Мировоззрение и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:55, контрольная работа

Описание работы

Данная контрольная работа содержит структуру мировоззрения, здесь также дана общая характеристика: русской философии, проблемы бытия в философии средних веков, современной философии науки, регулятивных функций морали и права, гражданского общества и государства, описаны проблемы единства человечества, даны понятия материи, телеологизма, сознания и мозга

Содержание

1. Мировоззрение и его структура
2. Общая характеристика русской философии
3. Проблема бытия в философии средних веков
4. Современная философия науки
5. Сознание и мозг
6. Регулятивные функции морали и права
7. Гражданское общество и государство
8. Проблема единства человечества
9. Материя
10. Телеологизм
11. Литература

Работа содержит 1 файл

контр. работа философии.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

5. Сознание и мозг 

У истоков современной трактовки психофизической проблемы стоял

Р. Декарт, который дал ей истолкование, столь глубоко закрепившееся в философии и науке, что его и в наше время можно считать доминирующим.

Декарт учил, что существуют два рода субстанций - мыслящая, представленная человеческими  сознаниями, и телесная. Эти две  субстанции или два мира принципиально отличаются друг от друга. Если вещи и события телесного, физического мира пространственны и доступны внешнему наблюдению, то сознание и события, происходящие в нем не пространственны, не доступны публичному наблюдению и могут осознаваться посредством внутреннего опыта только самим обладателем сознания. Все бы было ясно, если в мире не существовало бы человеческих существ, представляющих собой сочетание этих двух субстанций - тела и сознания, разума, которые должны каким-то образом взаимодействовать между собой.

При такой  постановке психофизической проблемы возникает целый ряд труднейших вопросов. Как связаны наши тела и наши бестелесные мысли? Ведь в  обычной жизни мы убеждены, что  наши мысли и чувства могут  оказывать причинное воздействие на тела физического мира.

До известной  степени избежать подобных труднейших вопросов позволяет теория, которая  в современной философии сознания получила название функционализма. В  ней явления и процессы сознания рассматриваются не как физические состояния мозга, а как его "функциональные состояния". При этом мозг понимается как очень сложная система, которая помимо физических свойств обладает свойствами более высокого уровня - системными и функциональными свойствами. Для более конкретного объяснения этого сторонники функционализма предполагают аналогию между мозгом и компьютером. В самом деле, все части компьютера, несомненно, чисто материальны, они сделаны из железа, меди, кремния и других веществ. Но в функционировании компьютера эти физические элементы и их состояния являются только основой для работы разнообразных и часто очень сложных программ. Вот эти-то программы и есть то, что аналогично работе сознания: психические состояния и процессы должны быть описаны как программное обеспечение сложнейшего биологического компьютера-мозга, как его "функциональная организация". И подобно тому, как компьютерные программы могут работать на разных по своему устройству компьютерах, с разными процессорами и т.п., так и сознательные процессы нельзя отождествлять с непосредственными физико-химическими или физиологическими состояниями мозга, но их можно понять как его функциональные состояния.

Разумеется, и у такого подхода есть свои слабости, главная из которых, по мнению его  критиков, состоит в том, что это решение проблемы "сознание-мозг" все еще остается в рамках картезианского дуализма. Поэтому некоторые представители современной философии сознания предлагают вообще отказаться от закрепившегося в нашей культуре представления Декарта о человеке как о "духе в машине". Можно исходить, например, из того, что человек изначально есть разумное животное, способное к различным видам сознательного поведения, что личность нельзя разделять на два особых мира, и что в свете этого нужно дать новое истолкование всех основных понятий, в которых мы описываем сознание, - от простейших ощущений до самосознания и интеллектуальных процессов.

6. Регулятивные функции морали и права. Справедливость как идеал.

Под правовым регулированием общественных отношений понимается, - воздействие, при помощи специфических правовых средств: норм права, правоотношений, актов реализации. Т.е. это воздействие направлено на общественные отношения, с целью их упорядочения в русло общего правила, или «общественного блага».

Особенность правового  регулирования заключается в том, что государство издает общеобязательные нормы поведения, как первый и основной регулятор общественных отношений, а субъекты права, облекая их в форму правоотношений, реализуют свои субъективные права и обязанности (в том числе посредством правоприменительной деятельности). Т.е. в данном случае, в роли регулятора, выступает право. В праве охватываются наиболее важные, с точки зрения государства, общественные отношения, и контролируются им, обеспечивая эффективность действия этих правовых норм.

Для того чтобы понять, какие же общественные отношения  регулируются правом, необходимо выявить  его предмет. Предметом правового  регулирования являются разнообразные  общественные отношения, которые объективно, по своей природе, могут и должны поддаваться нормативно – организационному воздействию. От содержания и характера предмета во многом зависят особенности содержания правового регулирования, а отсюда и особенности структуры права. Условно говоря, правовое регулирование представляет собой систему, разделенную на стадии и элементы. Выделяются следующие основные стадии правового регулирования:                                                                                                                  1) стадия, когда государство приходит к выводу о необходимости охвата тех или иных отношений нормами права, и создает эти нормы;

2) стадия возникновения  прав и обязанностей у конкретных  субъектов на основе действия  правовых норм;

3) стадия реализации  субъективных прав и юридических  обязанностей, когда права и обязанности конкретных участников общественных отношений осуществляются на практике.

Регулятивная  функция – это обусловленное  социальным назначением права, направление  правового регулирования, выражающаяся в предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей.

Таким образом, главным нормативно-правовым актом  регулятивного воздействия является Гражданский кодекс РФ, в том числе, ряд иных законодательных и иных актов, принятых в соответствии с  ГК РФ. К ним в частности, относятся: ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»; ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости»; ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и т.д.

«Справедливость» - это понятие, которое широко используется в современной жизни, произведениях  писателей и поэтов, в работах  философов. С одной стороны, это  символ нравственного вечного стремления человечества, с другой – атрибут бытия. Со стремлением к справедливости тесно связаны преступления в человеческой истории. Итак, что же такое справедливость? Обратимся сначала к справочной литературе: 
«Справедливость – категория этики, с помощью которой обозначают положение вещей и людей (в отношении к ним и друг к другу), соответствующие вполне определенному пониманию сущности человека и его прав, принятых в обществе. Характеризует отношения между людьми с точки зрения распределения блага (материального или духовного) между ними. Понятие справедливости распространяется на такие сферы человеческой жизни, как соотношение между ролью в обществе отдельных людей, социальных групп и их социального положения, между размером, качеством труда и его вознаграждением, между преступлением и мерой наказания и т.д. Несоответствие указанных сторон оценивается как несправедливость. Понимание справедливости менялось на протяжении всей человеческой истории. Например, древние греки и римляне считали не рабство несправедливостью, а инквизиторы считали справедливым сжигание еретиков и колдунов на кострах. В буржуазном обществе справедливым объявляется равенство всех перед законом. Справедливость – один их основных общечеловеческих идеалов, во имя которого свершались все великие революции»  
Несколько иное определение можно найти в философском энциклопедическом словаре. Там об этой категории сказано следующее: 
«Справедливость – понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. Справедливость – категория морально-правового, а также социально-политического сознания. Так, понятие справедливость содержит в себе требования соответствия между практической ролью различных индивидов (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием. Несоответствия в этих соотношениях оцениваются как несправедливость».

7. Гражданское общество и государство

Исходной  идеей гражданского общества является преобразование коллективности (организованной по законам природы совместной жизни людей в обществе), и развитие человека, вышедшего из мира всеобщей вражды, необузданной свободы, в гражданина этого общества. В самом понятии гражданского общества заложено постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и цивилизованному. Условием такого развития является равновесие, равное развитие, взаимное равенство прав, свобод и обязанностей всех трех главных составляющих гражданского общества — человека, общества и государства. Доминирование одной из этих сфер разрушает гражданское общество.

Формулирование  понятия гражданского общества предполагает выявление его составляющих, присущих ему черт и свойств, осмысление особенностей его функционирования и развития.

Несомненно, что первым, исходным элементом гражданского общества является функционирующая  в условиях правового государства  и демократии суверенная личность. Гражданское общество потому и называется «гражданским», что состоит не из стесненных в своих действиях, подневольных подданных, а из свободных граждан. Личность гражданского общества ориентирована на созидание и во многом существует и функционирует в автономном режиме, вне рамок и без вмешательства государства, общественных структур, других личностей, но в постоянном, разнообразном взаимодействии с ними. Реализация личностью своего суверенитета, своей автономии, своих прав и свобод предполагает добросовестное выполнение ею своих гражданских обязанностей. «Простые» свойства порядочности, честности, человечности составляют фундаментальные устои гражданского общества и его второй составляющей — правового государства.

В условиях гражданского общества государство не остается прежним, а становится правовым, деятельность которого ог­раничивается строго установленными законом рамками. Оно позволяет, с одной стороны, преодолеть мертвящее огосударствление жизненных сфер, а с другой стороны, обеспечить их необходимое эффективное регулирование. Однако подобное государство практически невозможно без целостного политического, идеологического, культурного, этического механизма воздействия гражданского общества на структуры власти и социальную жизнь страны. Такой механизм фактически составляет реализацию демократизма на практике.

8.Проблема единства человечества

Проблема  человека появляется бесспорно центральной для сознания нашей эпохи. Это усугублялось страшной опасности, которая окружает человека со всех сторон.  Выжившие в агонии, человек хочет знать, кто он, откуда он пришел, куда идет и к тому, что он предназначен.  Во второй половине XIX века произошли заметные мыслители, которые, в сохранившихся агонию таким образом ввел трагическое начало в европейскую культуру, и кто больше других заложили основу для позированиях о проблеме человека, - и это были прежде все Достоевский, Ницше, Кьеркегора.  Есть два способа просмотра мужчина - сверху и снизу, от Бога и духовного мира или из бессознательных космических сил, заложенных в человеке.  Из тех, которые рассматривали человека снизу, пожалуй, наиболее значительными были Маркс, Фрейд и Пруст среди писателей последней эпохи.  Но интегральной антропологии не было создано, они смотрели на тот или иной аспект человека, но не всего человека, в его сложности и единстве  Для получения конкретной проблемы человека,  Августин или Паскаль более интересны, чем Фихте или Гегеля.  Но проблема человека стала особенно актуальной и мучительной для нас, потому что мы чувствуем и мы чувствуем, в опыте жизни и опыте мысли, недостаточность и неполноту в святоотеческой и схоластической антропологии, а равно Гуманистическая антропология, выпуская вперед от эпохи Возрождения.  В эпоху Ренессанса, возможно, ближе всего к истине было подобных людей  Парацельс и Пико делла Мирандола, которые знали о творческом призвании человека. 2 ренессансного гуманизма христианского преодолеть ограничения святоотеческого-схоластической антропологии, но он все еще ​​связан с религиозными основаниями.  В любом случае, это было ближе к истине, чем антропология Лютера и Кальвина, отрицая человека и отрицая правду о хорошем в человечестве.  В основе самосознания человека всегда были два противоположных чувства - чувство подавления и угнетения, что и на восстание человека против этой подавленности, чувство возвышения и силы, способности творить.  И нужно сказать, что христианство дает оправдание как для одного и для других ощущений человека о себе.  С одной стороны, человек есть существо греховное и имеющих необходимость искупления своего греха, будучи подло упал, из которого они требуют смирения, но с другой стороны, человек есть существо, созданное Богом в согласии с Его образу и подобию Бог стал человеком и этим поднял человеческую природу, и человек был призван в сотрудничестве с Богом и к вечной жизни в Боге.  Чтобы это соответствует двойственность человеческой природы и возможность говорить о человеке в терминах, которые являются полярными противоположностями.  Христианство бесспорно освободило человека от власти космических сил, от духов и демонов природы, сделав его предметом непосредственно к Богу.  Даже противники христианства, обязаны признать, что это была духовная сила, утверждая, достоинство и независимость человека, несмотря на большие грехи христианские в истории.

9.Материя

Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская  категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Материя является обобщением понятия материального  и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит  гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок. Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии, как диалектический материализм.

Термин использовался  ещё Платоном для обозначения субстрата вещей, противостоящего их идее. Аристотель признавал объективное существование материи. Он считал её вечной, несотворимой и неуничтожимой. В эпоху первых атомистических концепций античности материя понималась как субстанция, основа всего сущего в мире из которого «построены» все другие тела во Вселенной. Классическим выражением такого понимания материи явился атомизм Левкиппа и Демокрита. В средневековой философии в материи видели принцип множества и индивидуации. В эпоху просвещения в понимании материи акцент сместился на бесконечно развивающееся многообразие мира в его единстве. С этой точки зрения материя как субстанция существует не «до» и не «наряду» с другими телами, а только в самом этом многообразии конкретных явлений и только через них. Ярким представителем этого течения был Д. Дидро. Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к математическим моделям. Говорили об «исчезновении материи», о победе идеализма. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи.

Определение, лежащее в основе современных  формулировок термина, дал В.И. Ленин  в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 год): материя — «…философская  категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

10. Телеологизм

Телеологизм — это научные концепции и картины мира, признающие всеобщий характер целевой детерминации всех процессов и явлений не только в живой, но и в неживой природе. Одним из основоположников научного телеологизма явился Аристотель, построивший на его основе свою «физику». В XX в. сторонником телеологизма был выдающийся ученый Тейяр де Шарден. Язык целевых причин нередко используют в кибернетике для объяснения согласованного функционирования элементов систем различной природы. В наше время проявлением телеологизма в науке является введение антропного принципа в космологических и физических моделях эволюции Вселенной. Если исходить из метафорического характера языка в целом и любого его элемента (постструктурализм), то понятие цели и целевой детерминации имеет такое же право на универсальное применение, как и понятие причинно-следственной взаимосвязи всех явлений или их самоорганизации, или их случайного характера, также имеющих метафорическую компоненту в своем происхождении и использовании.

Информация о работе Мировоззрение и его структура