Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:02, реферат
Процесс познания – это исторический процесс деятельности человека, содержанием которой является отражение объективной действительности в нашем сознании.
Цель данной работы – изучить методы научного познания. В рамках достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты методов научного познания;
2) сравнить методы эмпирического и теоретического уровней познания;
3) рассмотреть классификацию методов познания.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Классификация методов научного познания…………………………..5
2. Эмпирические и теоретические уровни научного познания………….9
1) методы, применяемые на эмпирическом уровне познания………15
2) методы, используемые на теоретическом уровне познания……...18
3. Заключение……………………………………………………………22
4. Список литературы…………………………………………………….24
2) Методы познания, используемые на теоретическом уровне.
Это, в частности, абстрагирование - метод, сводящийся к отвлечению в процессе познания от каких- то свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны. Результатом абстрагирования является выработка абстрактных понятий, характеризующих объекты с разных сторон. В процессе познания используется и такой прием, как аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений. С этим приемом связан метод моделирования, получивший особое распространение в современных условиях. Этот метод основан на принципе подобия. Его сущность состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект. Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект либо труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно и т.д. Различают ряд видов моделирования:
1). Предметное
моделирование, при котором
2). Аналоговое
моделирование, при котором
3). Знаковое моделирование, при котором в роли моделей выступают схемы, чертежи, формулы.
4). Со знаковым тесно связано мысленное моделирование, при котором модели приобретают мысленно наглядный характер.
5). Наконец, особым видом моделирования является включение в эксперимент не самого объекта, а его модели, в силу чего последний приобретает характер модельного эксперимента. Этот вид моделирования свидетельствует о том, что нет жесткой грани между методами эмпирического и теоретического познания.
Так, например, когда начала развиваться авиация, великий русский ученый Н.Е.Жуковский предложил исследовать поведение самолета в аэродинамической трубе, используя уменьшенную копию самолета. Позже советский академик М.В.Келдыш предложил математическую модель поведения самолета в различных неблагоприятных условиях.
С моделированием
органически связана
Существенное место в современной науке занимает системный метод исследования или (как часто говорят) системный подход. Этот метод и стар и нов. Он достаточно стар, поскольку такие его формы и составляющие, как подход к объектам под углом зрения взаимодействия части и целого, становления единства и целостности, рассмотрения системы как закона структуры данной совокупности компонентов существовали, что называется от века, но они были разрозненны. Специальная разработка системного подхода началась с середины ХХ века с переходом к изучению и использованию на практике сложных многокомпонентных систем. Системный подход - это способ теоретического представления и воспроизведения объектов как систем. Основные понятия системного подхода: "элемент", "структура", "функция" и т.д. В центре внимания при системном подходе находится изучение не элементов как таковых, а прежде всего структуры объекта и места элементов в ней. В целом же основные моменты системного подхода следующие:
1). Изучение
феномена целостности и
2). Исследование
закономерностей соединения
3). В
тесной связи с изучением
4). Исследование
генезиса системы, ее границ
и связей с другими системами.
Особое место в методологии
науки занимают методы
Среди них важное место занимает объяснение - использование более конкретных, в частности, эмпирических знаний для уяснения знаний более общих. Объяснение может быть:
а) структурным, например, как устроен мотор;
б) функциональным: как действует мотор; в) причинным: почему и как он работает. При построении теории сложных объектов важную роль играет метод восхождения от абстрактного к конкретному. На начальном этапе познание идет от реального, предметного, конкретного к выработке абстракций, отражающих отдельные стороны изучаемого объекта. Рассекая объект, мышление как бы умерщвляет его, представляя объект расчлененным, разъятым скальпелем мысли. Теперь встает на очередь следующая задача - воспроизвести объект, его целостную картину в системе понятий, опираясь на выработанные на первом этапе абстрактные определения, т.е. перейти от абстрактного к конкретному, но уже воспроизведенному в мышлении или к духовно - конкретному.
В построении теории, как и идеальных объектов, важная роль принадлежит аксиоматизации - способу построения научной теории, при котором в основу его кладутся некоторые исходные положения - аксиомы или постулаты, из которых все остальные утверждения теории выводятся дедуктивно чисто логическим путем, посредством доказательства. Этот метод построения теории предполагает широкое использование дедукции. Классическим образцом построения теории аксиоматическим методом может служить геометрия Евклида.
Эмпирическое
исследование, выявляя с помощью наблюдений
и экспериментов новые данные, стимулирует
теоретическое познание (которое их обобщает
и объясняет), ставит перед ним новые более
сложные задачи. С другой стороны, теоретическое
познание, развивая и конкретизируя на
базе эмпирии новое собственное содержание,
открывает новые, более широкие горизонты
для эмпирического познания, ориентирует
и направляет его в поисках новых фактов,
способствует совершенствованию его методов
и средств и т. п.
Заключение.
Каждая наука использует различные методы, которые зависят от характера решаемых в ней задач. Однако своеобразие научных методов состоит в том, что они относительно независимы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и глубины научного исследования, что проявляется, прежде всего в их роли в научно-исследовательских процессах. Иными словами, в каждом научно-исследовательском процессе меняется сочетание методов и их структура. Благодаря этому возникают особые формы (стороны) научного познания, важнейших из которых являются эмпирическая и теоретическая.
Научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся система знания. Выделяя в научном исследовании эмпирические и теоретические уровни, отличающиеся друг от друга, каждый из которых имеет свою специфику, не следует, однако, их отрывать друг от друга и противопоставлять. Ведь эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные образы (в том числе схемы, графики и т. п.), с которыми имеет дело эмпирический уровень исследования.
Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т. п.
В свою
очередь, эмпирический уровень научного
познания не может существовать без
достижений теоретического уровня. Эмпирическое
исследование обычно опирается на определенную
теоретическую конструкцию, которая определяет
направление этого исследования, обуславливает
и обосновывает применяемые при этом методы.
1. Алексеев
П.В., Панин А.В. Философия. Учебник.
2. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. «Философия для технических вузов». Ростов - н/Д.:Феникс,2001
3. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.
4. Завьялова М. П. Методы научного исследования.ТПУ,Томск-2007
5. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. – Москва: Издательство МГУ, 1999.
6. Кохановский В.П. Философия. Ростов-на-Дону, Феникс-2000.
7. Лешкевич Т.Г. «Философия науки: традиции и новации» М.:ПРИОР,2001,
8. Михайлова И. «Философская энциклопедия» М-1967 .
9. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология.- М., 1998
10. Под ред.проф. В,Н, Лаврененко Философия. Учебник.М.,2002
11. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для технических вузов.-М.,2002.
12. Фейербах Л. Избранные фил. Произведения в 2 томах М-1955 .
13. Философия
и методология науки. Под редакцией В.И.
Купцова.- М., 1999.