Мировоззрение и его функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 16:54, контрольная работа

Описание работы

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение - это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 36.37 Кб (Скачать)

1.Мировоззрение и его функции.

 

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система  обобщенных взглядов на мир и место  человека в нем, на отношение людей  к окружающей их действительности и  самим себе, а также обусловленные  этими взглядами основные жизненные  позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение - это далеко не все взгляды и  представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения основного  вопроса философии. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают  группа и личность. Мировоззрение  является ядром общественного и  индивидуального сознания. Выработка  мировоззрения - существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса. По своей сущности мировоззрение - общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.

Различают понятия «мировоззрение», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими  понятиями существует тесная взаимосвязь  и единство. Нередко они употребляются  в качестве синонимов. Вместе с тем  между этими понятиями имеются  и различия. Общая картина мира - это синтез знаний людей о природе  и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественно- научную картину мира, а общественных - социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира - задача всех областей знания.

С помощью мировоззрения  человек строит картину мира определенной эпохи или свою собственную. Мировоззрение - это комплексное воззрение о  том, как вести себя в этом мире и по отношению к Пространству, и по отношению ко Времени. Например, мировоззрение западноевропейцев  считается активным, рациональным и  линейным (культура «мужского типа»), а мировоззрение народов Востока - созерцательным, иррациональным и  нелинеаризированным (культуры «женского типа»). Мировоззрение - способ построения картины мира.

Картина мира - это обобщенное знание о строении, устройстве мира, закономерностях его развития. Картина  мира является исходным пунктом и  результатом деятельности мировоззрения.

Картина мира задается человеку (или сообществу) извне (т.е. внешними условиями существования) сразу  после рождения в «свернутом»  виде, а затем, в процессе реальной жизнедеятельности, на основе получаемого  опыта жизни, она дешифруется, корректируется и видоизменяется в соответствии с новыми объективными условиями  и субъективными желаниями человека. Картина мира, таким образом, в  определенной степени произвольна, а в определенной степени - обусловлена  объективными обстоятельствами.

Чем системней, шире и глубже мировоззрение, тем точнее картина мира, тем успешней жизнедеятельность личности или сообщества людей, потому что точнее и адаптивней становится программа человеческой жизнедеятельности, т.е. ее мировоззренческая стратегия. Это - основная функция мировоззрения. Она называется методологической (метод - способ; логос - учение; функция исполнение), поскольку именно мировоззрение личности или общества определяет какие именно способы будут использоваться для достижения жизненной цели. Дело в том, что люди, осуществляя любую деятельность, живут не только в Настоящем (как животные), но, одновременно, и в Прошлом, и в Настоящем, и в Будущем. Поэтому, кроме инстинктов и безусловных рефлексов, им требуются особые мыслительные конструкции, позволяющие людям уверенно чувствовать себя и в самооценке, и в своих прогнозах на будущее. Помимо цели, люди обычно руководствуются в своем поведении и более или менее общими установками, общими правилами действия, запретами, предписаниями и ограничениями. Именно эти общие установки и составляют методологию в широком смысле.

Человек утверждает себя в  предметном мире не только с помощью  мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и переживание  воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений  и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание  представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения. Для мировоззрения же характерна еще более высокая интеграция знаний, чем в общей картине  мира, и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения  человека к миру.

Мировоззрение у огромного  количества совершенно разных людей  имеет множество общих черт в  различных отношениях. Так, мировоззрение  может быть научным или антинаучным, религиозным или атеистическим, обыденным или философским, но оно  всегда стремится к целостности  и успешности относительно совершенно конкретных обстоятельств. Однако достигаются  эта целостность и эта успешность разными способами. Художественное, мифологическое, религиозное мировоззрение  формируются при преимущественном значении мироощущения; научное мировоззрение  действует в основном на уровне миропонимания; философское осуществляет попытку  системно гармонизировать оба уровня; а обыденное мировоззрение - это  произвольное смешение мироощущения с  миропониманием.

Будучи отражением мира и  ценностным отношением к нему, мировоззрение  играет и определенную регулятивно- творческую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть мировоззрение, хотя каждая из них с необходимостью содержит в себе мировоззренческое начало.

Понятие мировоззрения соотносится  с понятием «идеология», но они не совпадают по своему содержанию: мировоззрение  шире идеологии.

Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая  ориентирована на социальные явления. Мировоззрение же в целом относится  ко всей объективной действительности и к человеку.

Мировоззрение - это ядро, стержень сознания и самосознания личности. Оно выступает как более или  менее целостное понимание людьми мира и самих себя, своего места  в нем. Оно есть у каждого. Но его  уровень, его содержание, форма и  т.д. различны. Но об этом дальше. Здесь же отметим, во-первых, что мировоззрение исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения. Во-вторых, общество в каждую эпоху социально неоднородно, оно делится на различные группы и общности со своими интересами. К тому же сами люди различаются не только по их месту в обществе, но и по своему развитию, своим устремлением и т.д. Иными словами, мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

К тому же мировоззрение  как система включает в себя ряд  компонентов. Прежде всего это знания, имеющие своей опорой истину, а наряду с этим и ценности, наиболее ярко выраженные в нравственных и эстетических составляющих мировоззрения, имеющих своей базой добро и красоту.

В выработке мировоззрения  участвуют не только наш разум, но и наши чувства. Это значит, что  мировоззрение включает в себя как  бы два среза -интеллектуальный и эмоциональный. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения представлена мироощущением и мировосприятием, а интеллектуальная - миропониманием.

Естественно, что соотношение  этих сторон различно на различных  уровнях мировоззрения, неодинакова их представленность в мировоззрении в разные эпохи, наконец, различны пропорции этих сторон и в мировоззрении разных людей.

Больше того, разной может  быть и сама эмоциональная окраска  мировоззрения, выражаемая в чувствах, настроениях и т.п.,- от радостных, оптимистических тонов до тонов  мрачных, пессимистических.

Второй уровень мировоззрения - миропонимание, опирающееся прежде всего на знания, хотя миропонимание и мироощущение не даны просто рядом друг с другом: они, как правило, едины. Это их единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется социальная позиция, ради которой человек порой способен на многое.

Сила убеждений - в доверии  человека их сути и смыслу. А это  значит, что мировоззрение включает в свою структуру уверенность, следовательно, и веру (это может быть и религиозная  вера, и вера в привидения и чудеса, и вере в науку и т.д.).

Разумная вера не исключает  сомнения, но чужда как догматизма, так и безбрежного скептицизма, полностью лишающего человека опорных  пунктов и в познании, и в  деятельности.

Теперь обратимся к  типологии мировоззрения. Прежде всего следует выделить два уровня мировоззрения: жизненно-повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности. Это мировоззрение широких слоев общества. Данный уровень мировоззрения важен, его нужно учитывать, хотя он и отличается: 1) недостаточной широтой; 2) своеобразным переплетением трезвых положений и установок с примитивными, мистическими, обывательскими представлениями и предрассудками; 3) большой эмоциональной нагрузкой

Эти минусы преодолеваются на теоретическом уровне миропонимания  и мировоззрения. Это философский  уровень мировоззрения, когда человек  подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения.

Если подходить исторически, то философии как особому типу мировоззрения предшествовали мифологический и религиозный типы мировоззрения. Миф как особая форма сознания и мировоззрения представлял  собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных  верований и различных видов  искусства.

Переплетение в мифе элементов  знаний о мире с религиозной и  художественной фантазией находит  свое выражение в том, что в  рамках мифа мысль еще не обрела полной самостоятельности и чаще всего облекалась в художественно-поэтические  формы, что отчетливо просматривается  в "Мифах Древней Греции", в "Илиаде", "Одиссее", национальном фольклоре и т.д. И в то же время  в мифах уже рисовалась картина  мира в целом в виде теософии, шел поиск путей утверждения  единства природы и общества, мира и человека, прошлого и настоящего, решались в своеобразной форме мировоззренческие  проблемы.

Дальнейшее развитие миропонимания  пошло по двум линиям - по линии религии  и по линии философии.

Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной, естественный и потусторонний, сверхъестественный, небесный. При этом в отличие от науки, тоже создающей свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. К тому же сама религиозная вера - это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах; в религии же вера реализуется в культе и через культ.

Причина религии - зависимость  людей от неподконтрольных им естественных, природных и социальных сил. Она  выступает как иллюзорное восполнение  слабости человека перед ними. Долгая эволюция религии привела к идее бога как распорядителя дел земных и небесных. Религия в свое время  играла положительную роль как средство социальной регуляции, формирования осознания  единства человеческого рода, общечеловеческих ценностей.

Общее, что роднит религию  и философию, - это решение мировоззренческих  проблем. Но характер подхода к этим проблемам в их рамках, равно как  и само их решение, глубоко различно. В противовес религии с ее ставкой  на веру философия всегда опиралась  на знания, разум. Уже первый шаг  философии состоял в поиске единого  во всем, в поиске первоосновы мира не за его пределами, а в нем  самом.

 

 

 

 

 

2.Категория «БЫТИЯ» в философии.

В разговорном языке термин «бытие» имеет три основных значения. Бытие означает объективную, существующую независимо от нашего сознания, реальность. Слово «бытие» используется для  обобщения условий материальной жизни людей и общества. Наконец, бытие есть синоним другого слова - «существование». Быть - значит существовать.

В философии, некоторых других науках понятие бытия также многозначно  и представляет важную мировоззренческую  проблему. Понимание бытия исторически  связано с той или иной ориентацией  человека, социальных общностей относительно внутреннего и внешнего мира жизни  людей. В зависимости от выбора, в  основе которого может быть наука, религиозная  вера, мистика, фантазия, практическая жизнь, и определяется бытие. Философия  как наука рассматривает проблему бытия основой теории всеобщего  и конкретного типа мировоззрения, главной частью метафилософии.

В широком проблемном аспекте  понятие «бытие» охватывает все, что существует, что есть, что  наличествует. Категория бытия предельно  широка по объему и многообразна по содержанию. Бытие соотносится с  небытием - с тем, чего нет, а также  с тем, чего не может быть вообще.

Более конкретно бытие  означает весь существующий материальный мир. Иногда материальный мир трактуется как объективная реальность, то есть существующая независимо от человека и его сознания. В таком объяснении есть некоторая неточность. Она состоит  в том, что термин «объективный»  не охватывает в данном случае всего, что существует независимо от человека. Вне и независимо от нашего сознания существуют многие формы идеального. Так, потребительная стоимость товара, красота природы, добро как явление нравственности общества нематериальны. Сознание одного человека как субъективная для него реальность в соотношении с сознанием другого человека также существует объективно. Оно независимо от сознания второго индивида.

Информация о работе Мировоззрение и его функции