Милетская школа
Как уже
говорилось, становление собственно
греческой философии происходит
в VII в. до н. э. Это столетие
ознаменовано важными революционными
переменами. В это время появляются
выдающиеся мыслители, политики,
законодатели, художники, которые в
своей деятельности выражали интересы
нового общественного класса, формирующегося
на обломках родового общества. Они известны
как «семь мудрецов». Среди них — основатель
милетской философской школы Фалес.
Милетская
школа известна как первая
философская школа. В ней впервые сознательно
был поставлен вопрос о первоосновах всего
сущего. И хотя философия в этот период
представляет, собственно, совокупность
всех видов и форм познания (как теоретического,
так и практического), главный интерес
всех представителей милетской школы
охватывает определенный круг проблем.
На первом месте здесь стоит вопрос о сущности
мира. И хотя отдельные представители
милетской школы этот вопрос решают по-разному,
их взгляды имеют общий знаменатель: основу
мира они видят в определенном материальном
принципе. Можно сказать, что эта первая
греческая философская школа стихийно
тяготеет к материализму. Вообще вопрос
о взаимном отношении материального и
духовного принципов, естественно, еще
не ставился, он был сформулирован позже.
Представители этой школы интуитивно
понимали мир как материальный. Вместе
со стихийным материализмом в мышлении
этих философов проявляется и «наивная»
диалектика, с помощью понятийных средств
которой они стремятся постичь мир в динамике
его развития и перемен.
Стихийный
материализм ионических философов
был преодолением старых религиозно-мифологических
представлений о мире. На основной
вопрос предшествующей космогонии
о первопричине, или перво-принципе,
мира они давали, в отличие
от всех мифологических концепций,
вполне материалистический ответ, хотя
еще и наивный.
Первый из
ионических философов — Фалес
из Милета — жил приблизительно
в 640—562 гг. до н. э. Происходил
он из богатой семьи и помимо
теоретических исследований занимался
торговлей и политической деятельностью.
Приобрел огромные знания и множество
сведений в различных теоретических и
практических областях человеческой деятельности.
Это стало возможным благодаря развитию
Милета, а также его выгодному положению
и торговым контактам. Милет поддерживал
торговые связи с Египтом, Персией и Индией.
Сам Фалес очень много путешествовал и
собирал все доступные сведения, и знания.
Интересовался, в частности, астрономией,
геометрией и арифметикой. Вавилонское
образование дало ему возможность познакомиться
с работами халдейских ученых. Традиция
гласит, что Фалес предсказал затмение
солнца, которое произошло 28 мая 585 г. до
н. э.
Интересной
является мысль, относящаяся к
разделению "небесной сферы". Согласно
Фалесу, она делится на пять
полос, из которых одна называется
арктической (она постоянно видима), вторая
полоса — летняя тропическая, третья —
равноденствия, четвертая — зимняя тропическая
и пятая — антарктическая (постоянно невидимая).
Во время
своих странствий в Вавилон
и Египет он знакомится с
местным сравнительно развитым земледелием,
которое способствовало формированию
определенных геометрических знаний.
Фалес, с чем согласно большинство античных
авторов, знания не только перенимал, но
и попытался упорядочить их в определенную
систему. Он сформулировал ряд положений,
касающихся, в частности, особых случаев
треугольника, например в случае равнобедренного
треугольника углы при основании равны.
До сих пор известна так называемая формула
Фалеса: «Все углы над гипотенузой (в случае
вписанного в окружность треугольника,
гипотенуза которого проходит через центр
окружности) являются прямыми».
Значительны
и его знания, касающиеся отношений
прямоугольных треугольников. Он
определил условия подобия треугольников,
имеющих общую сторону и два
угла, прилегающие к ней. Ему приписывается
также положение о подобных углах при
пересечении двух прямых.
Разносторонние
интересы Фалеса имели определенное
влияние на развитие его философского
мышления. Так, геометрия в то
время была настолько развитой
наукой, что являлась определенной
основой научной абстракции. Именно это
и повлияло на взгляды Фалеса, направленные
на постижение сущности мира.
Основой всего
сущего Фалес считал воду. Эта
мысль, как говорилось ранее,
появляется уже в до-философской
космогонии. Однако подход Фалеса полностью
от нее отличен. Воду он понимал не как
конкретную форму или персонификацию
мифологической силы, а как аморфное, текущее
сосредоточение материи. Учитывая математические
успехи Фалеса, можно полагать, что к определению
воды как основы всего сущего он подошел,
исходя из «материального разнообразия
путем метода абстракции». Не содержание
(оно безоговорочно материалистическое),
но способ и метод постановки и решения
проблем высоко оценивает в своей «Истории
философии» представитель идеалистической
философии Нового времени Г.-В.-Ф. Гегель:
«Фалесово положение, что вода есть абсолют,
или, как говорили древние, первоначало,
представляет собою начало философии,
так как в нем достигается сознание, что
единое есть сущность, истинное, что лишь
оно есть само по себе сущее. Здесь наступает
отделение от содержания нашего чувственного
восприятия; человек отходит от этого
непосредственно сущего. Мы должны стараться
забыть о том, что мы привыкли к богатому,
конкретному миру мысли...»
Согласно
Гегелю, философия в собственном смысле
слова возникает вместе с постановкой
вопроса о сущности, который не только
сформулирован, но и решен вне рамок методологии
и терминологии мифологического мышления.
Возникновение философии связано с определенным
уровнем абстрактного (рационального)
мышления, которое способно отразить действительность
иным способом, чем при помощи аллегории
или (мифологической) персонификации.
Для обозначения
первоосновы, первопринципа, из
которого возникает все остальное,
в греческой философии употреблялись
два термина: стойхейон, означающий элемент,
ядро, основу в логическом смысле слова,
и архэ, означающий первоматерию, прамате-рию,
исходное состояние вещей, древнейшую
форму в историческом смысле слова. «Вода»
Фалеса, таким образом, означает основополагающий
принцип как в смысле стойхейон, так и
в смысле архэ.
В праоснове
Фалеса, в «бесконечной воде»,
содержится и потенция дальнейшего
развития. Все остальное возникает
путем «сгущения» или «разрежения»
этой первоматерии. В этом противоречивом
понимании развития можно увидеть определенную
тягу к диалектической интерпретации
действительности.
С философскими
и астрономическими взглядами
Фалеса тесно связаны его мысли,
которые в наше время называют
геологическими и географическими.
О Земле Фалес полагал, что она имеет
форму диска. С пониманием воды как первоосновы
связан его взгляд на то, что Земля плавает
в бесконечной воде. Она имеет поры и отверстия.
Землетрясения он объяснял как колебания
Земли на взволнованной водет Рационалистическому
подходу Фалеса отвечает и его мысль о
том, что причиной наводнений на Ниле являются
пассатные ветры, которые «встречным напором
преграждают ему течение»3. (На самом деле
действительной причиной наводнений в
нижнем течении Нила являются тропические
дожди в верхнем и частично в среднем течении.)
Как видно,
стихийно-материалистические взгляды
Фалеса были тесно связаны
с развитием античной науки,
в частности математики и астрономии.
Фалес, однако, не избегал и
практической жизни. Диоген Лаэртский
говорил о нем: «Можно думать,
что и в государственных делах
он был наилучшим советчиком» 4. О его практичности
свидетельствует и следующий текста «...желая
показать, что разбогатеть совсем не трудно,
он однажды в предвиденье большого урожая
оливок взял внаем все маслодавильни и
этим нажил много денег» 5. Как мы увидим
далее, использование связи науки и практики
характерно не только для Фалеса и милетской
школы, но и для всего дальнейшего античного
материализма (и не только античного).
Другим выдающимся
милетским философом был Анаксимандр
(611—546 до н. э.). Подобно Фалесу, он
стихийно тяготел к материализму. Судя
по всему, был он учеником Фалеса.
По сохранившимся
фрагментам можно судить, что,
подобно Фалесу, он прежде всего
изучал природу. У него можно
найти мысли, которые углубляют
и развивают взгляды Фалеса, в
частности в области астрономии. В отличие
от Фалеса он не уделял большого внимания
геометрии. Некоторое время Анаксимандр
жил на острове Самос, где определенную
часть жизни провел и Пифагор. Диоген Лаэртский
о нем пишет, что «суждения свои он изложил
по пунктам в сочинении, которое было еще
в руках Аполлодора Афинского»6. Это говорит
о том, что свои взгляды он, видимо, объединил
в цельную систему, в виде которой их и
излагал.
Наиболее
интересным из его астрономических
взглядов является мысль о
том, что «Земля свободно возносится, не
будучи ничем связана, и удерживается,
так как отовсюду она одинаково отдалена»7.
Здесь заключен зародыш геоцентрического,
воззрения на вселенную. Он также говорит
о том, что Земля находится в постоянном
вечном вращательном движении, которое
служит источником тепла и холода.
Так же
как Фалес, Анаксимандр ставил
вопрос о начале мира. Он утверждал,
что «первоначалом и основой
является беспредельное (ареirоn),
и не, определял его ни как
воздух, ни как воду, ни как
что-либо иное. Он учил, что части изменяются,
целое же остается неизменным» 8. Фалес
относил все материальное разнообразие
мира к воде, Анаксимандр же уходит от
этой материальной определенности. Его
апейрон характеризуется как нечто безграничное,
неопределенное. «Анаксимандр провозглашает
безграничное началом и основным элементом
сущего и первый вводит это имя «начало».
Говорит, что это не вода, не одна из так
называемых стихий, но какая-то иная, неограниченная
природность, из которой возникают все
небесные своды и миры в них» 9. Апейрон
Анакси-мандра является безграничным
и неограниченным не только в пространственном,
но и во временном отношении.
Стихийное,
материалистическое понимание мира
Анаксимандром примерно такое
же, как и Фалесом. Его диалектический
подход тоже стихийный, но гораздо более
четкий. Приводимый фрагмент из Симплиция
констатирует, что он «объясняет возникновение
вещей не игрой стихий, но тем, что в вечном
движении выявляются противоположности»
10. Гегель в «Истории философии» отмечает,
что «из самого этого единого, согласно
Анаксимандру... выделяются содержащиеся
в нем противоположности» ". Таким образом,
у этого философа мы, видимо, впервые встречаемся
с осознанием значения противоположностей
по отношению к развитию.
У Анаксимандра
встречается проблематика, которую Фалес
лишь абстрактно обозначает, — проблематика
возникновения и формирования жизни: «Первые
животные зародились во влажном и имели
на себе покров с шипами. Но когда они вырастали,
выходили на сушу и, когда покров ломался,
жили еще краткое время» . Способность
жизни приписывается здесь непосредственно
определенному виду материи. Это воззрение,
характерное для представителей милетской
школы, можно определить как гилозоизм
(от греч. hyle — материя, dzoe — жизнь). Согласно
ему, вся материя живая. Следующим проявлением
стихийного материализма является тот
факт, что Анаксимандр к естественному
ряду развития животных относит и человека.
«^Говорит он также, что вначале человек
родился от животных другого вида» 13.
Мысли Анаксимандра,
таким образом, углубляют стихийно-материалистические
положения милетской школы, и в частности
ее ориентацию на диалектику. Третьим
выдающимся милетским философом является
Анаксимен (585—524 до н. э.). Он был учеником
и последователем Анаксимандра. Подобно
Фалесу и Анаксимандру, Анаксимен изучал
астрономические явления, которые, как
и другие природные явления, он стремился
объяснить естественным образом.
В определенном
смысле он укрепил и завершил
тенденцию стихийного древнегреческого
материализма поисков естественных
причин явлений и вещей. Сторонники подобных
взглядов в своем большинстве были представителями
прогрессивных общественных классов,
а их мысли формируют ядро нового мировоззрения,
которое возникает в борьбе против старого
религиозно-мифологического. Именно поэтому
они считают естественное объяснение
природных явлений важной задачей и прилагают
в этом направлении много усилий.
С этой
точки зрения Анаксимен, как
ранее Фалес и Анаксимандр,
выдвигает и решает вопрос
об основной, первоисходной причине
бытия и действия, о том, что является основой
мира. Он, как и его предшественники, первоосновой
мира полагает определенный вид материи.
Такой материей он считает неограниченный,
бесконечный, имеющий неопределенную
форму воздух. «Анаксимен... провозглашает
воздух началом сущего, ибо из него все
возникает и к нему все возвращается»14.
Из воздуха затем возникает все остальное.
Разряжение воздуха приводит к возникновению
огня, а сгущение вызывает ветры — тучи
— воду — землю — камни. Сгущение и разряжение
понимаются здесь как основные, взаимно
противоположные процессы, участвующие
в образовании различных состояний материи.
Естественное объяснение возникновения
и развития мира Анаксимен распространяет
и на объяснение происхождения богов.
«Анаксимен... говорил, что началом является
неограниченный воздух и что из него возникает
все, что есть, что было, что будет, божьи
и божественные вещи и что все последующее
возникнет из потомства воздуха» 15.