Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 13:45, контрольная работа
Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных. мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества.
1. Понятие и классификация мифов; их связь с религией, ритуалами и практикой жизни. 2
1.1. Понятие мифа. 2
1.2. Классификация мифов. 3
1.3. Связь мифологии с религией и ритуалами. 8
1.4. Связь мифов с практической жизнью. 16
2. Современное социальное мифотворчество. 17
2.1. Миф о коммунизме. 17
2.2. Миф о культе личности. 20
2.3. Мифы виртуальной реальности. 24
Список литературы. 26
В сознании большинства российских
граждан представления об И.В. Сталине
составляют развитый и хорошо освоенный
миф, образы которого до настоящего периода
позволяют этому большинству
оценивать и объяснять
Уже к середине тридцатых годов XX века усилиями отечественных и даже зарубежных писателей и других деятелей культуры при направляющей роли Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), сокращённо, ВКП (б), был сформирован миф об Иосифе Сталине, образами которого в общественном сознании были представления о нём, как об «Отце народов», «Учителе», «Гении всех времён»[2], величайшем руководителе великого Советского Союза.
Существовало много
В процессе анализа этих данных приходилось учитывать, что и свидетельства очевидцев, и содержание документов никогда не могут объективно отражать исторические события и факты, потому что восприятие и особенно описание социальной реальности индивидами всегда структурируется их социальными идентичностями, социальными позициями и социальными статусами. В современном обществе существенное влияние на свидетельства очевидцев и содержание документов оказывают также средства массовой информации, которые формулируют проблемы и определяют представления о социальных явлениях, навязывая своим аудиториям определённое видение социального мира. Такое воздействие средств массовой информации на сознание индивидов было заметно уже в 20-е-30-е годы ХХ века, а в настоящий период существенно усилилось в результате массового использования телевизионных и иных современных информационных технологий.
Успешное распространение
и рост устойчивости мифа об И.В. Сталине
в общественном сознании в период
его правления Советским Союзом
во многом определялись целенаправленным
разрушением в советском
После смерти Иосифа Сталина
5 марта 1953 года началось изменение
отношения у руководства страны
к его личности и к периоду
его правления Советским
Однако в партии публичных обсуждений культа личности не было. Пленумы ЦК КПСС, проведённые в 1954-55 годах, не принимали никаких резолюций по поводу культа личности и не рассматривали тезисов доклада Хрущёва на предстоящем съезде КПСС. А в Тезисах ЦК КПСС, посвященных 38-летию Октябрьской революции, опубликованных в советской прессе перед 7 ноября 1955 года, утверждалось, что партия и страна готовятся «достойно встретить ХХ съезд партии, следуя по пути, указанному Лениным и Сталиным».
для разрушения сталинских мифов в своём докладе на ХХ съезде КПСС Н.С. Хрущев создал собственные, новые, о чём свидетельствует представление им в некоторых случаях просто явно ложной информации, логически и эмоционально подтверждающей эти новые мифы. К сожалению, некоторые из этих мифов сохраняются в сознании российских граждан и элиты до сих пор. А сам период после XX съезда КПСС усилиями многих видных советских литераторов и публицистов был сформирован в особый миф, названием которому послужило заглавие романа Ильи Эренбурга «Оттепель», написанного в 1953-1955 годах, но опубликованного в 1956 году. Образ оттепели, наступившей после затяжной и мрачной идеологической и политической зимы сталинского режима, стал с тех пор привычным в советской, а потом и в постсоветской литературе.
Н.С. Хрущёв ложно утверждал, в частности, что в период 1935-1937-1938 годов «сложилась практика массовых репрессий по государственной линии» против «врагов народа». Но практика таких репрессий началась много раньше, ещё при ленинском руководстве страной, в период Гражданской войны и в двадцатые годы, а продолжалась до самой смерти И.В. Сталина.
В описании принятия Сталиным решений по руководству военными операциями в 1942 году в районе Харькова Хрущёв утверждал, что «Сталин операции планировал по глобусу». Это была явная ложь, и присутствовавшие в зале заседаний высшие военачальники хорошо это знали. Хрущёв пытался доказать, что вся ответственность за катастрофу Красной Армии в 1942 году под Харьковом, под которым были окружены и уничтожены крупные группировки численностью в сотни тысяч человек, лежит исключительно на Сталине. Факты и сохранившиеся архивы показывают, что ответственным за эту катастрофу был и сам Хрущёв, и командующий Юго-Западным фронтом Семен Тимошенко, и член Военного совета этого же фронта Иван Баграмян. Вполне возможно, что Хрущёв пытался снять таким образом с себя ответственность и за личное участие в репрессиях, в частности, на Украине перед войной, в которой он с января 1938 года руководил республиканской компартией, и за поражения советской армии в первый период войны, к которым он был причастен.
Для того, чтобы новые, формируемые
им мифы выглядели максимально
Сформированный Н.С. Хрущёвым миф о культе личности И.В. Сталина, искажал действительность, скорее скрывал от советских граждан реальные мотивы действий руководителей страны как в период сталинского правления страной, так и после его смерти. Согласившись с оценками сталинского периода, высказанными Хрущёвым в его докладе, делегаты XX съезда КПСС вряд ли могли предвидеть все последствия своего выбора. Они, в частности, подтвердили категорический запрет репрессий руководящих работников, что на практике превратилось в избавление до окончания советского периода партийных и государственных руководителей не только от методов физического воздействия на них и от репрессий, но и от судебных преследований, от любой ответственности за свои действия и принимаемые ими решения вообще. С тех пор высокопоставленные государственные и партийные деятели стали неподсудными и фактически вне власти закона.
Образы мифа о событиях сталинского периода развития СССР, представленного в докладе Н.С. Хрущёва, подменили понимание причин формирования сталинского политического режима и эффективности методов государственного управления того периода. Поэтому в практике политической деятельности и государственного управления даже современной России можно обнаружить некоторые особенности, сходные с практиками периода культа личности Сталина.
Информационное общество оказывается наиболее приспособленным для мифологизации политической жизни, поскольку одной из главных функций мифологического видения мира является снятие и сглаживание противоречий, замена фундаментальных противоположностей на другие менее резкие и более приемлемые для сознания.
Информационные технологии,
используемые в СМИ и международных
информационных сетях и системах,
выполняют одну из главных функций
по формированию мифологического видения
мира. В виртуальной реальности реальные
факты, противоречащие мифологической
картине мира, отвергаются как
несущественные или несуществующие,
зато все остальные сведения и
сообщения используются в качестве
подкрепляющей аргументации для
восхваления добродетели и
Непоколебимость мифологизированных представлений о каком-либо явлении или процессе обусловлена тем, что миф всегда отождествляет явление с моральным идеалом, поэтому любая критика и объективный анализ бессмысленны, так как миф, слившийся с моральным идеалом, сам становится высшей инстанцией любых оценок. В России традиция создания политических мифов особенно сильна. Во многом она связана с традиционным православием, заимствованным из Византии с ее культом канонизированных святых. Переход от культа святых к культу пророков, монархов, вождей, генсеков, президентов характеризовался формированием в политике таких традиций как персонификация и сакрализация власти, резким делением общества на «верх» и «низ», распространением мифов как основного средства манипулирования массовым сознанием для поддержания природного и социального порядка и контроля. Мифы, внедряемые в сознание, могут менять структуру мировоззрения или заменять целостное мировоззрение фрагментарным, что приводит к неадекватному искаженному пониманию реальности и даже психическим сдвигам.
Электронные средства массовой информации сформировали новую информационную культуру, в которой стал развиваться синтез текста, аудио- и видео-модальностей восприятия личностью окружающей действительности. В результате возникла новая виртуальная реальность, в которой в едином цифровом пространстве заключены все формы культурного наследия, наше настоящее и наше будущее. Виртуальная реальность трактуется достаточно произвольно. В религиозных практиках она рассматривается как потустороннее бытие, когда последнее оказывается за пределами научного рассмотрения. В контексте мировых религий это понятие определяется восприятием конечного состояния человека и человечества (апокалипсис), что оказывает определенное воздействие на массовое поведение людей.
Для понимания механизмов информационного воздействия на массовое, групповое и индивидуальное сознание целесообразно обратиться к категории «инфологема». Инфологема - это некачественная или ложная информация, создаваемая для замещения базовых фактов артефактами. Инфологемы появляются как результат неосознаваемых заблуждений или сознательных, целенаправленных манипулятивных воздействий. Они обладают способностью к расширенному воспроизводству, самоумножению и складыванию в системы. Инфологемы воздействуют на человека в течение практически неограниченного времени, поскольку легко попадают в информационный фонд и тезаурусы. становятся их элементами и в качестве таковых участвуют в формировании искаженной картины мира в сознании людей. Инфологемы формируют устойчивые стереотипы индивидуального и социального поведения и способны дезориентировать целые поколения. Значительная часть социально-психологических инфологем имеет в своей основе единство двух присущих человеку особенностей: ксенофобии, ненависти к иному (чужаку) и стремление наити врага - виновника всех бед.
Инфологемы, как и любые виртуальные мифы ( идеологические, политические, социальные) активны и агрессивны. Они энергично вытесняют достоверную информацию. оставаясь правдоподобными, но ложными по существу. Именно поэтому сплетни и слухи в области политики успешно формируют стандарты неадекватного поведения людей, помогают отвлечься от неприятной социальной реальности, снять фрустрацию и обеспечить некую видимость психологического комфорта.