Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 22:17, реферат
Происхождение философии – одна из удивительных загадок истории культуры. Философия вырастает из глубокой духовной потребности, из забот и тревог человека. Но с точки зрения обыденного сознания она «бесполезна», потому что не учит никакому практическому ремеслу, ее нельзя непосредственно воплотить ни в гражданской жизни, ни в технике. Есть много наук, более полезных, чем философия, - писал в «Метафизике» Аристотель, - но нет науки, более прекрасной, чем она.
Введение...........................................................................................................3
Происхождение философского сознания............................................4
Мифология, ее предфилософское значение........................................9
Религия, ее предфилософское значение.............................................12
Заключение......................................................................................................24
Список литературы...............
♦ миф как поэзия древних и поэзия вообще,
♦ миф как аллегория,
♦ миф как сознательная конструкция, призванная правильно воспитывать людей «методом от противного»,
♦ миф как бессмысленный полет фантазии, как пустое воображение,
♦
миф как неправильно
♦ миф как историческая память о деятельности великих людей, ставшая фактором властно-идеологических отношений общества,
♦ миф как символ,
♦
миф как продукт синтеза
♦ миф как результат врожденной установки на обожествление мира,
♦ миф как языческое извращение христианского учения,
♦ миф как философия древних,
♦ миф как жанр народного фольклора,
♦ миф как заблуждение в процессе познания,
♦ миф как орудие власти,
♦ миф как недопонимание Бога,
♦
миф как поэтическая «
♦ миф как «поэтическая абсолютность» в определенных культурно-исторических условиях,
♦
миф как выражение
♦
миф как символизм
♦
миф как важнейшая часть
♦ миф как особая форма древней культуры, специфика которой постигается конкретно-научным познанием (в рамках определенных философских оснований, мировоззренческих и методологических установок) и др. Каждая эпоха видела миф своими глазами. Все эти концепции отражали отдельные закономерные стороны мифологии, однако они еще далеки от раскрытия глубинных субстанциальных оснований миротворчества, придающих ему внутреннюю целостность и единство. Неразвитость представлений об обществе, особенностях его духовной культуры, духовного производства и духовного творчества, о сознании, его структурах и функции, о различии научного и поэтического творчества, о бессознательных аспектах духовности и др. придавали концепциям мифа односторонний характер. Каждая из таких концепций непосредственно опиралась лишь на некоторые мифоэмпирические данные, «высвечивающиеся» определенным философским мировоззрением и имевшие в нем смысл, игнорируя при этом как бессмысленную ту эмпирию, которая не охватывалась данным мировоззрением.
Таким
образом, мифология играла огромную
роль в жизни людей на ранних стадиях
их развития. Мифы утверждали принятую
в данном обществе систему ценностей,
поддерживали и санкционировали
определенные нормы поведения. И в этом
смысле они были важными стабилизаторами
общественной жизни. этим не исчерпывается
стабилизирующая роль мифологии. Главное
значение мифов состоит в том, что они
устанавливали гармонию между миром и
человеком, природой и обществом и, таким
образом, обеспечивали внутреннее согласие
человеческой жизни.
3. Религия, ее предфилософское значение
На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия. А каковы же были взаимоотношения мифологии и религии и в чем состоит их специфика при разрешении мировоззренческих вопросов?
Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако религия имеет свою специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например, таких, в которых преобладает разделение мира на естественный и неестественный) и не в особом отношении к этим мировоззренческим конструкциям(отношение веры). Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.
Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно-практический характер. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т.д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.
Слово «религия» происходит от латинского слова «religio». Оно включает в себя несколько взаимосвязанных значений. Первоначально оно, видимо, означало страх или благоговение перед Богом или богами, а позднее стало относиться к ритуалам, посвященным им. Но все же есть некоторая неясность относительно того, откуда происходит слово «religio». Может быть, оно имеет своим истоком глагола «relegere» - «собирать воедино» или «передавать повторно». Если бы это было так, то это означало бы, как сказали бы некоторые, что религия одержима установлением обрядов и ритуалов и размышлениями о прошлых обрядах и установившемся порядке. Однако большинство людей, занимающихся изучением религии, считает, что слово «религия» происходит от глагола «religare», означающего «связывать вместе». Это подчеркивает потребность религии в общности. Религия – это не столько личное благочестие, хотя это тоже имеет место, сколько то, что объединяет людей общими обрядами, ритуалами и верованиями.
Так же, как и первоначальное значение слова «religio» окутано тайной, так и значение самых ранних человеческих проявлений религии тоже неизвестно. Конечно, религиозная история человечества берет начало в самые древние времена. Существуют свидетельства того, что доисторические люди верили в жизнь после смерти. Например, красная охра использовалась неандертальцами для окраски костей умерших, захороненных 150 тыс. лет назад, и, возможно, для ритуальных целей.
К середине третьего тысячелетия до н.э. человеческое благоговение пред богами было запечатлено в искусстве и архитектуре. Возможно, Шумер и Египет были первыми местами, где началось первое творчество, по крайней мере, с использованием материалов, сохраняющихся на протяжении многих веков. Есть аналогичные свидетельства и в Китае, относящееся приблизительно к тому же периоду.
Каковы же истинные цели религии? В наши дни не принято интерпретировать религию с одной точки зрения. Действительно, неумно и неправильно так поступать, поскольку тем самым огромное многообразие религиозных явлений преуменьшается или игнорируется. Существует убеждение в том, что религия указывает на явление вне ее самой и земного существования; на то, что теисты называют Богом, хотя буддисты, индусы и многие другие используют иную терминологию.
Во всех основных религиях считается, что жизнь значительно больше того, что мы видим. Пять чувств – зрение, слух, обоняние, вкус и осязание – воспринимают и интерпретируют земное существование. Иногда на людей нисходят озарение, и им открывается другое преобразующее и трансцендентное измерение.
В современном западном мире возникло мнение, что трансцендентное измерением религии можно пренебречь как фантазией людей, которые знали о реальности меньше, чем мы знаем теперь. Современные чувства неудовлетворенности религией на Западе не является чем-то новым, хотя раньше, исходя из истории человечества, это была позиция меньшинства людей. Некоторый скептицизм в отношении религии существовал еще в Древней Греции и Древнем Риме. Как пишет Платон, в V веке до н.э., Протагор выдвинул тезис о том, что «человек есть мера всех вещей». Известно, что его выслали из Афин, а его книгу сожгли на рыночной площади за то, что он отверг городских богов. Он говорил : «Что касается богов, я не знаю, существуют они или нет, я не знаю также, в каком виде они существуют, потому что знать это мешает многое : неясность смысла и скоротечность человеческой жизни».
Откуда же произошла религия? Упадок религии на Западе начался в XIX веке со стремлением ученых, занимающихся религиозными исследованиями, выяснить вопрос о происхождении религии. В наше время большинство непредвзято мыслящих ученых признают, что невозможно открыть тайну происхождения религии, как в смысле определения самого раннего момента появления религии, так и в раскрытии значимости этого момента в постижении цели и истины религиозной жизни. невозможность определить начало зарождения религии и значения этого в те времена объясняется тем, что происхождение религии скрыто в глубинах истории – начиная с доисторического периода, до возникновения письменности, и до того времени, когда древние люди стали изготавливать предметы материальной культуры, способные вынести испытание временем. Тем не менее многие из тех, кто пытался решить эту проблему, полагали, что они могут объяснить происхождение религии как возникновение из нетрансцендентного источника.
Несмотря на невозможность решения этой задачи, в XIX веке европейские ученые продолжали исследования в области происхождения религии. Зачем предпринимались такие попытки? Это было частью более широкого исследования, темой которого было происхождение человечества и сущность человеческого бытия.
В действительности на эти поиски сильно повлиял модный тогда скептицизм в отношении существования Бога или какого-либо иного трансцендентного измерения или измерений жизни. многие из этих ученых полагали, что хотя люди выражали религиозные чувства, ссылаясь на такую реальность, фактически обряды и верования лишь отражали их проблемы внутри обществ и групп. Очень часто поборники этой идеи полагали, что установление происхождения религии объяснило бы религию как занятие, в центре которого находится человек, и которое будучи важным компонентом жизни первобытных людей, не соответствует взглядам образованных и рациональных современных людей. Таким образом, эти поиски оказались далеко не объективными. Проблема доверия к религии в современном Западном обществе состоит в том, что многие атеисты считают, что такие исследования были объективными и «научными», несмотря на многочисленные факты, свидетельствующие об обратном. Многие из тех, кто проводил эти исследования, стали основоположниками современных дисциплин – социологии, антропологии и психологии, или были зачинателями такого значительного политического движения как коммунизм, или внесли вклад в развитие естественных наук.
Сейчас учеными, занимающимися исследованиями в области религии, предпринимаются попытки интегрирования антропологии.
Каким же предстаёт мир в религиозном сознании?
Прежде всего религиозному сознанию ведомы цель и смысл существования мира и человека в нём — в пределах конкретной мировоззренческой картины. Основу этой картины в свою очередь составляет представление о существовании двух (или более) миров: мира зримого, земного, человеческого и мира незримого, духовного, божественного. У каждого из этих миров есть своя история, свои законы, и в каждом из них действуют люди или другие сущности, и каждый имеет свое символическое выражение.
Практически все религии сходятся на том, что нынешнее состояние мира и самого человека ненормально, человек должен быть “спасён”. Спасён от чего? Спасать тело бессмысленно, поскольку весь опыт человечества говорит о том, что тело умрёт. Но зачем же тогда живёт человек и как находит он силы жить, зная о конце, которого не избежать? Многие религии учат, что земная жизнь человека есть жизнь временная. Одни религии воспринимают её как страдание и соответственно учат спасению от жизни другие учат спасению от смерти, но смерти куда более серьезной, чем смерть тела, — от смерти души. Представление о душе, дарованной Богом, о её бессмертии, о том, что духовное совершенствование важнее мирских забот, — основная составляющая часть многих религий.
Наличие многих религий неизбежно приводит к вопросу о том, какая же из них истинна. Ведь Истина должна быть одна, а религий — много. Не значит ли это, что верна лишь одна из них, а другие — вредны и ложны? Для исповедующих любую веру естественно считать свою религию единственно верной, а все прочие — неистинными, не ведущими к подлинному спасению.
Рассмотрим 3 главные религии мира: буддизм, ислам, христианство и систему их ценностей.
Буддизм—самая древняя из трех мировых религий. Он «старше» христианства на пять веков, а ислам «моложе» его на целых двенадцать столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы и Америки.
Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой он следует, и вы получите ответ, что более двух с половиной тысяч лет назад ее возвестил людям Шакьямуни (отшельник из племени шакьев). В любой посвященной буддизму книге вы найдете основанный на религиозной традиции рассказ о жизни странствующего проповедника Сиддхартхи, прозванного Шакьямуни и назвавшего себя Буддой (санскр. buddha), что означает «просветленный высшим знанием», «осененный истиной».
Информация о работе Мифология и религия как истоки философии