности 7
3. Особенности искусства и его функции в обществе 8
4. Искусство – модель деятельности человека. 14
5. Социальная потребность и развитие видов искусства. 19
6. Заключение 21
7. Список используемой литературы 22

Работа содержит 1 файл

Искусство как социальное явление.doc

— 390.50 Кб (Скачать)

Столь же односторонне, а следовательно, неправомерно рассматривать человека только под углом зрения его общественной жизнедеятельности, забывая о самоценности личности, ее неповторимости, ее собственных потребностях. Необходимо брать во внимание не только общественную ответственность человека перед историей, но и ответственность общества в целом и искусства как одного из институтов общества за судьбу и счастье личности.

Искусство воссоздает жизнь в ее целостности, дабы продлить, расширить, углубить реальный жизненный опыт общественного человека. Оно – образная модель человеческой жизнедеятельности. “Дублируя” оба типа деятельности человека (“вовне” и “вовнутрь”), оно воспроизводит личность во всей ее многогранности и целостности, оно влияет на всю структуру сознания и деятельности человека, взаимодействуя с его жизненным и художественным опытом.

Художественно-образная модель жизни в реалистическом искусстве в идеале изоморфна действительности. Однако искусство вовсе не тождественно реализму. И уже романтический или классицистический образ не стремится с точностью воспроизвести мир. Существует историческое многообразие типов художественной правды, типов исторического соответствия искусства жизни. Степень и характер такого соответствия исторически подвижны и зависят от изменений в типе и характере форм деятельности человека. Идентичность художественно-образной модели и жизни – не всеобщий закон искусства, а лишь один из моментов в развитии художественного сознания человечества, исторически обусловленная закономерность реалистического мышления. Общей закономерностью искусства является соответствие художественного сознания исторически конкретным формам деятельности личности.

Подтверждением того, что искусство является социальным явлением может служить отдельно созданный раздел социологии – социология искусства. Одним из вариантов представления парадигмы социологии искусства может служить схема, предложенная В. Гризвольд и дополненная В Александер (см. рис.). Основополагающими в этой схеме признаны отношения между искусством и обществом, которые сопрягаются с отношением производителя (художника) и потребителя (публики). По мысли Гризвольд, исследование одной из граней неизбежно влечет за собой исследование других. Александер отмечает, что искусство, понимаемое как коммуникация, всегда опосредовано системами распространения, поэтому она помещает этот элемент в центр схемы.

Во-первых, искусство должно рассматриваться как результат коллективных

координированных действий следующих участников: «(1) людей, придумывающих идею произведения (например, композиторы или драматурги); (2) людей, ее реализующих или исполняющих (музыканты или актеры); (3) людей, обеспечивающих необходимое оборудование и материалы (например, инженеры, занимающиеся проектированием музыкальных инструментов); и (4) людей, которые составляют аудиторию для произведения (театралы, критики и т.д.)». Обычно с искусством ассоциируются лишь тe, кто входит в первую группу. Здесь же число участников создания произведений искусства значительно расширяется: иначе говоря, творцы, или авторы – далеко не единственный объект исследования. Это одна из ключевых идей в концепции Беккера, который предлагает рассматривать искусство как форму коллективного, совместного действия, а произведение искусства – как результат взаимодействия его участников. Тем самым он выступает против традиционной идеи о непосредственной связи между художником (автором) и произведением искусства (шедевром). Разрушая однозначную связь между художником и произведением, Беккер утверждает, что к конкретному объекту искусства причастны все, кто участвует в создании, представлении и восприятии этого объекта.

«Например, для того, чтобы симфонический оркестр дал концерт, инструменты

должны быть придуманы, сделаны и их необходимо поддерживать в надлежащем состоянии. Должна быть разработана нотная запись, сочинена музыка с помощью нотной записи, а исполнители должны научиться играть по нотным записям на инструментах. Должно быть предоставлено время и место для репетиций, размещена реклама и проданы билеты, а аудитория, способная слушать, каким-то образом понимать музыку и реагировать на представление, должна быть привлечена»

Ни художественный дар, ни коммерческие или какие-либо другие факторы по отдельности не производят объекты искусства, в качестве которых могут выступать товары, объекты дизайна, невоплощенные замыслы или что-то еще. Только в комплексе – т.е. в сопряжении разных аспектов – рождается мир искусства, а художественное произведение является его основным – связующим – элементом. (6)

 

Социальная потребность и развитие видов искусства.

Виды искусства составляют систему, которая исторически подвижна. Поэтому, чтобы понять их специфику, необходимо проследить их историческое движение, их меняющееся взаимодействие с учетом следующих моментов:

1) влияния литературы как вербальной основы художественной культуры на другие искусства;

2) времени возникновения каждого конкретного вида искусства, интенсивности его бытия, его социального функционирования и воздействия в данную эпоху;

3) исторического изменения социальных потребностей в разных видах искусства;

4) характера расхождения видов искусства (отделение их друг от друга, обретение неповторимой специфичности, незаменимости, преимуществ и ограниченности) и их соединения (процесс синтеза и увеличение многообразия его типов);

5) выдвижения в каждую эпоху актуального (наиболее полно соответствующего социально-художественным потребностям данной эпохи наиболее массового, популярного, активно охватывающего своим влиянием самую широкую аудиторию) и репрезентативного (наиболее полно представляющего художественную культуру данной эпохи последующим эпохам) вида искусства.

Виды искусства определяются и жизненным материалом, на котором они основываются, и исторической природой личности их создателя, творца. Как и в любом виде деятельности, в художественном творчестве происходит опредмечивание сущностных сил человека в их конкретно-историческом своеобразии. Это своеобразие проявляется во всех основных функциях художественной деятельности – в познании, оценке, созидании и общении с миром, а также в самопознании, самооценке, самосозидании и самообщении (внутренней коммуникации) ее субъекта – личности художника.

Формальный поиск, открытие новых художественных средств, вечное внутреннее стремление к неизведанному внутренне присущи искусству, но не они являются главной пружиной художественного развития. В его механизме основную роль играют социальные потребности и то, насколько данный вид искусства способен удовлетворить эти потребности. Легко подтвердить это примером развития изобразительных искусств, выявив причину того грандиозного исторического взлета, который они совершили в эпоху Возрождения.

Анатомия животных была хорошо известна древним народам. В пещерной живописи изображения зверей поражают точностью форм, глубоким знанием строения их тела и повадок. Чтобы убить животное, нужно было знать наиболее уязвимые его места и манеру его поведения. Чтобы разделать тушу убитого зверя, нужно было знать его строение, а сама разделка туши служила наглядным уроком анатомии. Постоянное занятие охотой делало древнего художника великолепным анималистом. Запечатлевая охотничий опыт народа, художник в то же время помогал себе и соплеменникам более четко и точно относи­ться к объекту своих, жизненно производственных интересов. При этом утилитарное, как всегда, предшествовало эстетическому, польза ро­ждала красоту, а красота учила более точно извлекать пользу, более глубоко осваивать природу.

Античный художник уже прекрасно знает анатомию человека. В воспитании воина необходима гимнастика, музыка и изобразительное искусство, раскрывающее красоту и силу человеческого тела. Олимпийские игры и скульптурные изображения героев, по существу, выполняют близкие социально-эстетические функции. Интерес греческого изобразительного искусства к силе и красоте человеческого тела имеет глубокие конкретно-исторические корни.

Средневековое изобразительное искусство внимательно вглядывается во внутренний мир человека, стремится проникнуть в глубь его духа. Человеческая плоть теряет самостоятельное значение. На смену гармонии обнаженного тела приходит красота героя, задрапированного в тяжелые ниспадающие одежды и сильного духом. На средневековых кар­тинах часто Христос-младенец – это уменьшенный взрослый человек.

Возрождение воскрешает культ обнаженного тела, подчеркивая не только его красоту и мощь, но и чувственную привлекательность. Радость бытия, духовное и чувственное наслаждение жизнью сквозят в живописи Возрождения, воспевающей прелесть человеческого тела, его земную красоту и одухотворенность.

Художники Возрождения познают не только анатомию человека вообще, но и возрастную анатомию. Они схватывают и точно воспроизводят соотношение частей тела ребенка, взрослого человека, старика, открывают динамическую анатомию человека – при разных тем­пах и резкости, ракурсах, направлениях движения.

Социальная потребность способствовала стремительному развитию изобразительного искусства. Этот механизм можно проследить на развитии других видов искусства в другие эпохи.

 

 

 

 

Заключение

Влияние искусства и общества взаимно зависимо. Оно является социальным явлением с различных точек зрения (как результат деятельности социума, так и сфера, влияющая на него). Искусство черпает идеи в окружении, состоянии общества, его проблемах или радостях - то есть все факторы вокруг влияют на художника, его мысли, идеи, которые он изливает в своем творчестве. А этот результат творчества в свою очередь влияет на того, кто его воспринимает.

Таким образом, искусство, будучи специфически эстетическим явлением культуры, служит одновременно и отражению, и «производству» духовных ценностей, выполняя наряду с эстетической целый ряд важных социальных функций: познавательную, воспитательную, идеологическую, коммуникативную.

Художественное произведение не есть одинокое, особняком стоящее явление.

С точки зрения А.Шопенгауэра искусство - это высшая форма познания, высшее достижение человеческого духа, которое может давать нам больше откровения, чем все науки вместе взятые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1)     Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М.: Гардарики, 2000. – 816с. (743-755с.)

2)     Борисова Е.М. Культурология. Учебно-практическое пособие. – Москва. 2005. – 88с. (43-55с.)

3)     http://www.libsib.ru/estetika/iskusstvo-kak-sotsialnoe-yavlenie

4)     http://www.ido.rudn.ru/philosophy/13.html

5)     http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kiril/08.php

6)     Фархандинов Н. Социологическое обозрение. Том 7. №3. 2008г. (56-58с.).

7)     Толстой Л.Н. Что такое искусство? - М., 1985.

8)     Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: СПб., 1911-1918. Т. ХIХ. С. 77

9)     Кони А.Ф. Воспоминания о писателях .М. , 1989. С. 126.

10) Тэн И. Философия искусства.- М.: Республика, 1996. – 351 с.



Информация о работе Мистецтво - як соціальне явище