Мировоззрение и его сущность

Автор: Альберт Абашев, 26 Октября 2010 в 20:08, шпаргалка

Описание работы

Мировоззрение – это совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека

Содержание

нет

Работа содержит 8 файлов

№1. 1-6Дополненные.doc

— 76.50 Кб (Открыть, Скачать)

№2. 7-15Дополненные.doc

— 81.50 Кб (Скачать)
7. Атомистическая ф-ия  Др.Греции: Левкипп,  Демокрит, Эпикур.

Большую роль в  развитии античной ф-ии сыграли идеи атомистов, сторонников материалистического учения Левкиппа и Демокрита (V -IV вв. до н.э.). Левкипп утверждал, что вечный материальный мир состоит из неделимых атомов и пустоты, в к-ой эти атомы движутся. Вихри движения атомов образуют миры. Предполагалось, что в-во, простр-во, время нельзя делить до бесконечности, ибо есть мельчайшие, далее неразделимые их фрагменты - атомы в-ва, амеры (атомы простр-ва), хроны (атомы времени).

И вода, и воздух, и земля, и огонь состоят из большого кол-ва атомов, различающихся  по своей качественной специфике, но по отдельности чувственно не воспринимаемых. В самом понятии атома (неделимый) высвечивается его элеатское происхождение.   Атомы,   согласно  Демокриту,   неделимы  вследствие своей абсолютной плотности,-отсутствия в них пустых промежутков и исключительной малости.

Данные идеи позволили частично преодолеть кризис, вызванный апориями Зенона. Демокрит истинным миром считал бесконечную, объективную реальность, состоящую из атомов и пустоты. Атомы неделимы, неизменны, качественно однородны и отличаются друг от друга лишь внешними, количественными чертами: формой, величиной, порядком и положением. Благодаря вечному движению создается естественная необходимость сближения атомов, что в свою очередь приводит к появлению цельных тел.

Последователь Демокрита Эпикур конкретизировал учение Демокрита и в отличие от него полагал, что органы чувств дают абсолютно точные представления о свойствах и особенностях предметов и процессов окружающей действительности.

Эпикур развивал идеи атомизма. По Эпикуру, во Вселенной  сущ-ют только тела, находящиеся в  простр-ве. Они непосредственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого простр-ва между телами следует из того, что иначе было бы невозможно движение.

    Основным  принципом этики эпикурейцев  является удовольствие — принцип гедонизма. При этом проповедуемые эпикурейцами удовольствия отличаются чрезвычайно благородным, спокойным,   уравновешенным   и   часто   созерцательным   хар-ом.

Эпикур проповедовал благочестие, богопочитание: «мудрец  должен преклонять колена перед богами». 

8. Платон как родоначальник  ф-ии объективного  идеализма.

Высокая классика античной ф-ии связана с величайшими мыслителями Др.Греции Платоном (427-347 гг.до н.э.). Ядро учения Платона -теория идей.

«Мир — это  не просто телесный космос, и не отдельные  предметы и явления: в нем общее  совмещено с единичным, а космическое  — с человеческим. Космос — это своего рода худ. произведение. Космос полон божественного смысла, являющего собой царство идей (эйдосов), вечных, нетленных.

Мир по природе  двойствен: видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир  идей. Мир идей - истинное бытие, а  чувственно воспринимаемые вещи — нечто среднее между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии (теория воспоминания, узник в пещере)

Идея — центральная  категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное: воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды.

Идеи — вечные образцы, по к-ым из бесформенной и текучей материи организуется все мн-во реальных вещей. Высшая идея - идея абсолютного добра. Существенной составляющей мир-ия Платона явл-ся вера в богов. Он считал ее важнейшим условием устойчивости общественного миропорядка.

В своем учении о познании Платон недооценивал роль чувственной ступени познания, полагая, что ощущения и восприятия обманывают человека. Для познания истины «закрыть глаза и заткнуть уши», дав простор  разуму.

Космология Платона. Создатель мира из первичного хаоса – демиург (творец). Все процессы в мире целесообразны. Мир возник из огня и земли, между к-ыми творец поместил воздух и воду. Так возник Космос, шаровидной формы, конечен, но не вечен, т.к. был сотворён.

Гносеология Платона. Процесс познания – припоминание идей, высший род познания – интуиция. Истинное познание - познание мира идей, к-ое осущ-ся разумной частью души.

Главная часть  учения – этическая. В понятие  добродетели входит: справедливость, рассудительность, благочестие, соблюдение законов.

Платону рисовалось идеальное гос-во во главе с ф-ами, созерцателями чистых и вечных идей, к-ых защищают воины и к-ым все  жизненные ресурсы доставляют свободные  земледельцы и ремесленники.

Осн.принципом  идеального гос-ого устройства Платон считает справедливость.

Значение разделения труда он рассматривает не с точки  зрения работника, производящего продукт, а исключительно с точки зрения потребителей, принадлежащих к классу рабовладельцев. В разделении труда  Платон видит не только основу распадения об-ва на сословия, но и осн.принцип строения гос-ва.

Гл.задача трактата о гос-ве - проблема благой и совершенной  жизни об-ва в целом и его  членов.

Гос-ом у Платона  руководят немногие, только лица, способные  хорошо управлять государством. Во-1ых, в силу природных задатков, во-2ых, вследствие долголетней предварительной подготовки.

9. Ф-ия Аристотеля  – вершина античной  ф-ии.

 Богатое ф-ое  наследие Платона критически  переосмыслил его ученик, ученый-энциклопедист Аристотель.

Ф-ию Аристотеля наз-ют вершиной развития античной ф-ой мысли, т.к. она явл-ся обобщением всей предшествующей ф-ии, он провёл систематизацию всех форм знания, накопленных предшествующим развитием культуры.

Аристотель основал  свою ф-ую школу "перипатетиков" (по названию лекционных залов в крытых галереях - peripatos). Он значительно шире, чем кто-либо из его предшественников, осуществил интеллектуальный охват всех форм современного ему знания и культуры в целом. В учении о материи и форме Аристотель рассматривает 2 начала каждой вещи (вещь = материя + форма). Впервые он вводит понятие материи. Каждая вещь становится сама собой благодаря форме (эйдосу).

Изучение бытия  возможно лишь с помощью логики (органон - орудие для изучения бытия). Логика имеет методологическое значение для познания.

Аристотель большое  внимание уделяет душе чел-ка. Хар-ой особенностью ф-ии Аристотеля явл-ся колебание между материализмом и объективным идеализмом, диалектикой и недиалектическим методом.

Из огня, земли, воздуха и воды состоят все земные вещи, а эфир образует небо и звёзды. Материя – неопределённое бытие. Она содержит только возможность бытия, не может сущ-ть без формы. Форма всех форм – Бог, к-му движение присуще имманентно.

Идея души. Cчитал, что душа, обладающая целеустремленностью, есть неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа — энтелехия тела. Душа не может существовать без тела, но сама она имматериальна, нетелесна.

Этические взгляды. Гос-во требует от гражданина определенных добродетелей, без к-ых ч-ек не может осуществлять свои гражданские права и быть полезным об-ву: добродетельно то, что служит интересам об-ва, что укрепляет социальный порядок. Он разделял добродетели на интеллектуальные и волевые — добродетели характера. Решающее значение имеют интеллектуальные добродетели: мудрость, разумная деятельность, благоразумие, в них чел-к проявляет себя как одаренное разумом сущ-во.

Об обществе и гос-ве. Чел-к — полит-ое сущ-во, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Чел-ка отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только чел-к способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. 1ым рез-ом соц-ой жизни он считал образование семьи — муж и жена, родители и дети... Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло гос-во.

10. Основные направления  в ф-ии эллинизма.

Кинизм (сократическая  школа). Представители: Антисфен, Диоген Синопский, Кратет. Идеал -безграничная дух-ая свобода индивида. Демонстративно-пренебрежительное отношение к соц. институтам, обычаям и установлениям культуры. Эти идеи повлияли на стоицизм.

Скептицизм, V— IVвв. н. э. Представители: Пиррон, Секст.

1. Мир текуч,  без смысла и определенности.

2. Ф-ия — молчание: всякое «да» — одновременно и «нет».

3.  Следуйте  миру явлений, сохраняйте внутренний покой.

Основателем скептицизма  считают Пиррона (360—270 до н.э.). На его  воззрения сильное влияние оказал Демокрит. Он не писал сочинений, а излагал свои воззрения устно.

Скептицизм показал, что нельзя справиться с трудностями жизни без ее логико-идейного осмысления. Молчание - и конец философскому поиску, и указание, на необходимость новых усилий.

Стоицизм как  специфическое направление ф-ой мысли просуществовало с III в. до н.э. до III в. Стоицизм — это наименее «греческая» из всех ф-их школ. Ранние стоики, в большинстве своем сирийцы: Зенон Китионский с Кипра, Клеанф, Хрисипп. Их труды сохранились лишь в отдельных фрагментах, поэтотому обстоятельное уяснение их воззрений существенно затруднено. К поздним стоикам (I и II вв.) относятся Плутарх, Цицерон, Сенжа, Марк Аврелий — это в основном римляне. Их труды дошли до нас в виде полных книг.

1.  Космос — огненный организм.

2. Чел-к сущ-т  по космическим законам.

3. Понимание  мира неизбежно ведет к атараксии, бесстрастности.

4. Пантеизм: чел-к  и все люди едины с Космосом, и бог, и гос-во, и все люди равны.

Эпикуреизм, V-IVвв. до н. э. Представители: Эпикур (341 -270 гг. до н. э.), Лукреций Кар. Природа (физика) и чел-к состоят из атомов (по Демокриту). Безразличные боги блаженствуют в пространствах между мирами, не вмешиваясь в жизнь Космоса и людей. Цель жизни - отсутствие страданий, здоровье тела (апония) и безмятежность духа, атараксия. Познание природы освобождает от страха смерти и суеверий.

Неоплатонизм (школы: римская пергамскаяафинская), III—VI вв. Представители: Плотин, Прокл, Порфирий, Юлиан.

Неоплатонизм  — направление античной ф-ии позднего эллинизма (III—IV вв.), систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля.

Иерархия бытия  представляется как единое благо: Ум - Душа - Материя. Мировой Ум - прообраз всех вещей, мировая Душа, производящая все живое, к-ое образует Космос. Материя - восприемница возможных форм и смысла. Задача чел-ка - продумать, прочувствовать свое место в иерархии.

Гл.принцип неоплатонизма  – принцип эманации (истечения, переход  от единого к многому). Чел-ий разум  – частица космической души (бога). На смену рационального осмысления мира приходит поиск надличностного, сверх чел-ого, общемирового Абсолюта. Целостную атомистическую картину мира представил в своем учении римский мудрец Тит Лукреций Кар (ок. 96 – 55 гг. до н.э.), который дополнил ее положениями о вечности бытия, неразрывности движения и материи, множественности объективных качеств материи ( цвет, вкус, запах, и т.п.). Цель философии Лукреций Кар видел в том, чтобы указать личности путь к счастью, избавить ее от страхов перед богами, смертью, загробным наказанием. Средством достижения счастья он считал познание.

11. Христианская средневековая  ф-ия. Патристика  Августина Блаженного.

Средневековая ф-ия принадлежит в основном эпохе  феодализма (V-XV вв.). Вся духовная культура этого периода была подчинена интересам и контролю церкви, защите и обоснованию религиозных догматов о Боге и его творении мира. Господствующим мир-ем этой эпохи была религия, поэтому центральная идея средневековой ф-ии - идея монотеистического Бога.

Особенностью  ср-век-ой ф-ии явл-ся сплав теологии и античной ф-ой мысли. Теор-ое мышление средневековья в своей основе теоцентрично. Бог, а не космос - первопричина, творец всего сущего, а его воля безраздельно господствует над миром силой.

 Осн.принципами  ср-век-ой ф-ии были: креационизм -идея сотворения мира Богом из ничего; провиденциализм - понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения чел-ка; теодицея - как оправдание Бога; символизм - своеобразное умение чел-ка находить скрытое значение того или иного предмета; откровение -непосредственное волеизъявление Бога, принимаемое субъектом как абсолютный критерий чел-ого поведения и познания; реализм – сущ-ие общего в Боге, в вещах, в мыслях людей, словах; номинализм - особое внимание к единичному.

В развитии ср-век-ой ф-ии можно выделить 2этапа - патристику и схоластику.

Патристика. В  период борьбы христианства с языческим  политеизмом (со II по VI век н.э.) возникла лит-ра апологетов (защитников) христианства. Вслед за апологетикой возникла патристика - сочинения так называемых отцов церкви, писателей, заложивших основы ф-ии христианства.

Августин Блаженный  в своих произведениях обосновывал  идею о том, что бытие Бога - это  высшее бытие. Добрая воля Бога - причина  появления мира, к-ый через телесное и душу чел-ка восходит к своему создателю. Особое место в этом мире отведено чел-ку.

По Августину, все сущее, т.к. оно сущ-ет и именно потому, что оно сущ-ет, есть благо. Зло, — не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. Благо - субстанция, «форма» со всеми ее элементами: видом, мерой, числом, порядком. Бог - источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. Если бы творческая сила Бога прекратилась, мир тотчас же вернулся бы в небытие. Мир один.

Душа - нематериальная субстанция, отличная от тела, а не простое св-во тела. Она бессмертна. Августин колебался между идеей передачи душ родителями вместе с телом и идеей креационизма — творения душ новорожденных Богом.

Бог - внематериальный  Абсолют, соотнесенный с миром и  чел-ом как своим творением. Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа  и чел-к, будучи рез-ом творения Бога, зависят от своего Творца. Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее.

12. Специфика средневековой  схоластики. Реализм  и номинализм.

Схоластика –  осн.способ философствования эпохи  ср-век-я. Это было обусловлено, во-1ых, тесной связью со Священным писанием и Священным Преданием, к-ые дополняя друг друга, являлись исчерпывающей, универсальной парадигмой ф-ого знания о Боге, мире, чел-ке и истории; во-2ых традиционализмом, преемственностью, консерватизмом, дуализмом ср-век-ой ф-ии; в-3их, безличным хар-ом ср-век-ой ф-ии, когда личное отступало перед абстрактно-общим.

Наиболее приоритетной проблемой схоластики была проблема универсалий. С попыткой решения этой проблемы связаны три философских течения: концептуализм (существование общего вне и до конкретной вещи), реализм (до вещи) и номинализм (существование общего после и вне вещи).

Одна из особенностей ср-век-ой ф-ии проявилась в знаменитом споре между реалистами (от лат. realis — вещественный, действительный) и номиналистами (от лат. nomen — имя, наименование). Спор шел о природе универсалий (от лат. universalis — общий), т.е. о природе общих понятий. Реалисты (Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — ок. 877) и главным образом Фома Аквинский), основываясь на положении Аристотеля о том, что общее сущ-ет в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепцию о 3х видах существований универсалий. Универсалии сущ-ют трояким образом: «до вещей» в божественном разуме, «в самих вещах» как их сущность, их форма и «после вещей», т.е. в чел-ом разуме как рез-т абстракции и обобщения. Такое решение ?а носит в истории ф-ии название «умеренного реализма» в отличие от «крайнего реализма», согласно к-му общее сущ-ет только вне вещей. Крайний реализм платоновского толка при всей своей, казалось бы, изначальной приспособленности к идеалистической схоластике не мог быть принят ортодоксальной церковью именно вследствие того, что материя была частично оправдана христианством как одна из двух природ Иисуса Христа.

Номиналисты, в 1ую очередь французский ф-ф и  теолог Росцелин (ок. 1050 — ок. 1120), довели идею отрицания объективного сущ-ия общего до логического конца, считая, что универсалии сущ-ют лишь в чел-ом разуме, в мышлении, т.е. они отрицали не только наличие общего в конкретной единичной вещи, но и его сущ-ие «до вещи». Универсалии, говорил Росцелин, суть только имена вещей, и существование их сводится лишь к колебаниям голоса. Существует только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания.

Церковь приняла  умеренный реализм Фомы Аквинского, а номинализм Росцелина был осужден еще на Суассонском соборе в 1092 г. 

13. Фома Аквинский  – систематизатор  средневековой схоластики.

В период схоластики в гносеологии преобладает рациональное обоснование веры. В буквальном переводе схоластика – «школьная ф-ия».

Крупнейший теолог католической церкви Фома Аквинский («Сумма теологии», «Сумма ф-ии») стремился  согласовать учение Аристотеля с требованиями католической веры достигнуть исторического компромисса между верой и разумом, теологией и наукой.

Ф-ия и религия  имеют ряд общих положений, к-ые открываются и разумом, и верой в тех случаях, когда представляется возможность выбора: лучше понимать, чем просто верить. На этом основывается существование истин разума. Учение Фомы, получившее название томизма, стало идеологической опорой и теоретическим орудием католицизма.

Исходным принципом  в учении явл-ся божественное откровение: чел-ку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение.

О бытии. Бог - первопричина и конечная цель сущего, «чистая форма», «чистая актуальность». Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Именно они суть реальные сверхчувственные внутренние принципы, образующие всякую реальную вещь, все телесное вообще. Материя — только восприемница сменяющих друг друга форм, «чистая потенциальность», ибо лишь благодаря форме вещь явл-ся вещью определенного рода и вида.

О чел-ке и его  душе. Индивидуальность чел-ка — это  личностное единство души и тела, именно душа обладает животворящей силой чел-ого организма. Душа нематериальна и самосуща: она — субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом. Душа бессмертна.

О познании. Основополагающий принцип познания — реальное существование  всеобщего. В споре об универсалиях Аквинат отстаивал позиции умеренного реализма. Чел-ку присущи 2 способности познания — чувство и интеллект.

Об этике. Зло - менее совершенное благо; оно  допускается Богом ради того, чтобы во Вселенной осуществлялись все ступени совершенства. Блаженство составляет конечную цель чел-их устремлений. По Аквинату, без божественной благодати вечное блаженство недостижимо.

Об об-ве и  гос-ве. чел-к по своей природе  — существо общественное. Главная же цель гос-ой власти — содействовать общему благу, сохранять в об-ве мир и справедливость, способствовать тому, чтобы подданные вели добродетельный образ жизни и имели необходимые для этого блага. Он отдавал предпочтение монархической форме правления, однако считал, что, если монарх окажется тираном, народ имеет право выступить против тирана и тирании как принципа правления.

Фома Аквинский  завершил построение здания католической теологии. Начиная с XIV в. и поныне его учение признается католической церковью как ведущее направление ф-ого мир-ия (в 1323 г. Фома Аквинский был причислен к лику святых).

14. Средневековая ф-ия  в арабо-мусульманских  странах.

В средние века развитие научного знания в странах  мусульманского Востока значительно опережало европейскую науку. Это было обусловлено тем, что в этот период в Европе господствовали идеалистические воззрения, в то время как восточная культура впитывала в себя идеи античного материализма. В результате взаимодействия систем ценностей ислама, традиционных культур народов, входящих в арабский халифат, а в дальнейшем в Османскую империю, стала развиваться синкретическая культура, к-ую принято называть мусульманской. Наиболее хар-ыми течениями арабо-мусульманской ф-ии были: мутализм, суфизм, арабский перипатетизм. Выдающимися представителями аристотелизма были Аль-Фараби, Аль-Бируни, Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушд (Аверроэс).

Авиценна. Под  этим именем был известен в Европе Ибн Сина (ок. 980—1037) — необычайно разносторонний мыслитель, ф-ф и  политик, астроном и алхимик, врач, поэт и музыкант. Авиценну называли «князем ф-в» и «князем врачей». Авиценна отрицал творение мира во времени. Он рассматривал сущее как вневременную эманацию Бога; миру как вечной длительности во времени соответствует вечный Бог, а душа чел-ка - нечто бессмертное - духовная форма тела (в аристотелевском смысле). В трактовке универсалий он исходит из того, что общие идеи сущ-ют трояко.

Аверроэс —  арабский ф-ф Ибн Рушд (1126—1198), представитель  восточного аристотелизма, автор и  медицинских трудов. В трактате «Опровержение  опровержения» он отвергал нападки теологов на ф-ию, отстаивая права разума в познании. Им проведено разграничение рациональной религии, доступной немногим образованным, и образно-аллегорической религии, доступной всем, что явилось одним из источников теории двойственной истины. Аверроэс исходил из признания вечности мира и безначальности первоматерии. Он трактовал сотворенность мира Богом в том смысле, что Бог, «совечный миру», превращает в действительность потенциальные формы первоматерии. Абстрактный мировой Ум (Нус), в аристотелевском его понимании, рассматривается как единая безличная субстанция, общая для всех людей и воздействующая извне на души всех людей. Он отрицал идею бессмертия индивидуальной души. Эти идеи Аверроэса оказали большое влияние на развитие европейской средневековой ф-ии.

Еврейская ф-ия, будучи близкой к арабской, не растворяется в ней и имеет самостоятельное значение. Она выдвинула несколько значительных фигур, оказавших большое влияние на европейскую ф-ую мысль. Одним из крупнейших еврейских мыслителей средневековья был Маймонид.

По Маймониду, нужно верить в то, что не противоречит разуму, но это не значит, что все  может быть им доказано. Текст Священного Писания нельзя толковать буквально, нужно «одухотворенное» объяснение «буквы закона». Согласно Маймониду, ф-ия ведет к интеллектуальному, нравственному и телесному совершенству. Он был сторонником идеи о сотворении мира Богом и критиковал Аристотеля за признание им вечности и несотворимости мира. Учение Маймонида о независимости знания от веры и подчинении знанию буквального смысла библейских выражений показалось раввинам непозволительным ограничением библейского авторитета, «продажей Священного Писания грекам». Споры за и против Маймонида временами достигали крайнего ожесточения. Труды Маймонида приобрели большую известность в Западной Европе и оказали значительное влияние на развитие средневековой мысли.

15. Ф-ия Возрождения,  её хар-ые черты  и представители.

Эпоха Средневековья  сменяется эпохой Возрождения (Ренессанс). В XV-XVIвв. в Зап.Европе в недрах феодализма начинают складываться капиталистические отношения. Развивающиеся производительные силы приводят к быстрому прогрессу естествознания. Чел-кий ум начинает поворачиваться к природе, к материальной деят-ти людей.

Ф-ия Возрождения  преодолевает схоластику и в то же время наследует многие её отличительные признаки. Средневековый теоцентризм вытесняется антропоцентризмом, происходит реабилитация природного начала в чел-ке. Земная жизнь ценится не меньше небесной, не бог, а сам чел-к  - хозяин своей судьбы (изменяется место чел-ка в мире), обожествление чел-ка как сущ-ва, поставленного властвовать над природным и соц. миром, отношение к труду, как к проклятью, наказанию за грехи, искупление тяжким трудом – благо. Культ чел-ка – творца дополняется культом красоты, большое значение приобретают личные способности и достижения.

В эпоху Возрождения  не отказались от идеи бога, но переосмысление теистического миропонимания переходит  в пантеизм (2 направления: мистический (Парацельс, Якоб Бёме; полагали, что бог выше природы и в нём находится всё), натуралистический (Джордано Бруно; бог – духовная сила, заключённая в природных вещах.)).

 Крупнейшими  представителями пантеистической  натурфилософии были Н. Кузанский,  Дж. Бруно, основатель Флорентийской  академии М. Фичино, его ученик и последователь Дж. Пико Делла Мирандола.

Природа, включая  и чел-ка, представлялась Н. Кузанскому (1401 -1464) производной от Бога, к-ый рассматривался как высшее абсолютное бытие. Однако, развивая идеи пантеизма, Кузанский  фактически отрицает сотворение мира.

Заметную роль в становлении натурф-ии Возрождения  сыграл ученый и художник Леонардо да  Винчи (1452-1519). Считая опыт "наставником всех наставников", рассматривая саму мудрость как "дочь опыта", он утверждал, что истина сводится к "одному единственному решению".

Натуралистическое толкование философско-мировоззренческих  проблем нашло отражение в  творчестве таких мыслителей позднего Возрождения, как Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей. Николай Коперник (1473-1543), создавший гелиоцентрическую систему мира, фактически начинает освобождение естествознания от теологии. Его учение о мире укрепило и усилило убеждение в способности чел-ого разума постичь истину.

Мыслителем, ф-ски  обосновавшим учение Коперника, является Джордано Бруно (1548-1600). Признавая первичность материи, он развивает мысль о том, что Вселенная бесконечна и безгранична, едина и многообразна, вечна и неисчерпаема в своих проявлениях.

И все же ф-ия Возрождения не доходит до радикального отказа от схоластических стереотипов миропонимания. Дальнейшее освобождение мысли от наследия средневековья выпала на долю новоевропейской ф-ой классики. 
 

№3. 16-24Дополненные.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

№4. 25-33Дополненные.doc

— 76.50 Кб (Открыть, Скачать)

№5. 34-42Дополненные.doc

— 75.50 Кб (Открыть, Скачать)

№6. 44-49Дополненные.doc

— 59.00 Кб (Открыть, Скачать)

№7. 50-58Дополненные.doc

— 81.00 Кб (Открыть, Скачать)

№8. 59-62Дополненные.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Мировоззрение и его сущность