Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:25, реферат
Среди элементов системы духовной жизни человечества, таких как: религия, философия, наука - искусству принадлежит особое место, ибо оно в той или иной мере входит в повседневную жизнь каждого человека.
Искусство представляет собой специфическое социальное явление, будучи особым видом духовно-практического освоения мира. Если отдельные области духовной и практической деятельности отражают и осваивают различные аспекты мира, то искусство – это восприятие мира в целостности: целостности личности, культуры и жизненного опыта человечества. В этом заключено всемирно-историческое назначение искусства, его необходимость и ценность во все периоды развития общества.
1. Искусство, его виды и направления 3
2. Искусство как эстетическое освоение действительности 7
3. Особенности искусства и его функции в обществе 8
4. Искусство – модель деятельности человека. 14
5. Социальная потребность и развитие видов искусства. 19
6. Заключение 21
7. Список используемой литературы 22
22
Міністерство науки та освіти, молоді та спорту України
Одеська державна академія будівництва та архітектури
Архітектурно-художній інститут
Кафедра філософії, політології та права
Реферат
на тему: «Мистецтво - як соціальне явище»
виконала: Крамаренко М.О. перевірила: Кадієвська І.А.
|
Одеса- 2012г.
План
1. Искусство, его виды и направления
2. Искусство как эстетическое освоение действительности 7
3. Особенности искусства и его функции в обществе 8
4. Искусство – модель деятельности человека. 14
5. Социальная потребность и развитие видов искусства. 19
6. Заключение
7. Список используемой литературы
Искусство, его виды и направления
Среди элементов системы духовной жизни человечества, таких как: религия, философия, наука - искусству принадлежит особое место, ибо оно в той или иной мере входит в повседневную жизнь каждого человека.
Искусство представляет собой специфическое социальное явление, будучи особым видом духовно-практического освоения мира. Если отдельные области духовной и практической деятельности отражают и осваивают различные аспекты мира, то искусство – это восприятие мира в целостности: целостности личности, культуры и жизненного опыта человечества. В этом заключено всемирно-историческое назначение искусства, его необходимость и ценность во все периоды развития общества.
Значение искусства для жизни общества огромно. Оно помогает устанавливать общественную связь между людьми различных поколений, объединяя их вокруг определенных идей и идеалов. Л.Н. Толстой в трактате "Что такое искусство" говорит о том, что искусство - это способность быть средством человеческого общения и объединения на основе чувства "симпатии" и "солидарности" - передавать испытанные художником чувства с помощью "движений", линий, красок, звуков, образов, выраженных словами и "заражать" этими чувствами других людей. Влиянию искусства на формирование личности придавали большое значение античные мыслители, которые рассматривали искусство как важнейшее средство воздействия на нравственный мир человека, как средство исправления и воспитания характеров, создания определенной психологической настроенности личности (7).
Н.Г.Чернышевский называл искусство учебником жизни, который все читают с удовольствием, ибо оно является и средством познания и способом воспитания, и средством стимулирования творческих способностей личности. Истинно художественное произведение, с точки зрения Чернышевского, будит в человеке художника, и подлинная сила искусства заключается не только в тех чувствах и мыслях, которые вложены в произведении, но и в чувствах, которые оно способно вызвать при соприкосновении с ним. В данном случае сила эстетического воздействия не исчезает с прекращением непосредственного контакта с произведением искусства, а наоборот, только начинается, исподволь, постепенно оказывая влияние на все сферы жизнедеятельности личности, на его мотивы, цели, и, в конечном счете, на поведение личности. (4)
В основе искусства как социальной деятельности лежит процесс художественного творчества. Это – особое средство отражения и выражения жизни в форме художественных образов, предметом которого является реальная действительность (природная и социальная) и внутренний мир человека, его чувства и переживания. Таким образом, создание художественного образа в процессе творчества является главным содержанием и спецификой искусства как художественно-практического освоения действительности. При этом искусство не только отражает реальность и внутренний мир человека, но и творит свой особый мир, который обладает относительной самостоятельностью и своими собственными законами.
Искусство служит средством самовыражения человека, и, следовательно, предметом искусства являются как отношения человека к миру, так и сам человек во всех его измерениях – психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Гуманитарные науки – и психология, и социология, и этика и т.п. – также имеют своим предметом человека, но все они рассматривают его с одной и притом сознательно ограниченной точки зрения. Искусство же не только берет человека в целостности, но и затрагивает все самые глубокие и еще не изведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек. Искусство говорит с нами на своем особом языке, которому надо научиться прежде, чем он станет понятен. (1)
Виды искусства – это исторически сложившиеся формы художественной деятельности, основные структурные и классификационные единицы.
Платон разделял искусства на высокие, совершенные, стоящие ближе к миру идей (музыка, лирика, архитектура), и низкие, несовершенные, изображающие «приземленный» предметный мир (драматургия, изобразительные искусства, театр). Теоретик искусства и драматург Лессинг выделял такие группы искусств, как пространственные (зрелищные), воссоздающие образы, заключенные в трехмерном пространстве (изобразительные виды), и временные (слуховые), разворачивающие действие во времени с помощью слова и ритма (литература, музыка). Кроме этого существуют виды искусств, которые сочетают в себе оба эти принципа восприятия – пространственно-временные или синтетические искусства (театр, эстрада, кино).
К числу наиболее древних видов пространственного искусства относятся архитектура и прикладные искусства. Последние представляют собой вид художественного творчества, направленный на окружающие нас предметы быта, сделанные не просто полезными, а созданные по законам красоты и имеющие свой художественный образ, выражающий их назначение. Архитектура– превращенное в творчество строительство зданий и сооружений по законам красоты. Витрувий определил единство трех основных принципов зодчества: красоты, пользы и прочности. С зодчеством тесно связано садово-парковое искусство. Главным отличием является то, что материалом для него служит живая природа и природные ландшафты.
К пространственным видам относятся изобразительные искусства: скульптура, живопись, графика и художественная фотография. Изобразительные виды искусства передают статичное воспроизведение мира в зримой, чувственно-достоверной форме, основанной на сходстве, подобии образа и реальности. Кроме названных видов в изобразительном искусстве различают: станковое, монументальное и декоративное искусство.
Группу временных искусств составляют литература и музыка. Литература – это словесный вид искусства, специфика которого заключается в способности эстетического освоения и отражения действительности посредством слова, вызывающего в сознании наглядные образы. Благодаря гибкости и безграничным выразительным возможностям слова, литература способна вбирать в себя элементы художественного содержания любого искусства. Кроме того, словесная форма позволяет ей выражать не только эстетические, но и общественно-политические идеалы, устанавливать тесную связь с философией, политикой, моралью и другими формами общественного сознания, а также оказывать существенное влияние на развитие иных видов искусства.
Музыка - отображение чувств и мыслей человека. Музыкальный образ лишен непосредственной видимости, но весь как бы соткан из человеческих чувств. Его природа – эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки, в основе которых лежат интонации человеческой речи.
К синтетическим искусствам относятся все пространственно-временные или зрелищные искусства: театр, кино, телевидение, эстрада, цирк. Это не механическое соединение и непростая сумма отдельных видов искусства, а органическое целое, обладающее новым качеством по отношению к каждому входящему в него искусству, приобретающему в таком синтезе особые черты, которых у него не было при обособленном существовании.
К числу новых форм в неклассической эстетике относится виртуальная реальность – искусственно созданная компьютерными средствами среда, в которую можно проникать, меняя ее изнутри. Здесь происходит превращение зрителя, читателя и наблюдателя в сотворца.
Отличаясь друг от друга, разные виды искусства имеют и много общего, особенно в области использования художественно выразительных средств в рамках конкретных направлений и школ. Основными в искусстве, начиная с Нового времени, являются: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм и авангард.
Классицизм был ориентирован на образцы античного искусства и отличался
строгой нормативностью, четкими правилами художественного творчества и регламентацией критериев эстетических оценок художественного произведения.
Его основные принципы: логичность формы; гармоничность созданных в искусстве образов; идеал прекрасной облагороженной природы; утверждение идеи государственности, общественного долга и идеального героя.
Своеобразной реакцией на рационалистическое искусство классицизма явился сентиментализм – утверждал в противоположность классицизму самоценность личности и мира ее чувственных переживаний. Излюбленными темами сентименталистов были идиллические картины природы, страдания чистого возвышенного существа.
Для романтизма характерно воссоздание идеальных гуманистических образов, мечтаний о совершенном человеке и мире, культ фантазии и чувства, символика и идеи свободы творчества художника.
Общим признаком всех реалистических произведений является правдивое художественное отображение объективной действительности, историзм и конкретно-историческая достоверность воспроизведения реальных жизненных событий, характеров, результатов и перспектив общественного развития.
Художник-реалист рисует действительность во всей ее сложности и неоднозначности.
Своеобразным протестом против методов и художественных принципов традиционного, в том числе и реалистического, искусства явился авангард. Это направление расценивается как реакция художественно-эстетического сознания на неразрешенность общественных противоречий и проблем, на глобальный перелом в культурно-цивилизационных процессах, вызванных НТП, и неосуществленность в жизни идеалов, провозглашаемых традиционным искусством прошлого.
Первыми течениями авангарда были кубизм, футуризм, абстракционизм и сюрреализм. После второй мировой войны к ним прибавились поп-арт, оп-арт, кинетическое, минимальное и концептуальное искусство.
Искусство как эстетическое освоение действительности.
Искусство - практически-духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей. Эстетическая сторона является главной функцией искусства, особенность которого в том, что ни образное содержание, ни идейное воздействие произведения невозможны вне его эстетических достоинств. (2)
Развитое эстетическое чувство делает личность человека индивидуально неповторимой, дифференцирует его внутренний мир и вместе с тем гармонически сочетает в нем духовные качества. Человек с развитым эстетическим чувством - это человек творческого порыва, творческого отношения к жизни.
Постоянное общение с природой, умение видеть и создавать красоту в труде, в отношениях между людьми, способность глубоко чувствовать и понимать искусство — все это усиливает жизнеспособность человека, освобождая его от многих ненужных отрицательных эмоций и переживаний. Эстетическими свойствами, художественностью пренебрегают, по словам Ф.М. Достоевского, только лишь необразованные люди.
Как бы ни был силен обязательно присутствующий эстетический момент в деятельности, например, ученого, не он все-таки определяет основное содержание его исследований. Эстетическое отношение к действительности, содержащееся во всех видах человеческой деятельности, не могло не стать предметом самостоятельного культивирования. Таким особым видом человеческой деятельности, в котором эстетическое, воплотившись в художественное, есть и содержание, и способ, и цель, является искусство; оно «никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала – рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью» (8)
Познание действительности, активное эстетическое преобразование жизненного материала художником в процессе создания произведения – это лишь одна сторона искусства. Другая, не менее важная сторона «бытия» произведения -–это процесс его эстетического восприятия, т.е. целенаправленного воздействия на личность, на чувства и мысли потребителя. Все же это, вместе взятое, и делает искусство одной из тех социальных сил, которые участвуют во взаимодействии общественных явлений и оказывают большое влияние на развитие общества. (2)
Таким образом, искусство концентрированно выражает эстетическое отношение к миру. В отличие от эстетического переживания, которое может присутствовать в любом виде деятельности и сопровождать ее, искусство моделирует особую реальность - художественную, в которой эстетическое освоение мира заключено в определенную "рамку", отгорожено от целесообразно-утилитарных видов деятельности. (3)