Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:23, реферат
Философия Р. Декатра и формирование нового типа метафизического мышления (фундамента классической философии как гносеологии).
Западная философия до середины 19 века была по преимуществу рационалистической, потому что она формировалась в рамках традиции нововременного рационализма - в рамках парадигм метафизического мышления, сформированных Р. Декартом1.
Итак, в
эпоху, когда утверждалось механистическое
истолкование природы, Декарт нашел
наиболее убедительные аргументы в пользу
этого истолкования и выстроил их в виде
философской системы. Декарт был одним
из тех, кто создавал в 17 веке новое понятие
науки - науки, которую без преувеличения
можно назвать универсальной
механикой.
Поэтому, в частности, задачу науки Декарт видит в том, чтобы не просто устанавливать закон, описывающий поведение объекта, но находить причины всех явлений природы. Новизна в представлениях о науке: соотношение научного понятия природы с самой природой. Мир, об устройстве которого идет речь - вымышлен. Декарту лишь важно, чтобы эффекты, достигаемые с помощью постороенного им теоретически механизма (и эксперимента, если нужно) совпадали с эффектами, которые производит механизм, созданный творцом - с явлениями природы. Декарт утверждает, что, познавая мир, он просто конструирует его. Это - конец мысли о чудесах в природе. В ней не может быть чудес. Все предсказуемо (моделируемо). Фактически, формируется тезис о том, что мы познаем то, что сами же и творим. Поэтому научное познание не отличается от технического конструирования. Но! Декарт склонен отождествлять искусственный мир с реальным.
Итак, Декарт задал все отправные пункты для конструироания мира. Но этого мало: он продумал также и тот путь, которым должно осуществляться его конструирование. Научный Метод. Поскльку господство над природой понимается не столько теоретически, сколько практически, то нужен эффективный инструмент такого господства. Метод - инструмент конструирования мира. 1)Начинать с простого и очевидного. 2)Из него путем дедукции получать более сложные высказывания. 3)Не упускать ни единого звена из цепи умозаключений. Для этого необходимы две способности ума: интуиция (усматривать очевидное - первые начала) и дедукция (из простого выводить остальное содержание знания). Образец - математика. Математика в руках Декарта становится формально-рациональным методом, с помощью которого можно "считать" любую реальность, устанавливая в ней меру и порядок с помощью нашего интеллекта. В этом - рационализм Декарта.
Свою математику
Декарт называет универсальной именно
потому, что она абстрагируется от
всех тех содержательных определений,
которые лежали в основе античной
и во многом еще и средневековой
математики и составляли специфику
ее отдельных ветвей - арифметики, геометрии,
астронимии и других. Эта новая математика
полностью соответствует той задаче, которую
ставит Декрт перед наукой вообще: она
есть инструмент для научного конструирования
мира, средство для осуществления той
организованной научной деятельности,
которая должна встать на место отдельных
случайных, спорадических открытий и прозрений.
Теперь
нам будет понятна основная
тенденция философии Нового времени,
которую предельно ярко выразил и Декарт:
перенесение центра тяжести с проблем
онтологических на гносеологические.
В самом деле, коль скоро речь идет о том,
чтобы из единого
принципа с помощью
определенного метода
построить
новый мир, то очевидно, что главная
задача состоит в рассмотрении этого единого
принципа, правил метода, т.е. способа построения
мира, а также приведения всех возможных
аргументов в пользу правомерности и исполнимости
задуманного предприятия. Этими вопросами
и занимается Декарт в "Рассуждении
о методе", в "Правилах для руководства
ума", в "Метафизических размышлениях"
и "Началах философии".
4. Заключение.
Телеологический принцип и кризис рационалистической философии.
Учением
о субстанциях Декарт обосновал
механистическое истолкование природы.
То есть такое понимание природы, при котором
она понимается лишь как царство действующих
причин, в котором нет смысловых связей,
а есть лишь связи причинно-следственные.
Поэтому стало возможным исключить из
числа категорий естественно-научного
мышления категорию "цели". То есть
заменить понятие "цели" понятием
механической "причины" - ведь в мире
в мире природы, понимаемой детерминистски,
не остается места целесообразности. Таким
образом, вопрос "для чего?" стал в
описании природы бессмысленным и заменился
вопросами "почему?" и "каким образом?".
Поэтому и рассудочно-аналитическое/
Ведь мир
человека нельзя свести лишь к миру природы
как к царству действующих причин, как
к совокупности причинно-следственных
связей, исключающей целесообразность.
Напротив, мир человека, общества, культуры
в отличие от природного не может быть
понят без обращения к понятию цели, ибо
в самой его снове лежит целеполагающая
и целереализующая деятельность людей.
Именно понятие целесообразности
должно быть средством анализа деятельности
разумных существ, поскольку последние
руководствуются сознательно осуществляемыми
целями. Не случайно в начале 19 века формируется
философия культуры как особая и относительно
самостоятельная ветвь философского знания,
изучающая смысловые
структуры. Если наука о природе исследует
причинные зависимости между внешними
явлениями, то наука о культуре проникает
в "телеологические
связи" и пытается реконструировать
историю по телеологическому принципу.
Отсюда и различие методов, которые в конце
19 века получают названия "объяснения"
и "понимания". В основе - дуализм
между миром природы и миром культуры,
между сферой слепых, лишенных смысла
закономерностей и миром осмысленным,
сферой целей и ценностей. Но так было
не всегда. Этот дуализм зародился в Новое
время. Он чужд, например, античной и средневековой
науке, исходящей из идеи целесообразного
и живого Космоса.
Получается,
что кризис рационазизма Нового времени
есть результат разрушения
античного и средневекового
космоса в 17-18 веке. Это разрушение, как
мы видели, происходило "поэтапно".
Сначала понятия совершенства,
смысла и цели, вытесненные из естествознания,
сохранились в качестве его метафизического
фундамента (Бог у Декарта). Но на втором
этапе (18 век - И.Кант) эти понятия и принципы
вытесняются и из сферы теоретического
знания вообще; на место дуализма физики
и метафизики встает сначала дуализм физики
и этики, а затем он перерастает в дуализм
наук о природе и наук
о культуре. На протяжении всего 19 века
не прекращается ожесточенный спор о том,
какую из этих двух ветвей человеческого
познания считать исходной, - спор, непрестанно
возобновляемый именно потому, что человеческое
сознание не может удовлетвориться дуализмом.
До середины 19 века господствовала гносеологическая
линия в философии - создавались философские
концепции, авторы которых стремились
интерпретировать культурно-историческую
реальность в категориях
естественно-научного
мышления. И лишь со второй половины
19 века усиливаются попытки объяснить
и само естествозание исходя из истории
и культуры. (Например, идея историзма
проникает в естествознание в 19 веке, и
в этот период формируется новое понимание
задач и принципов научного исследования,
которое затрагивает не только область
неорг. и органич. природы, но вносит изменения
и в понятие науки в целом).
Итак, философия 20 века возвращает в метафизику "телеологический принцип". Мир оживает, одухотворяется, он опять превращается в "тайну", "загадку" - он вновь обретает "смысл". А вместе с миром обретает этот смысл и человеческое существование как необходимый и, может быть, главный элемент этого мира. Человек перестает быть "субъектом", он становится личностью, обретает душу, способность к страданию и состраданию, он начинает чувствовать, верить, любить и надеяться. И главное, человек начинает поиск - поиск смысла - так непростительно и легкомысленно утраченного и с таким трудом обретаемого вновь.
Литература:
П.П.Гайденко Эволюция понятия науки. М.,1987. Стр. 139-200, 428-444.
Информация о работе Мировоззренческие корни классического рационализма и их современное "Звучание"