Анаксимен
впервые вводит понятие взаимного
отношения праматерии и движения Воздух
как прамате-рия, согласно его взглядам,
«постоянно колеблется, ибо если бы он
не двигался, то и не менялся бы настолько,
насколько он изменяется» 16.
Анаксимен
является последним представителем
натурфилософии милетской школы.
Как видно, эта школа стремилась материалистически
объяснять мир, его отдельные явления,
его общий принцип или основу. Ф. Энгельс
подчеркивал в «Диалектике природы»: «...Аристотель
говорит, что эти древнейшие философы
полагают первосущность в некотором виде
материи...» 17 Анализ их мыслей показывает,
что уже с самого возникновения философии
происходит, с одной стороны, ее соединение
с материализмом, а с другой — соединение
материализма с диалектикой. Характерной
чертой этой первой исторической стадии
материализма является его тесная связь
с научным познанием и с прогрессивными
общественными силами того времени. Материалистический
способ объяснения мира, к которому стремятся
ионийские философы, является орудием
ожесточенной и непримиримой борьбы против
отживающего религиозно-мифологического
объяснения мира как идеологии старой
родовой аристократии. Философия, таким
образом, рождается не из потребностей
духа «в процессе его саморазвития», но
прежде всего из практических потребностей
развития общества. Милетская школа является
в этом смысле классическим примером.