Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:39, контрольная работа
Миф – всемирно-историческое явление; это и заставляет относится к нему серьезно, даже тогда, когда у современного человека он вызывает лишь снисходительную усмешку: «Сказки!». И как только такое снисходительное отношение к мифологии сменилось попытками научного подхода, люди получили о себе массу знаний. Оказалось, что исследование мифологии – вовсе не сочинение «сказок о сказках»: исследуя миф, человек и лучше узнает свое детство, и может лучше разглядеть свое будущее.
Введение
1. Миф как наиболее ранняя форма духовной культуры
2. Особенности мифологического мышления
3. Мифология как предшественник и антипод философии
4. Элементы мифологии в общественном сознании XX века
5. Список используемой литературы
Эти
и другие особенности первобытного
мышления превращают мифологию в
очень своеобразную символическую (знаковую)
систему, в терминах которой воспринимается
и описывается весь мир. Миф объясняет
«все», ибо для него нет непознанного и
неизвестного. Он является наиболее ранней,
а для современного сознания – архаичной
формой мировоззрения.
3. Мифология как предшественник и антипод философии
Миф
в собственном смысле слова –
как целостный тип сознания, особая
форма жизни первобытных
В поиске ответов на вопросы миропонимания, поставленные в мифологии, творцы религии и философии избрали в принципе разные (хотя и поныне иногда тесно сближающиеся) пути. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, поиску веры в философии были вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Философская мысль заявила о себе как поиск мудрости.
По
отношению к философскому мировоззрению
дофилософские (дорациональные) мировоззренческие
формы и исторически и логически оказываются
им необходимым, естественным предшествием.
Мифологическое сознание было сознанием
глубокой, интимной связи человека и природы
в эпоху родового строя. Религиозное сознание
(если говорить о его самой ценной, гуманистической
стороне) было первым человеческим взглядом
в вечность, первым сознанием единства
человеческого рода, глубоким прочувствованием
универсальной целостности бытия. Но подлинный
переход от религиозно-мифологических
представлений о мире к его философскому
пониманию означал замену произвольного
(фантастического, вымышленного) логически
обоснованным, выводным знанием, опирающимся
на человеческий разум как на самое надежное
и естественное средство познания.
4. Элементы мифологии в общественном сознании XX века
Так или иначе, общество с мифологическим сознанием – это общество прошлого. Вернуть его к жизни в том виде, в котором оно существовало в течение тысячелетий, - невозможно. Однако мифологическое сознание не умирает бесследно, как не умирают никакие порождения идейной эволюции человека.
В наше «просвещенное» время, пожалуй, уже никто не верит в «трех китов», на которых держится Земля, либо в змия-искусителя, ввергшего в смертный грех прародителей человечества. Но зато в широком сознании масс творятся и живут иные, не менее, а может быть, и более иллюзорные идеи (с полным основанием их следует признать идеями мировоззренческими): о расовом и национальном превосходстве, о непогрешимости некоторых политических партий и бесконечной мудрости их вождей, о коммунизме, к которому ведут «все дороги» и пр. Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится – можно назвать такое мировоззрение (или такую систему взглядов на объективный мир и на место в нем человека), которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», ибо для него нет непознанного и неизвестного.
Мифологический
стиль мышления, тесно связанный
с очеловечиванием явлений
Как
и любое общественное явление, современное
околонаучное мифотворчество имеет
вполне определенные объективные причины.
Правда, вырастает оно не в результате
очеловечивания природы, а вследствие
необоснованного
Одна
из главных причин, породивших во второй
половине ХХ столетия очередную волну
мифотворчества, - кардинальные изменения
научной картины мира, вызванные
революциями в физике в начале
века, а затем и в астрономии.
Человек как общественное существо
во все времена испытывал
Поэтому
люди, далекие от науки, нередко пытаются
«достраивать» картину мира на свой
лад, преодолевая неясное и
Как отмечал еще К.А. Тимирязев, в процессе научного исследования можно выделить три основных этапа: вначале интуиция (догадка), затем доказательство и, наконец, эксперимент. На двух последних этапах мифу места нет. Современный околонаучных миф рождается, вырастая из научного знания в той области, где точное знание кончается, то есть в области догадок и сомнений.
В механизме формирования научных гипотез и околонаучных мифов есть нечто общее. И гипотезы и мифы возникают в результате необходимости преодоления недостатка конкретных данных, фактов, неполноты информации, отсутствия точных знаний о каком-либо предмете, попыток распространения имеющихся знаний на неизведанные области.
Однако на этом аналогия и заканчивается. Если научные гипотезы подвергаются многократной всесторонней, объективной проверке, то с мифом дело обстоит иначе – любые новые факты сторонники мифа стремятся истолковать в его пользу. И так может продолжаться до тех пор, пока в науке не будет получено достаточно полное решение той проблемы, которая послужила источником мифа, и это решение не будет освоено массовым сознанием. Когда это происходит, миф обычно умирает.
У
современного околонаучного мифотворчества
есть и глубокие социальные корни. Мы
живем в сложном, быстро меняющемся
мире, вписаться в который человеку
с каждым годом становится все
труднее. Над человеком нависла
угроза самоубийственной термоядерной
войны, уничтожения окружающей среды.
Все это заставляет некоторых
людей искать утешения в мифологических
иллюзиях.
5. Список используемой литературы
1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2004г.
2.
Энциклопедический словарь «
3. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978г.
4.
А.А.ИВАНОВА, В.К.ПУХЛИКОВ (Московский институт
тонкой химической технологии) (Российская
академия наук) ИСТОPИЯ ФИЛОСОФИИ КАК ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ (запись
на диске)
5. А.Ф. Лосев. Диалектика мифа. (запись на диске)
6.
В.Н. Комаров. Наука и миф.
М.: «Просвещение», 1988г.
Информация о работе Миф как наиболее ранняя форма духовной культуры