Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:55, контрольная работа
Описание работы
Данная контрольная работа содержит структуру мировоззрения, здесь также дана общая характеристика: русской философии, проблемы бытия в философии средних веков, современной философии науки, регулятивных функций морали и права, гражданского общества и государства, описаны проблемы единства человечества, даны понятия материи, телеологизма, сознания и мозга
Содержание
1. Мировоззрение и его структура 2. Общая характеристика русской философии 3. Проблема бытия в философии средних веков 4. Современная философия науки 5. Сознание и мозг 6. Регулятивные функции морали и права 7. Гражданское общество и государство 8. Проблема единства человечества 9. Материя 10. Телеологизм 11. Литература
Мировоззрение и его структура………………………….……..стр.3-5
Общая характеристика русской философии…………….……..стр.6-8
Проблема бытия в философии средних веков………………...стр.9-11
Современная философия науки……………………….…….стр.12-13
Сознание и мозг………………………………………… ……стр.14-15
Регул-ные ф-ции морали и права. Справ-ть как идеал…….стр.16-18
Гражданское общество и государство……………… ………стр.19-20
8. Проблема единства человечества……………………………стр.21-22
9. Материя…….…………………………………………...……..стр.23-24
10. Телеологизм..
…..……………………………………………...стр.24
11. Литература………………………………………………….……..стр.25
1.Мировоззрение и его структура.
Мировоззрение
- система общественных представлений о
мире в целом, о совершающихся в нем природных
и социальных процессах, об отношении
человек к окружающей действительности.
Мировоззрение - это сложное, синтетическое,
интегральное образование общественного
и индивидуального сознания. Существенное
значение для его характеристики имеет
пропорциональное присутствие различных
компонентов - знаний, убеждений, верований,
настроений, стремлений, надежд, ценностей,
норм, идеалов и т.д.
СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ:
1.Познавательный компонент.
Базируется на обобщенных знаниях повседневных,
профессиональных, научных и т. д. Он представляет
конкретно-научную и универсальную картину
мира, систематизирующие и обобщающие
результаты индивидуального и общественного
познания, стили мышления того или иного
сообщества, народа или эпохи.
2. Ценностно-нормативный компонент. Включает
в себя ценности, идеалы, убеждения, верования,
нормы, директивные действия и т. д. Одно
из главных назначений мировоззрения
состоит не только в том, чтобы человек
опирался на какие-то общественные знания,
но и в том, чтобы он мог руководствоваться
определенными общественными регуляторами.
Ценность - это свойство какого-то предмета,
явления удовлетворять потребности, желания
людей. В систему ценностей человека входят
представления о добре и зле, счастье и
несчастье, цели и смысле жизни. Например:
жизнь - это главная ценность человека,
безопасность человека - это тоже большая
ценность, и т. д. Ценностное отношение
человека к миру и к самому себе формируется
в определенную иерархию ценностей, на
вершине которой располагаются своего
рода абсолютные ценности, зафиксированные
в тех или иных общественных идеалах. Следствием
устойчивой, повторяющейся оценки человеком
своих отношений с другими людьми являются
социальные нормы: моральные, религиозные,
правовые и т. п. регулирующие повседневную
жизнь как отдельного человека, так и всего
общества. В них в большей мере, чем в ценностях,
присутствует приказной, обязывающий
момент, требование поступать определенным
образом. Нормы являются тем средством,
которое сближает ценностно-значимое
для человека с его практически поведением.
3. Эмоционально-волевой компонент. Для
того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались
в практических поступках и действиях,
необходимо их эмоционально-волевое освоение,
превращение в личные взгляды, убеждения,
верования, а также выработка определенной
психологической установки на готовность
действовать. Формирование этой установки
и осуществляется в эмоционально-волевой
составляющей мировоззренческого компонента.
4. Практический компонент. Мировоззрение
- это не просто обобщение знания, ценности,
убеждения, установки, а реальная готовность
человека к определенному типу поведения
в конкретных обстоятельствах. Без практической
составляющей мировоззрение носило бы
крайне абстрактный, отвлеченный характер.
Даже если это мировоззрение ориентирует
человека не на участие в жизни, не на действенную,
а на созерцательную позицию, оно все равно
проектирует, стимулирует определенный
тип поведения. На основе вышеизложенного
можно определить мировоззрение как совокупность
взглядов, оценок, норм и установок, определяющих
отношение человека к миру и выступающих
в качестве ориентиров и регуляторов его
поведения.
Исторически первой формой мировоззрения
является мифология. Она возникает на
самой ранней стадии общественного развития.
Тогда человечество в форме мифов, то есть
сказаний, преданий, пыталось дать ответ
на такие глобальные вопросы как происхождение
и устройство мироздания в целом, возникновение
наиболее важных явлений природы, животных
и людей. Значительную часть мифологии
составляли космологические мифы, посвященные
устройству природы. Вместе с тем, большое
внимание в мифах уделялось различным
стадиям жизни людей, тайнам рождения
и смерти, всевозможным испытаниям, которые
подстерегают человека на его жизненном
пути. Особое место занимают мифы о достижениях
людей: добывании огня, изобретении ремесел,
развитии земледелия, приручении диких
животных. Известный английский этнограф
Б. Малиновский отмечал, что миф, как он
существовал в первобытной общине, то
есть в его живой первозданной форме -
это не история, которую рассказывают,
а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное
упражнение или художественное творчество,
а практическое руководство к действиям
первобытного коллектива. Задача мифа
не состоит в том, чтобы дать человеку
какое-то знание или объяснение. Миф служит
для оправдания определенных общественных
установок, для санкционирования определенного
типа верований и поведения. В период господства
мифологического мышления еще не возникла
потребность в получении специальных знаний.
Таким образом, миф - это не первоначальная
форма знания, а особый вид мировоззрения,
специфическое образное синкретическое
представление о явлениях природы и коллективной
жизни. В мифе как наиболее ранней форме
человеческой культуры объединялись зачатки
знаний, религиозных верований, нравственная,
эстетическая и эмоциональная
оценка ситуации. Основным принципом решения
мировоззренческих вопросов в мифологии
был генетический. Объяснения по поводу
первоначала мира, происхождения природных
и общественных явлений сводились к рассказу
о том, кто кого породил.
Миф обычно совмещает в себе два аспекта
- диахронический (рассказ о прошлом) и
синхронический (объяснение настоящего
и будущего). Таким образом, с помощью мифа
прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало
духовную связь поколений. Содержание
мифа представлялось первобытному человеку
в высшей степени реальным, заслуживающим
абсолютного доверия. Мифы были важными
стабилизаторами общественной жизни.
Этим не исчерпывается стабилизирующая
роль мифологии.
2.Общая характеристика русской философии
1. Общее понятие
и характерные черты русской
философии. Русская философия –
феномен мировой философской мысли. Ее
феноменальность заключается в том, что
русская философия развивалась исключительно
автономно, самостоятельно, независимо
от европейской и мировой философии, не
находилась под влиянием многочисленных
философских направлений Запада – эмпиризма,
рационализма, идеализма и др. В то же время
русскую философию отличают глубина, всесторонность,
достаточно специфический круг исследуемых
проблем, порой непонятных для Запада.
Характерными чертами русской философии
являются: сильная подверженность религиозному
влиянию, особенно православию и язычеству;
специфическая
форма выражения философских
мыслей – художественное творчество,
литературная критика, публицистика, искусство,
«эзопов язык» (что объясняется
политической несвободной
и жестокой цензурой); целостность, стремление
почти всех философов занимается не отдельной
проблематикой, а всем комплексом актуальных
проблем; большая роль проблем морали
и нравственности; конкретность; широкое
распространение в массах, понятность
простому народу. Основы предмета русской
философии составляли: проблема человека;
космизм (восприятие космоса как единого
целостного организма); проблемы морали
и нравственности; проблемы выбора исторического
пути развития России – между Востоком
и Западом (сугубо специфическая проблема
русской философии); проблема власти; проблема
государства; проблема социальной справедливости
(данной проблемой «пропитан» значительный
пласт русской философии); проблема будущего.
Можно выделить следующие основные этапы
русской философии: период зарождения
древнерусской философии и раннехристианской
философии Руси; философия периода татаро-монгольского
ига, зарождения, становления и развития
централизованного русского государства
(Московской Руси и России); философия
XVIII в.; философия XIX в.; русская и советская
философия XХ в.
2. Ранняя русская
философия (период ее зарождения
и раннего христианства). Период зарождения древнерусской
философии и ранее христианской философии
Руси относится к IX – XIII вв. (соответствует
эпохе от возникновения Древнерусского
государства – Киевской Руси до времени
феодальной раздробленности и монголо-татарского
завоевания). Основными темами ранней
русской философии были: моральные и нравственные
ценности; объяснение христианства, попытки
соединить его с язычеством; государство;
право; природа. Среди наиболее ярких представителей
философии указанного периода выделяются:
Иларион (основное произведение – «Слове
о Законе и Благодати», в котором популяризируется
и анализируется христианство, его роль
в настоящем и будущем Руси);
3. Русская
философия XII – XVII Период борьбы за освобождение
от монголо-татарского ига, становления
и развития централизованного Русского
государства (Московской Руси) как в истории,
так и философии приходится на XIII – XVII
вв. Главными темами, характерными для
данного периода философии, являлись:
сохранение русской духовности; христианство;
борьба за освобождение; устройство государства;
познание. Среди видных философов данного
периода: Сергий Радонежский (XIV в. – философ-богослов,
основными идеалами которого были сила
и могущество, универсальность и справедливость
христианства; консолидация русского
народа, свержение монголо-татарского
ига; Философий (XVI в.) – также занимался
вопросами христианского богословия,
отстаивал идею преемственности христианства
(«Москва – Третий Рим») по линии Рим –
Константинополь – Москва;
Максимилиана
Грек (1475 – 1556) – отстаивал морально-нравственные
ценности, выступал за скромность, аскетизм,
был идеологом монархии и царской власти, главными целями
которых видел заботу о народе и справедливость;
Андрей Курбский (1528 –
1583) – был идеологом оппозиционной
социально-политической философии, выступал
за ограничение деспотизма царской
власти, свободу, право, сословно-представительную
монархию, вел заочную полемику с Иваном
Грозным;
Нил Сорский, Вассиан Патрикеев
– выступали за реформу Церкви,
искоренение церковной праздности,
парадности, приближения Церкви к
народу, были идеологами так называемого
движения «нестяжателей» (боролись против
«иосифлян» - сторонников сохранения прежних
церковных устоев);
3. Проблема бытия в философии средних
веков.
1. Категория бытия
в истории философии
Философия, включая
в круг своего анализа проблему бытия,
опирается напрактическую, познавательную, духовно-нравственную
деятельность человека. Эта проблема осмысливается
с помощью - категории бытия, а также таких
тесно связанных с нею категорий, как небытие,
существование, пространство, время, материя,
становление, качество, количество, мера.
Они выражаются через слова языка, достаточно
распространенные в обычной речи. Связь
категорий философии с выражающими их
словами языка противоречива. С одной
стороны, многовековая языковая практика
накапливает содержания и смыслы соответствующих
слов, которые — при их философском истолковании
— помогают уяснить значение философских
категорий. С другой стороны, всегда необходимо
иметь в виду, что выраженные словами обыденного
языка философские категории имеют особое,
самой философией устанавливаемое значение.
Для понимания философской категории
бытия наиболее важно принять в расчет
и ее совершенно особое содержание, и связь
с повседневной языковой практикой. Глагол
«быть» (не быть) в прошлом, настоящем,
будущем временах, связка «есть» принадлежат
к числу наиболее употребительных слов
во многих языках. Связка «есть» — важнейший
элемент индоевропейских языков, причем
в некоторых языках она непременно присутствует
во множестве предложений немецком, «is»
— в английском, «est» — во французском
и т. д.). И.Кант писал: "...бытие не есть
реальный предикат, иными словами, оно
не есть понятие о чем-то таком, что могло
бы быть прибавлено к понятию вещи".
Ф. Энгельс также отмечал, что рассмотрение
предметов просто с точки зрения их существования
«не только не может придать им никаких
иных, общих или не общих, свойств, но на
первых порах исключает из рассмотрения
все такие свойства» . И вместе с тем, согласно
Гегелю и Канту, связка «есть» прибавляет
характеристики, весьма важные для понимания
субъекта предложения, его связи с предикатом,
а значит, с ее помощью даются новые (по
сравнению с предикатом) знания о вещах,
процессах, состояниях, идеях и т. д. Каковы
же эти характеристики, эти знания? Присмотримся
к предложению «Иван есть человек». Если
акцентировать внимание на субъекте и
предикате, то легко обнаружить, что единичному
человеку (Ивану) приписывается общее
(родовое) свойство — быть человеком. Если
же сосредоточить внимание на слове «есть»,
то, поразмыслив, можно прийти к выводу,
что оно придает субъекту особую, весьма
существенную характеристику, причем
характеристику двуединую: Иван есть (существует)
и он есть человек (то есть действительно
является человеком). Приписывание общего
свойства «человек» объединяет Ивана
с человеческим родом. Благодаря же слову
«есть» субъект предложения включается
в еще более обширную целостность — во
все, что существует. Таким образом, предикат
в разбираемом предложении приписывает
субъекту общие свойства, а связка «есть»
— не содержащуюся непосредственно ни
в субъекте, ни в предикате всеобщую характеристику
(всеобщее свойство «быть»). От предложений
языка можно теперь идти дальше, к философской
категории «бытие». Это первая философская
категория, которую предстоит специально
осваивать. Поэтому необходимо вспомнить,
что говорилось о философских категориях
во вводном разделе.
В свете сказанного
понятна несостоятельность двух
распространенных возражений против введения в философию
категории бытия. Первое возражение: поскольку
категория бытия не говорит о конкретных
признаках вещей, ее надо отбросить. Это
возражение несостоятельно, ибо философские
категории как раз и призваны фиксировать
именно всеобщие связи мира, а не конкретные
признаки вещей. Второе возражение: раз
бытие первоначально определяется через
понятие «существования» (то есть наличия
чего-либо), то категория бытия не нужна,
ибо не дает ничего нового по сравнению
с категорией существования. Однако в
том- то и дело, что философская категория
бытия не только включает в себя указание
на существование, но фиксирует более
сложное и комплексное содержание. Какое
же? Отвечая далее на этот вопрос, мы одновременно
отвечаем и на вопрос о том, зачем нужна
философии категория бытия. Разбирая проблему
бытия, философия отталкивается от факта
существования мира и всего, что в мире
существует, но для нее начальным постулатом
становится уже не сам факт, а его смысл.
Это и имел в виду Кант, когда дал мудреное
на первый взгляд определение бытия: «Оно
есть только полагание вещи или некоторых
определений само по себе». Ту же мысль
подчеркивал Гегель: «Когда мы говорим:
«Эта роза есть красная» или «Эта картина
прекрасна», мы этим утверждаем, что не
мы извне заставили розу быть красной
или картину быть прекрасной, но что это
составляет собственные определения этих
предметов».
Первые шаги
в понимании бытия служат своего рода трамплином
для дальнейшего диалектического категориального
анализа. «Бытие» во втором, более широком
смысле (включающее в себя бытие в первом
смысле, «простое», или «чистое», бытие)
— категория, точнее, семья категорий,
с помощью которых философия стремится
наиболее полно и глубоко ухватить, осмыслить
ранее рассмотренную проблему бытия. Тут,
естественно, применяются и другие категории,
но они как бы суммируются, объединяются
«под эгидой» обобщающей категории бытия.
Категория «бытия» в этом подобна другим
всеобщим философским категориям — она
позволяет объединить и затем удерживать
в поле анализа уже взятые в их единстве
и взаимосвязи доказанные философией
утверждения относительно мира и его всеобщих
связей. Каковы же эти приводимые в единство
утверждения, которые, теоретически суммируются
с помощью категории бытия (одновременно
в ее первом и втором смыслах)?
4. Современная философия науки.
Философия науки
и техники представляет собой
анализ методологических и теоретико-познавательных основ современного научно-технического
познания. Современная наука сегодня выступает
в совершенно различных ипостасях - и как
познание законов реального мира, и как
вид творчества, и как особая социальная
программа. Философский анализ научного
познания на сегодняшний день имеет достаточно
богатую историю, а современная философия
науки складывается в особый самостоятельный
раздел в общей системе философского знания.
В современной философии
существуют два рациональных подхода
к анализу научного познания: социокультурный
и логико-эпистемологический. Особое внимание
здесь уделяется специфике философии
техники и её взаимоотношениям с философией
науки, основная цель подобной программы
заключается в том, чтобы после её претворения
в жизнь соискатель стал настоящим учёным,
который может вполне самостоятельно
вести научно-исследовательскую и
педагогическую деятельность в области
философии техники и науки.
Современный
мир предлагает самые различные
знания в самых специфических
областях, не менее значимой сегодня
становится философия науки
и техники, поскольку количество узко-профильных
технических дисциплин с каждым годом
становится всё больше и больше. Теперь
для философии становятся интересными
не только сами технические отрасли, но
и самые различные их аспекты становятся
весьма интересным предметом для исследования.
Философия науки и техники становится
очень популярной из-за проникновения
техники почти во все сферы человеческого
существования.
Кроме того, проведение
многих естественнонаучных экспериментов
становится практически невозможным
без технических устройств. Таким образом,
философия науки и техники изучает феномен
техники в целом с расчетом на её долгосрочную
перспективу. Что же такое техника и как
она влияет на жизнь современного человека?
Сегодня под этим термином понимают систему
созданных орудий и средств производства.
Хотя техника появилась уже в античные
века, она всегда попадала в поле зрения
учёных, как автономная дисциплина, постмодернистская
философия науки очень наглядно это доказывает.
Однако, начало прошлого века ознаменовалось
достаточно критическим отношением к
возрастающему техническому прогрессу,
делая основной упор на его отрицательные
стороны. Так или иначе, но со временем
техника стала предметом специального
исследования и тщательного анализа. Помимо
этого в сфере технических наук формируется
целая база фундаментальных исследований
(технической теории), что приводит к узкой
специализации внутри отдельных технических
областей и к развитию инженерной деятельности.
Возникает взаимодействие между научной
и инженерной деятельностью, подобно тому,
как взаимодействует философия науки
и техники.
Современная
литература выделяет несколько направлений
по решению вопроса о соотношении
науки и техники: В этом контексте техника
трактуется как прикладная наука. Основные
процессы развития техники и науки рассматриваются
как независимые скоординированные процессы.
Наука развивается с ориентацией на технический
прогресс. Техника науки всегда и во всём
находится впереди техники повседневной
жизни. До конца девятнадцатого века не
было применения научных знаний в технических
практиках, однако оно характерно для
современных научно-технических исследований.