Автор: Альберт Абашев, 26 Октября 2010 в 20:08, шпаргалка
Мировоззрение – это совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека
нет
1.Мировоззрение
и его сущность.
Специфика философского
мировоззрения.
Мировоззрение – это *Миропонимание – познавательно - интеллектуальный уровень * Мироощущение – эмоционально - психологический уровень * Мироотношение – наличие в мировоззрении побуждений к активности.
Разновидностями миропонимания
являются обыденно- Обыденно-практическое мировоззрение имеет стихийный, эмоциональный, несистематизированный характер, недостаточно защищено от ошибок. В отличие от него, теоретическое мировоззрение – это более систематизированный комплекс представлений, оценок, установок, которые обеспечивают целостное видение мира и места в нем человека, его жизненные позиции, определяющие деятельность человека. Часто в фил-ой лит-ре обыденное мир-ие наз-ся мироощущением, а теоретическое - как миропонимание. Мировоззрение – неотъемлемый атрибут человеческого сознания. Исторически сложившиеся типы мировоззрения: мифология, религия, искусство(обыденный уровень), наука, ф-ия(теоретический). Мифология – форма мир-ия, хар-ая для ранних этапов чел-ой истории, основанной на вере в сущ-ие сверхъестеств.силы. Осн. Принцип – антропоморфизм(проекция чел-их кач-в и св-в на явления природной и соц. жизни). Религия - -«- основанная на вере в сущ-ие 1 или неск-их богов(чел-к – создание бога по его образу и подобию; мир делится на естеств. и свехъестеств.). Ф-ия – наука о наиболее общих законах развития природы, об-ва и чел-ого мышления. Наука – сфера чел-ой деят-ти, цель – изучение предметов и процессов природы, об-ва, мышления, их св-в, отношений и закономерностей. Искусство – специфич-ая форма об-ого сознания и чел-ой деят-ти, отражение действит-ти в худ. образах, 1 из важнейших способов эстетического освоения мира. Разделы философии:*
Онтология – учение о бытии
или о сущности всего существующего;*
Гносеология – теория познания;*
Логика – наука о формах последовательного
мышления, Аксиология, Этика, Эстетика. |
2.
Предмет, методы
и функции ф-ии.
Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека.Предмет ф-ии исторически изменялся в тесной связи с развитием всех сторон дух. жизни об-ва, с развитием науки и самой ф-ой мысли. 1.Античная Ф космоцентрична: в центре внимания философов проблемы космоса, поиска субстанции;2.Классический период-на 1-й план выходит проблемы человека.3.Средневек фил-я теоцентрична(на 1-м месте Бог)4.Фил-я эпохи возрождения-гуманизм(в центре человек). 5.Ф-я нов. Врем.-поиск методов и спос. Позн-я мира.Эмпиризм, рационализм.6.Совр. фил-я – поиск целей и свойств человеч. сущ-я.
Методы(Метод - это способ построения
и обоснования системы Проблема метода ф-ого познания возникла в Новое время, когда была осознана неэффективность применения специально-научных методов к решению традиционных ф-их проблем. Метод фил-и называется ф-ой рефлексией. Исторически сложившимися формами ф-ой рефлексии явл-ся диалектика и метафизика, к-ые в своем конкретном истор-ом содержании определяют методологическую направленность ф-ого знания. Основными функциями философии являются: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире. Т.е. осн ф-и: критическая, методологическая, воспитательная, прогнотическая, мировоззреническая, социальная, игровая, аксиологиическая. Методологическая функция Ф. заключается в направляющем действии на науки, что обусловливает их развитие оптимальным образом, помогает им преодолевать трудности своего развития. Ф. образует универсалную методологическую основу. С любой специальной наукой ф-ия относится не как целое с частью, а как общее с отдельным: каждая отдельная наука суть единство общего и особенного, неповторимого. Еще выделяют практически-деятельную
функцию Ф., которая заключается
в том, что она превращается в
орудие активного преобразовательного
воздействие на окружающий мир и
на самого человека. |
3.
Структура ф-ого
знания.
Осн. способом решения ф-их проблем явл-ся теор-ое мышление, опирающееся на совокупный опыт чел-ка, на достижения всех наук и культуры в целом. Целостность, системность предмета ф-ии обусловливает ее сложноорганизованную, многоуровневую структуру, к-ую можно представить след.образом:
Логика – наука о формах правильного мышления. Эпистемология – учение о специфике научного познания. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.
Ф-ия древних Индии
и Китая.
Хар-уя древневост-ую ф-ию, следует заметить, что во-1ых, она сформировалась в усл-ях деспотичных гос-в, где чел-ая личность была поглощена внешней средой, нерав-во, жесткое кастовое деление во многом определили социально-политическую и морально-этическую проблематику ф-ии. Во-2ых, большое влияние мифологии(носившей зооморфный хар-р), культ предков, тотемизм сказались на недостаточной рационализированности системности восточной ф-ии. В-3их, в отличие от европейской ф-ии восточная - автохтонна(первоначальная, исконная, коренная). Древняя Индия.
Отличие древнеиндийских ф-ов: близкая
связь ф-ии и религии, слабая связь
с наукой, нацелена на чел-ка и гармоничное
отношение чел-ка и природы. В
середине между 1ым и 2ым тыс. до н.э. появляются
1ые тексты, относящиеся к ф-ии мифологического
плана. Веды - основополагающие тексты(веда
- знание). Они писались многие столетия.
Анонимность - характерная черта восточной
ф-ии. Большие блоки: Ригведы(гимны богам),
Самоведы(сборник песнопений вообще),
Яджурведы(заклинания), Атхарбаведы(для
жертвоприношений). Интерпретация текстов
вед - 1ый шаг к возникновению ф-ии. Появились
соответствующие комментарии(Брахманы(правила
свершения ритуалов), Упанишады(сидеть
около ног учителя), Самхиты(религиозные
гимны), Араньяки(книги лесных отшельников)).
В рамках Упанишад зарождается сама ф-ия.
Ф-ские школы в 1ое время разделяются по
признаку - признают они Веды или нет. Критические
школы - Адживика(натуралистически- Древнекитайская философия, развитие к-ой приходится на середину 1 тысячелетия до н.э., сформировалась одновременно с возникновением индийской ф-ии. С момента своего возникновения она отличалась от инд-ой и западной ф-ии, т.к. опиралась только на китайские духовные традиции. Можно выделить 2 тенденции в ф-ской мысли Китая: мистическую и материалистическую. В ходе борьбы этих 2х тенденций развивались наивно материалистические идеи о 5 первоэлементах мира(металл, дерево, вода, огонь, земля), о противоположных началах(инь и ян), о естественном законе(дао) и др. Основными ф-скими направлениями явились: конфуцианство, моизм, легизм(чел-к зол от природы, единственная сила, регулирующая отношения между людьми – законы Фа, рав-во всех перед законом, легизм – обоснование сильной гос. власти, опир. на закон и насилие), даосизм, инь и ян, школа имен, ицзинистика. Одним из 1ых крупных китайских ф-ов считается Лао-Цзы, основатель учения даосизма. Его учение о видимых явлениях природы, в основе к-ых находятся материальные частицы - ци, подчиненные, как и все вещи в природе, естественной закономерности дао, имело большое значение для наивно-материалистического обоснования мира. Гл. нормой поведения чел-ка даосы объявили следование естественности и недеяния(у-вэй). Задача чел-ка – следование добродетели – дэ. Др. ярким материалистическим учением в Др. Китае уже в IV веке до н.э. было учение Ян Чжу о признании закономерности природы и об-ва. Не воля неба, богов, а всеобщий, абсолютный закон - дао определяет существование и развитие вещей и действий чел-ка. Наиболее авторитетным
древнекитайским ф-фом был |
5.
Античная ф-ия, её
основные черты
и этапы развития.
Античная ф-ия, богатая и глубокая по своему содержанию, сформировалась в Др. Греции и Др. Риме. Античная ф-ия прошла несколько этапов. 1ый - зарождение и формирование. В 1ой пол. VI в. до н. э. в малоазиатской части Эллады - в Ионии, в г. Милете сложилась 1вая древнегр-ая школа, получившая название милетской. К ней принадлежали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их ученики. 2ой - зрелость и расцвет (V-IV в.в. до н.э.). Этот этап развития древнегреческой ф-ии связан с именами таких мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель. В этот же период происходит становление школы атомистов, пифагорейской школы, софистов. 3ий - закат греч-ой ф-ии в эпоху эллинизма и лат-ой ф-ии периода Римской республики, а затем упадок и конец древней языческой ф-ии (IV - III вв. до н.э). В этот период наиболее известными течениями эллинистической ф-ии стали скептицизм, эпикуреизм и стоицизм. По содержанию ф-ой мысли также выделяют: Раннюю классику (натуралисты, досократики) Гл. проблемы - "Физис" и "Космос", его строение. Среднюю классику (Сократ и его школа; софисты). Гл. проблема -сущность человека. Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы). Гл. проблема - синтез ф-го знания, его проблем и методов и др. Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др.) Гл. проблемы — мораль и свобода чел-ка, познание и т.п. Античная ф-ия хар-ся обобщенностью зачатков научного знания, наблюдений за явлениями природы, а также достижений научной мысли и культуры народов др. Востока. Для данного конкретно-исторического типа ф-кого мир-ия характерен космоцентризм. Макрокосмос - это природа и основные природные стихии. Чел-к - своеобразное повторение окружающего мира -микрокосмос. Высшее начало, подчиняющее себе все чел-ие проявления - судьба. Плодотворное развитие в этот период математических и естественно-научных знаний привело к уникальному сочетанию зачатков научного знания с мифологическим и эстетическим сознанием. Поиск первоначала (основы) мира – хар-ая черта античной, в особенности ранней античной ф-ии. Проблемы бытия, небытия, материи и ее форм, ее гл. элементов, стихий космоса, структурности бытия, его текучести и противоречивости волновали представителей милетской школы. Их называют натурфилософами. Стихийный материализм и диалектика получили развитие в тв-ве мыслителей эфесской школы, ярким представителем к-ой являлся Гераклит (ок. 520 - ок. 460 до н.э.). Гераклитовская ф-ия резко критиковалась представителями школы элеатов - мыслителями из города Элей. Основателем школы считают Ксенофана (ок.570-480 гг. до н.э.). В последующем главой школы стал Парменид (ок.540 - 480 до н.э.), а его легендарным учеником Зенон Элейский (ок.490-430 до н.э.). Систематизировал и завершил традиции этой школы Мелисс Самосский (V в. до н.э.). Формирование античной ф-ии заканчивается в школе элеатов. Противопоставляя стихийной диалектике Гераклита проблему множественности, они придумали ряд парадоксов (апорий), к-ые и до сих пор вызывают у ф-ов, математиков и физиков неоднозначное отношение и выводы. Большую роль в развитии античной ф-ии сыграли идеи атомистов, сторонников материалистического учения Левкиппа и Демокрита (V -IV вв. до н.э.). Второй этап развития античной ф-ии (средняя классика) связан с ф-им учением софистов. Высокая классика античной ф-ии связана с величайшими мыслителями Др. Греции Платоном (427-347 гг.до н.э.) и Аристотелем (384-322 гг.до н.э.). Богатое философское наследие Платона критически переосмыслил его ученик, ученый-энциклопедист Аристотель. Философское направление - стоицизм просуществовал с III века до н.э. до III в. н.э. Гл. представителями раннего стоицизма были Зенон Китийский, Ксенофан, Хрисипп. Позднее: Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. Все они были последователями школы Стой (Афины) Эпикуреизм, существовавший параллельно стоицизму, связан с творчеством Эпикура (341-270 гг. до н.э.). Еще более целостную
атомистическую картину мира представил
в своем учении римский мудрец
Тит Лукреций Кар (ок. 96 - 55 гг.до н.э.).
Его ф-ей завершается развитие материализма
Древнего мира. |
6.
Рання греческая
ф-ия: основные школы.
1ой ф-ой школой Др.Греции считается милетская школа(начало и середину VI в. до н. э.). Основатель школы - Фалес Милетский. Космологическая концепция Фалеса сводилась к 3 положениям: 1. Все произошло из воды. 2. Земля плавает на воде, подобно куску дерева. 3. Все в мире одушевлено (или "полно богов"). Анаксимандр был 2ым великим представителем милетской ф-ой школы. 1. Источником всего сущего Анаксимандр считал не воду, а некое вечное и беспредельное начало "божественное"("апейрон" (apeiron)). 2. Возникновение
мира - борьба и обособление 3. Живые существа
зародились во влажном иле,
покрывавшем Землю. Нек-ые 4. Возникновение
и развитие мира - периодически
повторяющийся процесс: через
определенные промежутки Последним великим представителем милетской ф-ой школы был Анаксимен. 1. Все вещи
происходят из воздуха( Непосредственное влияние идей Анаксимена испытали Анаксагор, Диоген из Аполлонии, а также атомисты. След.школа – пифагорейская. В южноиталийском городе Кротоне Пифагор приобрел большой авторитет и основал ф-ую школу. В мире всё опред-ся числами или отношениями чисел("все есть число"). Числам из 1ой десятки, пифагорейцы приписывали особые, магические св-ва. Занимаясь св-ами целых чисел, пифагорейцы делили их на классы ("совершенные", "дружественные", "линейные", "квадратные" и др.). Переплетение магии чисел с поисками реальных числовых закономерностей. Переходя к Гераклиту, мы входим в другой мир - мир ф-ии как таковой. Важнейшим понятием в ф-ой системе Гераклита следует считать Логос, ("Слово"). 1ая и важнейшая идея Гераклита - идея борьбы и единства противоположностей. 2ая важнейшая
идея - идея безостановочной 2ое фундаментальное понятие в ф-ии Гераклита - это понятие огня как первоосновы всего сущего("этот космос, 1 и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий"). Гераклитовская
ф-ия резко критиковалась элеатами( |