Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:05, реферат
Мифы и сказания разных народов мира не протяжении многих веков передавались из поколения в поколение, развивались, усложнялись, совершенствовались, вбирая в себя коллективный опыт человечества и отражая его представления о миропорядке, нравственности и красоте.
1. Введение.
2. Что такое миф? Виды мифов.
3. Взаимодействие мифа и общества.
4. Преставление мира в мифах.
5. Мифологические церемонии и действия.
6. Заключение.
ПЛАН
1.Введение
...Для
того чтобы понять современное
состояние мысли, вернейший путь
— вспомнить, как человечество дошло до
него...
А. И. Герцен.
Мифы и сказания разных народов мира не протяжении многих веков передавались из поколения в поколение, развивались, усложнялись, совершенствовались, вбирая в себя коллективный опыт человечества и отражая его представления о миропорядке, нравственности и красоте.
Отличительное свойство мифов, по мнению большинства исследователей, заключается в том, что они создавались и бытовали в то время, когда все рассказанное в них принималось, как безусловная истина.
Среди ученых единого мнения относительно возникновения и сущности мифов нет. Существует множество теорий, в которых мифы истолковывались как символическое изображение природных явлений, как воспоминание об исторических событиях, как магические тексты, сопровождающие обряды, как отражение процессов, происходящих в человеческой психике. Как бы там ни было, но сила эмоционального воздействия мифов на человека бесспорна. Уже многие века мифологические образы влияют на развитие культуры и искусства разных стран, являются одним из источников вдохновения поэтов, художников, композиторов.
Действие в мифах происходит в давние – «изначальные» времена. Это не просто отдельная эпоха, а особое «правремя», не поддающееся обычному хронологическому определению.
В
мифах и сказаниях разных народов
часто встречаются схожие сюжеты,
образы, ситуации – «бродячие», как
определяют их литературоведы сравнительно-исторического
направления. О причине этого
явления среди учебных
Нелепо
было бы видеть в них лишь досужие
выдумки, игру живого ума, капризы «чистой
мысли», нет, то были попытки разобраться
во всем сущем, в загадочных предметах
и таинственных явлениях, как бы вжиться
в них, внедриться вглубь со своими эмоциями
и первыми логическими суждениями, чтобы
понять непонятное изнутри. Яркие образы
и смелые метафоры подменяли подлинность
мира, но за ними все же была конкретная
реальность, смысл которой и свою связь
с нею силился определить человек. И в
мифах мы нет ничего случайного, ненужного,
произвольного или надуманного.
По традиции, видим в них лишь небывальщины,
надуманные истории о Богах и героях, живших
якобы в глубочайшей доисторической древности,
о происхождении мира и жизни на Земле
и т. д., и само греческое
«мифос», которым было обозначено данное
явление культуры, переводится как «сказание»,
«сказка», «вымысел». Но, по существу, имеем
дело не с жанром словесности, а с фактом
особого мироощущения, которому была придана
словесная форма — песенная, ритуально-обрядная,
сюжетно-повествовательная.
В этой форме природное или общественное
явление, воспринятое эмоционально, подавалось
как действие или состояние божества или
легендарного героя, и видели в нем не
художественный фиктивный образ, а реально,
телесно мыслимый феномен.
2. Что такое миф?
В обыденном понимании – это прежде всего античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних Богов и героев – Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших «золотое руно», Троянской войне и злоключениях Одиссея.
Миф – это первобытная форма духовного освоения мира, в которой с помощью фантазий или воображения преодолевается ограниченность, возможности общества в борьбе со стихиями – природной и социальной. Миф чаще всего понимается как способ освоения, моделирования мира и человека путем фантазии и воображения с привлечением символических, художественно-образных средств.
Характерными признаками мифов является:
---- синкретизм
– нерасчлененное единство
---- олицетворение или персонификация природных явлений - перенесение на природу человеческих свойств;
---- натурализация человека - восприятие его как существа, генетически связанного с природой.
Среди множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов:
Космогонические
мифы
Мифы
о происхождении мира и Вселенной
Делятся на 2 группы:
Мифы
развития:
эволюцией, превращением некоего бесформенного первоначального состояния, предшествующего миру и Вселенной. Это могут быть хаос (древнегреческая мифология), небытие (древнеегипетская, скандинавская и др. мифология). «…… все было в состоянии неизвестности, все холодное, все в молчании: все бездвижное, тихое, и пространство неба было пусто…….» - из мифов Центральной Америки. |
|
Очень
часто эти мотивы сочетаются в
одном мифе: подробное описание первоначального
состояния завершается
Антропогонические мифы
Мифы о происхождении человека и человеческого общества
Являются
составной частью мифов космогонических.
Согласно многим мифам, человек сотворяется
из самых разнообразных
Мифы от культурных героях
Мифы о происхождении и введении тех
или других культурных благ
Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнём – иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода – древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе – «мыслящий прежде», «предвидящий») наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы Богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения – орёл выклёвывает ему печень, ежегодно вырастающую вновь.
Эсхатологические мифы
Мифы
о «конце света», конце времён
Повествуют о судьбе человечества, о пришествии «конца света» и наступлении «конца времён». Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском «Апокалипсисе»: грядет второе пришествие Христа – Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подтверждающий Суду живых и мёртвых. Наступит «конец времён», и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.
3. Взаимодействие мифа и общества.
Миф - многослойное я полифункциональное образование. Складываясь в условиях первобытнообщинной формации, нерасчлененный стихийный коллективизм, который порождает перенос на всю действительность «непосредственно данных» человеку „естественных" отношений родовой общины, он предстает перед нами как описание некоторой совокупности фантастических существ, образующих общину, связанную кровным родством. Природно-космические, социальные, и производственные функции распределены между этими существами. При этом мифическое повествование принимается мифическим субъектом совершенно не критически, выступая как правда, сколько бы ни неправдоподобно оно выглядело. Миф, следовательно, выступает для этого субъекта как вполне реальный «мир», может быть даже более реальный, чем мир обыденный. Но в то же время это мир отрешенный отчужденный от повседневного мира. Он одновременно и наглядный, чувственно данный и волшебный, сказочный и индивидуально-чувственный и абстрактно-обобщенный и очевидно достоверный, практически-действенный и сверхъестественный. Главная его функция - регуляция общественной жизни в эмпирическом многообразии, и он выступает здесь как сама жизнь, где слились воедино социальные, идеологические и даже физиологические аспекты. Иначе говоря, мифология - это форма духовного освоения мира. Именно поэтому она, преодолевает, подчиняет и преобразовывает силы природы в воображении и при помощи воображения, она исчезает, следовательно, вместе с наступлением действительного господства над этими силами природы".
Для того чтобы эти возможности в достаточной мере реализовались, потребовалось длительное развитие общества и самого первобытного сознания. Потребовалось, в частности, чтобы род мог стать над родом, „благородный над подлым", а индивид достаточно выделился из рода, став действительным субъектом труда, общественной жизни и познания, конечно, в той мере, в какой это допускал уровень развития общества и личности. Такое развитие происходит на протяжении огромного промежутка времени, когда завершается развитие первобытно-общинной формации и открывается эпоха раннего рабовладения. В это время осуществляется переход от собирающего и охотничьего хозяйства к производящему, от камня к металлу, а от фетишизма к анализу.
Процесс разложения мифа и перехода от него к иным формам общественного сознания четко прослеживается именно в Греции. Исходный пункт этого процесса - мифология, представленная уже во вторичной форме эпоса, а также в „Теогонии" Гесиода и примыкающих к ней других авторов, сохранявшихся в отрывках.
"Природу
мифологического сознания
С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны рождения и смерти коренные вопросы всякого мировоззрения. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения — религия и философия.
Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь это бытие природы или общества. Если миф выступает как, единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную связь от причинно-следственной). Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов.