Мифы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:05, реферат

Описание работы

Мифы и сказания разных народов мира не протяжении многих веков передавались из поколения в поколение, развивались, усложнялись, совершенствовались, вбирая в себя коллективный опыт человечества и отражая его представления о миропорядке, нравственности и красоте.

Содержание

1. Введение.
2. Что такое миф? Виды мифов.
3. Взаимодействие мифа и общества.
4. Преставление мира в мифах.
5. Мифологические церемонии и действия.
6. Заключение.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

  Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной действительности. Однако, это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею "героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны секретно, слитно, что малодоступно другим средствам культуры XX века Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично.

       В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и, следовательно, используя условность, она может  достигать высокой гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер рецидива или являются механизмом реализации того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении. Мифология часто используется в XX веке как усилитель ценностей, обычно за счет их фетишизации. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпячивать.

4. Преставление мира в мифах.

  Интеллектуальное  своеобразие мифа проявлялось в  том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах, метафорах. “В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались космос и другие природные силы”. Эти черты чем-то роднят миф с мышлением детей, художников, поэтов. Вместе с тем в причудливой ткани мифологических образов заключалась, и обобщенная работа мысли — анализа, классификаций, особого символического представления мира как целого. В мифологии отсутствовали отчетливые разграничения мира и человека, мысли и эмоций, знаний и художественных образов, идеального и вещественного, объективного и субъективного. Человеческая мысль проведет эти различия позже. В мифологии же все слитно, не расчленено. Это — целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.

  “Природу  мифологического сознания нужно  осмысливать в рамках той исторической эпохи, в какой оно жило полнокровной жизнью, было основным способом понимания  мира. Миф выполнял многообразные функции”. С его помощью прошлое связывалось с настоящим и будущие формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалась духовная связь поколений. Мифология закрепляла принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживала, поощряла определенные формы поведения. Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.

  5. Мифологические церемонии и действия.

  Помимо  совокупности представлений, сопровождавшихся эмоциональными переживаниями, мифология включала в себя и специфические — магические, культовые — церемонии и действия. В ощущении своего бессилия перед могуществом природы человек делал предметом своего почитания, и поклонения ее стихии, окружающие вещи, растения, животных. Тень, упавшая от него на землю, наводила на мысль, что у него есть бестелесный двойник, а затем — о наличии в собственной осязаемой оболочке некоего духа, способного покидать ее и переселяться в других — людей или животных. Возникала и вера в духов, пребывающих во всех неодушевленных предметах — камнях, деревьях и т. д. Это душеверие, или анимизм (от латинского «анимус» — дух), известный английский ученый, историк культуры Эдуард Тейлор назвал «первой философией первобытного человека».

  Рядом с нею сосуществовала другая форма  мифологического сознания — тотемизм: убеждение в таинственной связи  между родовой группой и каким-либо видом животных или растений, вещью  или явлением природы. Выражение  «тотем» было заимствовано из языка одного североамериканского племени (оджибве), где «ot-otem» означает «его род», а также почитаемое родом животное. В тотемических верованиях нередко отражалось своеобразие жизни первобытных общин с особенностями их охотничьего быта.

  С подобными представлениями были связаны и разные «колдовские» действия в стремлении добиться желаемых результатов. Не о том ли говорят найденные в пещерах и на скалах рисунки, выполненные' рукой человека древнекаменного века — изображения зверей с вонзившимися в них дротиками? 
Американские индейцы перед отправлением на охоту, чтобы обеспечить успех, стреляли из лука в чучело медведя, сделанное из травы.

  Австралийцы считают, что удар по следу, оставленному человеком, вредит ему. Ритуальные манипуляции  с волосами или потными вещами, добытыми у кого-либо, по мнению верующих, способны определенным образом воздействовать на их владельца.

  В Египте испокон веков почитается черный бык с особыми белыми отметинами 
— в нем местные жители видят живое воплощение бога плодородия Аписа. 
Считается, что ритуальный бег такого быка по полю плодотворяет почву.

  Колдун  южноафриканского племени, чтобы вызвать  дождь, забирается на крышу своей  хижины и льет оттуда воду.

  У разных народов Африки, Азии и Америки  до сих пор сохраняются обычаи с отправлением обрядов, позволяющих-де приобщиться к могуществу природных стихий.

  Мифы  не объясняли природу вещей и  явлений, хотя вроде бы и предполагали попытку такого объяснения, — они  просто переносили на них в обобщенном виде наличный мир сугубо человеческих отношений. “Мифы толковали сущее через рассказ, исполненный действия, утоляя любознательность людей, чье мышление было еще конкретным, боги изображались как участники страстной и судьбоносной деятельности"[6]. Так, например, когда языческий ханаанейский бог жизни Баал и бог смерти Мот схватываются в яростном бою, то это событие волнует не только само по себе, но и тем, что исход его определяет, будет ли земля в течение длительного времени плодородной или бесплодной.

  Человек с таким сознанием не выделял  себя из природы — он отождествлял себя с нею. Реальное и фантастическое были слиты в его голове, не настало еще время резкого противоположения веры и знания, — религия, ставящая нечто сверхъестественное выше реальности, вне повиновения законам чувственного мира, в противоречие им, еще не вошла в этот дом — она только вызревала в «утробе» мифологического сознания, где все было сказочно, волшебно и чудесно.

  1. Заключение.

Итак, целая  эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних  цивилизаций была царством мифа, созданного воображением и разумом человека. Воображение – великий дар природы, драгоценное качество людей, их творческая энергия. Оно создало «Илиаду» и «Рамаяну», «Эпос о Гильгамеше» и «Энеиду». Оно создало Парфенон и величественные египетские пирамиды, ибо, до того как строители своими руками возвели их и сделали фактором реальности, они уже жили в мечте, в создании архитектора.

Сознание  древнего человека создало царство мифа. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.

Миф трактуется как важное социокультурное явление, сопричастное основным сферам общественной жизни, морали, религии, философии, искусству – с соответствующими духовными ценностями. В контексте мифа человек постоянно ощущал свое единство с природой, с социумом, Космосом как с некой целостностью, находящейся в единстве и взаимосвязи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы 

  1. Муравьёва Т.В. Сто великих мифов и легенд. М.: Вече, 2002.
  2. Философский энциклопедический словарь. Под ред. Л.Ф. Ильичева. М.: «Советская энциклопедия». – 1983
  3. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Издательство политической литературы, 1991.
  4. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996г., стр. 80-81. 

Информация о работе Мифы