Мировоззрения и философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 23:23, контрольная работа

Описание работы

Философия, как система миропонимания, возникла из потребности людей в обобщенном и целостном представлении об окружающем мире, его наиболее общих свойствах и структурных характеристиках. Она является самой древней наукой (более 3 тысячелетий). Зачатки философского знания возникли уже в первобытном обществе, но как целостная система взглядов на мир, философия сформировалась в эпоху древнего общества (Индия, Китай, Греция, Рим и др.) в VIII – VI вв. до н.э.

Содержание

Введение 3
Мировоззрение и миропонимание.
Жизненно – практическое и теоретическое миропонимание………………………………………………………………………………..... 6
Соотношение общественно – исторического
и индивидуального в мировоззрении 8
Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.
Философское мировоззрение…………………………………………………………………...9
Заключение …12
Список литературы 14

Работа содержит 1 файл

к.р по философии.doc

— 99.50 Кб (Скачать)
 
    1. Мировоззрение каждого человека глубоко индивидуально. Оно несет в себе черты, обусловленные  особенностями исторической эпохи, в которую живет человек, его  воспитанием и образованием, профессиональной деятельностью.
 
 
    1. Научное мировоззрении формируется на основе познания законов природы и общества.
 
    1. Целостность обыденного мировоззрения достигается  за счет преобладания в мышлении ассоциативности   и установления произвольной связи знаний о разных сферах бытия.
 
 

      Исторические  типы мировоззрения: миф, религия, философия. Филосовское мировоззрение.

     История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное. Каждый исторический тип мировоззрения имеет свои материальные, социальные и гносеологические (т.е. теоретико - познавательные) предпосылки и представляет собой относительно целостное мировоззренческое отражение мира, обусловленное уровнем развития общества.

     Мифологическое  мировоззрение – это своеобразное видение мира, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно – эмоциональном переживании мира и на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием людьми природных, социальных процессов и своей роли в них. Миф представляет собой синкретическую (нерасчлененную) форму сознания, для него характерны эмоциональность, наглядно – образный характер выражения, отсутствие абстракций.

     Чтобы наиболее точно представить себе мифологическое мировоззрение, необходимо рассмотреть его элементы. Одним из элементов мифологии является тотемизм – вера в общее происхождение какой – либо группы людей (рода) с животным, растением, предметом, объявляемым тотемом, т.е. предком, которому следует поклоняться, ибо он выступает могучим защитником, покровителем данного рода. Тотемизм выполняет функцию самоидентификации и сплоченности группы людей. Следующим элементом мифологии служит анимизм. Анимизм – это вера в существование душ и духов, как причины всех явлений, это вера в одушевленность всей природы. Для мифологии характерен также фетишизм – поклонение материальным предметам (фетишам), которые содержат в себе особые духовные чудодейственные свойства и могут повлиять на природу и жизнь людей. Мифологическому мировоззрению свойственна также магия – совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять на воображаемые таинственные силы и с их помощью воздействовать на вещи, людей, животных.

     Издавна мифология играла огромную роль в  жизни людей и выполняла две  важные функции: 1) осуществляла психологическую адаптацию человека к миру, избавляя от страха и чувства беспомощности; 2) пыталась воздействовать на мир, заставить его служить себе.

     Благодаря мифологическому мировоззрению  у людей сформировались социально  – духовные ценности: этническая солидарность, готовность умереть за свой народ и т.д. Через эпос, легенды, сказания, исторические предания мифологические образы вошли в гуманитарную культуру различных народов – в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Мифами «наполнены» мировые религии – христианство, ислам, буддизм.

     Религия есть не что иное, как форма общественного сознания и явление культуры. Возникновение религии как явление культуры представляет собой историческую необходимость. В процессе своего выделения из животного мира человек расширяет границы познания и власти над внешним миром; вместе с тем в ходе постоянного взаимодействия с природой и в результате общения с другими людьми человек постепенно обретает иную форму философии – самосознание.7

     По  Ф.Л. Франку вопрос религии понимается как центральный и глубочайший вопрос человеческого жизнепонимания. Его нельзя окончательно разрешить, не поняв до конца, что такое есть философия и религия; а поняв то и другое с той последней ясностью, которую дает только проникновение в глубину, можно не на основании каких – либо предварительных определений, а лишь изжив и опознав всю полноту той духовной жизни, которая образует существо философии и религии. Другими словами, разрешение вопроса об отношении религии и философии, есть собственно не предпосылка, а завершение философско – религиозного знания.8

     Фейбрах вскрывает социально – психологические корни религии: религия утешает, оказывает облагораживающее действие на людей, служит вдохновляющим идеалом, побуждает к развитию лучших человеческих качеств.9

     Философское мировоззрение. Историческое бытие философской мысли представляет собой картину непобедимого умственного мужества, настоящей умственной отваги, неисчерпаемой духовной энергии и служит одним из самых повелительных, поучительных и заразительных примеров духовного и нравственного самоутверждения. Влияние на людей, оказываемое философским мировоззрением, нельзя изменить или ослабить, даже не смотря на внешнюю несогласованность, противоречивость и хаотичность исторического обнаружения. Ибо любой чуткий и честный философский созерцатель открывает под такой внешностью единый и существенный упор: Опознать каждое сущее, и все сущее; опознать его вне каких бы то не было наносных схем, противоречий и разногласий; опознать его так, как оно есть.

     Шествие философского мировоззрения по векам  своего исторического существования  есть не только via crucis* , т. е. путь мучительного самоиспытания и самотерзания, но и путь саморосширения и самопополнения, саморазвития и самораскрытия. Чтобы убедиться в этом, можно представить себе рамки примитивного узкого греческого мировосприятия и миропонимания в категории чувственной вещи и сопоставить с этим относительно необъятную широту хотя бы Лейбницева натурализма, утонченно-оспиритуализированного через понятие бесконечно малого (дифференциала) до сложной монадологической системы.

     Кроме того, философское мировоззрение  не только саморасширяется, обогощается  и растет в процессе испробования все новых и новых подходов, концепций и систем, но она –  что особенно существенно – и самоуглубляется также, а самоулубляясь самоосвобождается, закаливается, усиливается, побеждает. Ее путь по существу, есть путь преодоления предрассудков, путь самокритики и самоочищения.

                                                                                                           (по Б. В. Яковенко)

     Действительно, глубочайшие сдвиги в философии  плодотворны и многозначительны.

     Философское мировоззрение – это особый способ духовного освоения мира, который  созидает самого человека и освобождает от призраков его сознание. Философское мировоззрение дает возможность приобрести внутреннюю духовную свободу, занять независимую позицию и развить способность самостоятельного мышления. Огромную роль здесь играет деятельный аспект, так как субъект всегда вовлечен в жизненный процесс. Великое множество философских проблем в конечном итоге нацелены на понимание субъективно – объективных отношений, различных форм взаимодействия человека и мира. Философия, как правило, всегда понималась, не как совокупность готовых знаний (точная наука), а как стремление к познанию более глубокой истины. С каждым новым периодом истории, в философии ставятся новые задачи и проблемы и новые способы осмысления и решения этих задач и проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     И так, все типы мировоззрения выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов, например, как дух соотносится с материей, что такое человек и, каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познает действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество. Гносеологическая структура мировоззрения образуется в результате обобщения естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний.

     Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее. С помощью мировоззрения человек строит картину мира определенной эпохи или свою собственную. Мировоззрение – это комплексное воззрение о том, как вести себя в этом мире и по отношению к Пространству, и по отношению ко Времени. Например, мировоззрение западноевропейцев считается активным, рациональным и линейным (культура «мужского типа»), а мировоззрение народов Востока – созерцательным, иррациональным и нелинеаризированным (культуры «женского типа»). Мировоззрение – способ построения картины мира.

     Мировоззрение у огромного количества совершенно разных людей имеет множество  общих черт в различных отношениях. Мировоззрение может быть научным  или антинаучным,  религиозным или атеистическим, обыденным или философским,  но оно всегда стремится к целостности и успешности  относительно совершенно конкретных обстоятельств. Однако достигаются эта целостность и эта успешность разными способами. Художественное, мифологическое, религиозное мировоззрение формируются  при преимущественном значении мироощущения; научное мировоззрение действует в основном на уровне миропонимания; философское осуществляет попытку системно гармонизировать оба уровня; а обыденное мировоззрение - это произвольное смешение мироощущения с миропониманием.

     Проблема, которую ставит философия, является, проблема человека, цель и смысл его существования. Смысл жизни не только отдельного индивида, но и всего человечества в целом. Эта проблема наиболее важна, поскольку она актуальна на протяжении всего человеческого существования, во все переломные и исторические периоды  жизни. Об этом свидетельствует отечественная история. В ходе исторического развития общества, развивается и форма общественного сознания, которое для каждого нового поколения людей представляет как особый, извне данный и подлежащий освоению мир –мир идей.

     Люди, начав философствовать две с  половиной тысячи лет назад, продолжают заниматься этим и в XXI веке, поскольку стремление понять мир, в котором мы живем, изменить его к лучшему, заложено в душе каждого человека. По мнению английского философа Б. Рассела, лучше всего и вернее всего это можно сделать путем морального совершенствования и самосовершенствования.10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

 
  1. Авторский коллектив. Основы современной философии. Учебник для высших учебных заведений. / Оформление обложки Олексеенко А.А., Шапиров С.В. – СПб.: Лань, 1997. – 304 с.
  2. Степанов С. Искусство добиваться своего / Сергей Степанов. – М.: Эксмо, 2007. – 608 с. – (Психология общения).
  3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 2- изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС , Международная академическая издательская компания «Наука», 1997. 352 с.
  4. Философия: Учебник / Под. Ред. проф. В. Н.   Лавриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 1998. – 520 с.
  5. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия  и мировоззрение/ Сост. П. В. Алексеев. – М.: Политиздат, 1990. – 528 с.
  6. Тенасе А. Культура и религия. Пер. с румын. М., Политиздат, 1975. 127 с. с ил.
  7. Кассиров А.Г. История философии: учеб. пособие по дисциплине «философия»для студентов всех специальностей / А.Г. Кассиров. – Мурманск: Изд – во МГТУ, 2010. – 146 с.
  8. Ппвленок П.Д. Введение в профессию «Социальная работа»: Курс лекций. – М.: ИНФРА – М, 1998. – 174 с. – (Высшее образование) .

Информация о работе Мировоззрения и философия