Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:23, реферат
Философия Р. Декатра и формирование нового типа метафизического мышления (фундамента классической философии как гносеологии).
Западная философия до середины 19 века была по преимуществу рационалистической, потому что она формировалась в рамках традиции нововременного рационализма - в рамках парадигм метафизического мышления, сформированных Р. Декартом1.
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ
КОРНИ КЛАССИЧЕСКОГО
И ИХ СОВРЕМЕННОЕ "ЗВУЧАНИЕ".
Предисловие.
Философия
Р. Декатра и формирование
нового типа метафизического
мышления (фундамента классической
философии как гносеологии).
Западная
философия до середины 19 века была по преимуществу
рационалистической, потому что она формировалась
в рамках традиции нововременного рационализма
- в рамках парадигм метафизического мышления,
сформированных Р.
Декартом1.
Принципы рационалистической метафизики Декарта:
1)Автономность сознания. Существование всякой реальности должно быть засвидетельствовано с помощью сознания. Следовательно, существует две субстанци: дух и материя (S-O). А это - основание для механистического истолкования природы.
2)Принцип механицизма. Ведь, если дух "вынести" за пределы природы - то природа превращается в объективный механизм для изучения по законам детерменизма. Можно вывести объяснение всех явлений. Мир, таким образом, перестает таить в себе чудеса, душу - он "умирает", мертвеет. Но в таком случае "умирает" и сам человек, понимаемый механистически как "тело" ("натурализм"); и рационально как строго и ясно мыслящий разум ("рационализм"). Так, природа превращается в "объект", а человек становится всего лишь "субъектом".
3)Принцип
очевидности. Очевидность - залог объективной
значимости человеческого мышления (идея
"моего существования" для Декарта
очевидна). А источником заблуждения является
не разум, а воля.
Почему Декарт пришел к таким выводам?
Он хотел
"возвести" здание метафизики, ориентируясь
на модель знания как точной науки. Т.е.
понимал и философию как науку. Он искал
бесспорное, последнее/метафизическое
основание для такого знания, которое
должно было быть истинным, объективным/общезначимым
и доказуемым. Почему? Потому что произошла
революция в науке, потому что к тому времени
сформировался новый тип мышления. Возник
идеал знания как науки (как доктрины,
объясняющей природу мира, как точного
знания).
"Знание - сила!"
Ф. Бэкон
В период
эпохи Возрождения, Реформации, а также
в Новое время в самосознании европейского
человека происходят следующие изменения:
Возрождение
От теоцентризма - к антропоцентризму.
Итак, мир
становится полем деятельности человека.
А человеческая природа - мерилом мира,
на ее началах должна теперь основываться
и человеческая мораль.
Реформация и Новое время:
Ценностные
ориентиры в западно-
От авторитета церкви - к авторитету науки (как доктрины, объясняющей природу мира).
От теоретического познания - к познанию практическому.
От банальной практики - к изменению/преображению действительности.
От практической полезности - к технике как искусству.
(Что начиная с 17 в. приведет к динамике:)
От роста
индивидуализма - к анархизму и ®
к жажде власти (но власть нейтальна
в этическом отношении и это - коренная
проблема современности)2.
Итак,
Сакрализация земного
Секуляризация духовного
Поднялись в цене: ремесло, торговля, землепашество.
Индивидуализм
+ секуляризм ® дают в результате революцию
в науке. (Коперник, Кеплер, Галилей, Ньютон,
Декарт, Паскаль, Лейбниц).
Что влечет за собой и новый тип сознания:
Итог. Динамика:
Теоцентризм ® антропоцентризм
Церковь ® наука
Смирение ® власть
Самоотречение ® деятельность
Индивидуализм
+ секуляризм. ®Революция в науке.®Новый
тип мышления. Новое мировоззрение.
Не избегает
участи быть подверженой сомнению и
сама наука. Возникает вопрос о
фундаменте науки. Ответ должна дать
философия (которая "переквалифицируется"
из "служанок богословию" в "служанки
науке"). Этот ответ дает философия Декарта.
Хотя к началу периода Нового времени понимание характера и значения человеческого знания и начинает меняться (из средства спасения собственной души оно превращается в практический фактор - в силу, в частности, в силу воздействия на природу) - т.е. возникает практическая ориентация новоевропейского естествознания, однако радикального пересмотра самого понятия науки еще не происходит.
Создателем
первой научной программы3 нового
времени становится французский математик,
физик и философ Рене Декарт (1596-1650). Декарт
пытается дать философско-теоретическое
решение проблем естествознания своего
времени (например, проблемы континуума
в математике (как проблемы непрерывности)
у Галилея). В результате рождается новое
представление о форме научного знания,
а инженерно-практический подход становится
новым типом философствования.
Итак, революция в науке дает новый тип мышления. Идеалом знания становится наука (точное знание, объясняющее природу мира). Но подвергается сомнению и сама наука как форма знания и исследования. А именно - в чем состоит фундамент науки?
На этот вопрос должна ответить философия (в основании науки должна быть первая истина - как фундамент и первичный слой любого другого знания (идея "натурализма")).
Но какая философия? Также понимаемая исходя из модели науки. В качестве фундамента науки или в качестве истины знание должно быть очевидным, всеобщим/общезначимым, непротиворечивым, логичным, достоверным и доказуемым - ясным.
А метод
поиска? Скептицизм (сомнение). Отсюда
"испепеляющий огонь сомнения" Р.
Декарта.
Однако сомнение Декарта носит не просто разрушительный характер. "Связь Декарта со скептицизмом - чисто внешняя… Цель Декарта - не в том, чтобы уничтожить доверие к знанию, а в том, чтобы очистить знание от всех сомнительных и недостоверных элементов. Скептическая критика Декарта не более чем прием радикального очищения" (См. Асмус В.Ф. Избр. филос. труды. М., 1971. С.8). Отсюда и идея основания.
Создание нового метода мышления и научного исследования требует прочного и незыблемого основания, в противном случае выстроенное с помощью него здание может быть разрушено точно так же, как и прежние сооружения человеческого разума. Таким основанием, по Декарту, может быть только сам человеческий разум в его первоистоке, в той точке, из которой растет он сам и которая поэтому обладает наивысшей достоверностью: самосознание. "Мыслю, следовательно, существую" - вот формула, выражающая сущность самосознания. Она очевидна и достоверна. Это знание дано нам непосредственно. Светом разума (критической проверкой на очевидность) должно проверяться все - предание, обычай, пример - все, что опосредовано традицией. Но! Связь Декарта с традицией. 1) В убеждении в превосходстве умопостигаемого над чувственным. И 2)в сознании высокой ценности "внутреннего человека", личности (рожденном христианством и чуждом античности и отлившемся позднее в принцип "Я"). В основу философии Нового времени Декарт положил не просто принцип мышления (как объективного процесса - принцип античного Логоса), а именно субъективно переживаемый и сознаваемый процесс, от которого невозможно отделить мыслящего. В этом - предпосылка трансцендентальной философии.
Однако
самосознание как принцип философии
и культуры еще не обретает у Декарта
полной автономии. Он признает суждение
"мыслю, следовательно, существую"
достоверным потому, что оно обладает
признаками ясности и отчетливости, а
эти последние являются критериями истинности
знания. Но само ли по себе наше сознание
- гарант/залог истины? Нет. Взятое автономно,
оно, по Декарту, такой силы не имеет. Истина
и отчетливость нашего знания гарантирована
нам Богом. Он создал нас способными
к достоверному познанию, вложив в нас
ясные и отчетливые идеи (или естественный
свет разума). Только благодаря всемогуществу
Бога, создавшего сознание, оно может быть
залогом истины. Итак, само сознание не
замкнуто на себя, а открыто Богу. Принцип
очевидности - субъективный коррелят
всемогущества Бога. Источник заблуждения
- не разум, а воля человека.
Таковы
философские предпосылки или теоретический
фундамент, подведенный Декартом под здание
новой науки. Такое здание он собирается
воздвигать с помощью своего Метода. На
основании своего принципа "мыслю, следовательно,
существую" Декарт развивает учение
о субстанциях. Важно, что без этого учения
было бы невозможным применение его Метода
(философии) к познанию природы.
Обычно
при обращении к декартовой философии
прежде всего останавливаются на декартовском
сомнении и на знаменитом "когито, эрго
сум", видя в нем главную революционную
акцию французского мыслителя - переход
к принципу субъективной достоверности,
чуждому как античности, так и средневековью.
Однако преемственность декартовского
"когито" с традицией мы отметили.
Гораздо больше разрыва
с традицией в декартовском понимании
природы. Именно в тех понятиях, которые
служат базой для картезианской научной
программы, содержатся моменты, глубоко
чуждые античности и средним векам (онтологические
предпосылки декартовской механики). Каковы
они?
В акте мышления,
по Декарту, каждому мыслящему
Именно таковой она и предстала у Декарта, наиболее последовательно проводившего в жизнь принципы механицизма. Ум - субстанция неделимая, тело - делимая. Ум - предмет метафизики, тело - физики, т.е. механики. Уже в 13 веке и особенно в 14 появляется аналогия твари с механизмом, а бога-творца - с механиком, который превосходит любого инженера. Эта аналогия - излюбленная идея 17 столетия - века торжества механики, возведенной в основной мировоззренческий принцип.
Центральным
положением Научной программы Декарта
является произведенное им отождествление
материи и пространства. Пространство
- сущность телесной субстанции. Протяженная
субстанция - пространство - неперерывность.
В природе нет ничего неделимого. Космос
- беспределен, так как материя непрерывна
и делима. Она одна и составляет основу
единства мира. Без такого понятия материи
не могла бы сложиться современная наука.
В античности материя - возможность, у
Декарта - действительность, субстанция.
Отождествляя материю и протяжение и изгоняя
из нее все, что связано с понятием силы
и жизни (поскольку эти понятия связаны
с традиционными представлениями о форме
и душе), Декарт тем самым дает механистическое
понимание природы. Материя
стала субстанцией - в этом состоял
революционный переворот 17 века. Он послужил
теоретической предпосылкой для нового
понятия науки. Понятия материи одного
только достаточно для объяснения всего,
что происходит в природе. Таков принципиальный
тезис Декарта, краеугольный камень его
научной программы. Природа для Декарта,
в сущности, есть материя.
Информация о работе Мировоззренческие корни классического рационализма и их современное "Звучание"