Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 23:23, контрольная работа
Философия, как система миропонимания, возникла из потребности людей в обобщенном и целостном представлении об окружающем мире, его наиболее общих свойствах и структурных характеристиках. Она является самой древней наукой (более 3 тысячелетий). Зачатки философского знания возникли уже в первобытном обществе, но как целостная система взглядов на мир, философия сформировалась в эпоху древнего общества (Индия, Китай, Греция, Рим и др.) в VIII – VI вв. до н.э.
Введение 3
Мировоззрение и миропонимание.
Жизненно – практическое и теоретическое миропонимание………………………………………………………………………………..... 6
Соотношение общественно – исторического
и индивидуального в мировоззрении 8
Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.
Философское мировоззрение…………………………………………………………………...9
Заключение …12
Список литературы 14
Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Филосовское мировоззрение.
История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное. Каждый исторический тип мировоззрения имеет свои материальные, социальные и гносеологические (т.е. теоретико - познавательные) предпосылки и представляет собой относительно целостное мировоззренческое отражение мира, обусловленное уровнем развития общества.
Мифологическое мировоззрение – это своеобразное видение мира, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно – эмоциональном переживании мира и на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием людьми природных, социальных процессов и своей роли в них. Миф представляет собой синкретическую (нерасчлененную) форму сознания, для него характерны эмоциональность, наглядно – образный характер выражения, отсутствие абстракций.
Чтобы наиболее точно представить себе мифологическое мировоззрение, необходимо рассмотреть его элементы. Одним из элементов мифологии является тотемизм – вера в общее происхождение какой – либо группы людей (рода) с животным, растением, предметом, объявляемым тотемом, т.е. предком, которому следует поклоняться, ибо он выступает могучим защитником, покровителем данного рода. Тотемизм выполняет функцию самоидентификации и сплоченности группы людей. Следующим элементом мифологии служит анимизм. Анимизм – это вера в существование душ и духов, как причины всех явлений, это вера в одушевленность всей природы. Для мифологии характерен также фетишизм – поклонение материальным предметам (фетишам), которые содержат в себе особые духовные чудодейственные свойства и могут повлиять на природу и жизнь людей. Мифологическому мировоззрению свойственна также магия – совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять на воображаемые таинственные силы и с их помощью воздействовать на вещи, людей, животных.
Издавна мифология играла огромную роль в жизни людей и выполняла две важные функции: 1) осуществляла психологическую адаптацию человека к миру, избавляя от страха и чувства беспомощности; 2) пыталась воздействовать на мир, заставить его служить себе.
Благодаря мифологическому мировоззрению у людей сформировались социально – духовные ценности: этническая солидарность, готовность умереть за свой народ и т.д. Через эпос, легенды, сказания, исторические предания мифологические образы вошли в гуманитарную культуру различных народов – в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Мифами «наполнены» мировые религии – христианство, ислам, буддизм.
Религия есть не что иное, как форма общественного сознания и явление культуры. Возникновение религии как явление культуры представляет собой историческую необходимость. В процессе своего выделения из животного мира человек расширяет границы познания и власти над внешним миром; вместе с тем в ходе постоянного взаимодействия с природой и в результате общения с другими людьми человек постепенно обретает иную форму философии – самосознание.7
По Ф.Л. Франку вопрос религии понимается как центральный и глубочайший вопрос человеческого жизнепонимания. Его нельзя окончательно разрешить, не поняв до конца, что такое есть философия и религия; а поняв то и другое с той последней ясностью, которую дает только проникновение в глубину, можно не на основании каких – либо предварительных определений, а лишь изжив и опознав всю полноту той духовной жизни, которая образует существо философии и религии. Другими словами, разрешение вопроса об отношении религии и философии, есть собственно не предпосылка, а завершение философско – религиозного знания.8
Фейбрах вскрывает социально – психологические корни религии: религия утешает, оказывает облагораживающее действие на людей, служит вдохновляющим идеалом, побуждает к развитию лучших человеческих качеств.9
Философское мировоззрение. Историческое бытие философской мысли представляет собой картину непобедимого умственного мужества, настоящей умственной отваги, неисчерпаемой духовной энергии и служит одним из самых повелительных, поучительных и заразительных примеров духовного и нравственного самоутверждения. Влияние на людей, оказываемое философским мировоззрением, нельзя изменить или ослабить, даже не смотря на внешнюю несогласованность, противоречивость и хаотичность исторического обнаружения. Ибо любой чуткий и честный философский созерцатель открывает под такой внешностью единый и существенный упор: Опознать каждое сущее, и все сущее; опознать его вне каких бы то не было наносных схем, противоречий и разногласий; опознать его так, как оно есть.
Шествие
философского мировоззрения по векам
своего исторического существования
есть не только via crucis* , т. е. путь мучительного
самоиспытания и самотерзания, но и путь
саморосширения и самопополнения, саморазвития
и самораскрытия. Чтобы убедиться в этом,
можно представить себе рамки примитивного
узкого греческого мировосприятия и миропонимания
в категории чувственной вещи и сопоставить
с этим относительно необъятную широту
хотя бы Лейбницева натурализма, утонченно-
Кроме того, философское мировоззрение не только саморасширяется, обогощается и растет в процессе испробования все новых и новых подходов, концепций и систем, но она – что особенно существенно – и самоуглубляется также, а самоулубляясь самоосвобождается, закаливается, усиливается, побеждает. Ее путь по существу, есть путь преодоления предрассудков, путь самокритики и самоочищения.
Действительно,
глубочайшие сдвиги в философии
плодотворны и
Философское
мировоззрение – это особый способ
духовного освоения мира, который
созидает самого человека и освобождает
от призраков его сознание. Философское
мировоззрение дает возможность приобрести
внутреннюю духовную свободу, занять независимую
позицию и развить способность самостоятельного
мышления. Огромную роль здесь играет
деятельный аспект, так как субъект всегда
вовлечен в жизненный процесс. Великое
множество философских проблем в конечном
итоге нацелены на понимание субъективно
– объективных отношений, различных форм
взаимодействия человека и мира. Философия,
как правило, всегда понималась, не как
совокупность готовых знаний (точная наука),
а как стремление к познанию более глубокой
истины. С каждым новым периодом истории,
в философии ставятся новые задачи и проблемы
и новые способы осмысления и решения
этих задач и проблем.
Заключение
И так, все типы мировоззрения выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов, например, как дух соотносится с материей, что такое человек и, каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познает действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество. Гносеологическая структура мировоззрения образуется в результате обобщения естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний.
Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее. С помощью мировоззрения человек строит картину мира определенной эпохи или свою собственную. Мировоззрение – это комплексное воззрение о том, как вести себя в этом мире и по отношению к Пространству, и по отношению ко Времени. Например, мировоззрение западноевропейцев считается активным, рациональным и линейным (культура «мужского типа»), а мировоззрение народов Востока – созерцательным, иррациональным и нелинеаризированным (культуры «женского типа»). Мировоззрение – способ построения картины мира.
Мировоззрение у огромного количества совершенно разных людей имеет множество общих черт в различных отношениях. Мировоззрение может быть научным или антинаучным, религиозным или атеистическим, обыденным или философским, но оно всегда стремится к целостности и успешности относительно совершенно конкретных обстоятельств. Однако достигаются эта целостность и эта успешность разными способами. Художественное, мифологическое, религиозное мировоззрение формируются при преимущественном значении мироощущения; научное мировоззрение действует в основном на уровне миропонимания; философское осуществляет попытку системно гармонизировать оба уровня; а обыденное мировоззрение - это произвольное смешение мироощущения с миропониманием.
Проблема, которую ставит философия, является, проблема человека, цель и смысл его существования. Смысл жизни не только отдельного индивида, но и всего человечества в целом. Эта проблема наиболее важна, поскольку она актуальна на протяжении всего человеческого существования, во все переломные и исторические периоды жизни. Об этом свидетельствует отечественная история. В ходе исторического развития общества, развивается и форма общественного сознания, которое для каждого нового поколения людей представляет как особый, извне данный и подлежащий освоению мир –мир идей.
Люди,
начав философствовать две с
половиной тысячи лет назад, продолжают
заниматься этим и в XXI веке, поскольку
стремление понять мир, в котором мы живем,
изменить его к лучшему, заложено в душе
каждого человека. По мнению английского
философа Б. Рассела, лучше всего и вернее
всего это можно сделать путем морального
совершенствования и самосовершенствования.10