Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:02, реферат
Процесс познания – это исторический процесс деятельности человека, содержанием которой является отражение объективной действительности в нашем сознании.
Цель данной работы – изучить методы научного познания. В рамках достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты методов научного познания;
2) сравнить методы эмпирического и теоретического уровней познания;
3) рассмотреть классификацию методов познания.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Классификация методов научного познания…………………………..5
2. Эмпирические и теоретические уровни научного познания………….9
1) методы, применяемые на эмпирическом уровне познания………15
2) методы, используемые на теоретическом уровне познания……...18
3. Заключение……………………………………………………………22
4. Список литературы…………………………………………………….24
Содержание.
Введение……………………………………………
1.
Классификация методов
2. Эмпирические и теоретические уровни научного познания………….9
1) методы, применяемые на эмпирическом уровне познания………15
2) методы, используемые на теоретическом уровне познания……...18
3.
Заключение……………………………………………………
4.
Список литературы…………………………………
Введение.
Современная
наука развивается очень
Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого познания – наука в наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью реальности.
Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и императивов познания. Именно правильно выбранный метод наряду с талантом ученого помогает ему познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания в действительности постоянно увеличивается. Вместе с тем все эти методы находятся в диалектической связи с общенаучными методами, которые они, как правило, содержат в различных сочетаниях и со всеобщим, диалектическим методом. Это обстоятельство является одной из причин, которые определяют важность наличия философский знаний у любого ученого. Ведь именно философия как наука «о наиболее общих закономерностях бытия и развития мира» занимается изучением тенденций и путей развития научного познания, его структуры и методов исследования, рассматривая их через призму своих категорий, законов и принципов. Вдобавок ко всему философия наделяет ученого тем всеобщим методом, без которого невозможно обойтись в любой области научного познания.
Процесс познания – это исторический процесс деятельности человека, содержанием которой является отражение объективной действительности в нашем сознании.
Цель данной работы – изучить методы научного познания. В рамках достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты методов научного познания;
2) сравнить методы эмпирического и теоретического уровней познания;
3) рассмотреть
классификацию методов познания.
1. Классификация методов научного познания.
Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям (критериям). Прежде всего, следует выделить методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы материальной (практической) деятельности. В настоящее время стало очевидным, что система методов, методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания, она должна выходить за ее пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер деятельности человека.
Что касается
методов науки, то оснований их деления
на группы может быть несколько. Так,
в зависимости от роли и места
в процессе научного познания можно
выделить методы формальные и содержательные,
эмпирические и теоретические, фундаментальные
и прикладные, методы исследования
и изложения и т. п. Содержание
изучаемых наукой объектов служит критерием
для различия методов естествознания
и методов социально-
К числу характерных признаков научного метода (к какому бы типу он ни относился) чаще всего относят: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др.
В современной науке достаточно успешно “работает” многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени общности и широте их применения).
1. Философские
методы, среди которых наиболее
древними являются
Нередко философские системы (соответственно и их методы) сочетались и “переплетались” между собой в разных “пропорциях”. Так, диалектический метод у Гегеля был соединен с идеализмом, у Маркса (как, кстати, и у Гераклита) – с материализмом. Гадамер пытался совместить герменевтику с рационалистической диалектикой и т. д.
Философские методы не следует рассматривать как “свод” жестко фиксированных регулятивов. Скорее всего, это система “мягких” принципов, операций и приемов, носящих всеобщий, универсальный характер, т. е. находящихся на самых высших (предельных) “этажах” абстрагирования.
Следует четко представлять себе, что философские методы задают лишь самые общие направления исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно. Опыт показывает, что чем более общим является метод научного познания, тем он неопределенен в отношении предписания конкретных шагов познания, тем более велика его неоднозначность в определении конечных результатов исследования.
Сказанное не означает, что философские методы вовсе не нужны. Как свидетельствует история познания, ошибка на высших этажах познания может завести целую программу исследования в тупик. Например, ошибочные общие исходные установки с самого начала предопределяют искажение объективной истины, приводят к ограниченному взгляду на сущность изучаемого объекта исследования.
2. Общенаучные
подходы и методы исследования,
которые как бы выступают в
качестве своеобразной “
Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, “сплавленность” в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий, во-вторых, возможность (в отличие от последних) формализации, уточнения средствами математической теории, символической логики.
Если
философские категории
На основе
общенаучных понятий и
Важная
роль общенаучных подходов состоит
в том, что в силу своего “промежуточного
характера”, они опосредствуют
3. Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.
4. Дисциплинарные
методы – система приемов,
применяемых в той или иной
научной дисциплине, входящей в
какую-нибудь отрасль науки
5. Методы
междисциплинарного
Таким
образом, методология не может быть
сведена к какому-то одному, даже
очень важному методу. Ученый никогда
не должен полагаться на какое-то единственное
учение, никогда не должен ограничивать
методы своего мышления одной-единственной
философией.
2. Эмпирические и теоретические уровни научного познания.
Понятие метод (от греческого слова «методос» — путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.
Таким образом, метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода — регулирование познавательной и иных форм деятельности1.
Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового времени. Ее представители считали правильный метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию. Так, видный философ XVII в. Ф. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте. А другой известный ученый и философ этого же периода Р. Декарт изложил свое понимание метода следующим образом: «Под методом, — писал он, — я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых... без лишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно»2.
Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и являются двумя основными сторонами познавательного процесса. При этом указанные стороны познания не существуют изолированно ни от практики, ни друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом; разум же функционирует на основе той исходной информации, которую поставляют ему органы чувств. Поскольку чувственное познание предшествует рациональному, то можно в известном смысле говорить о них как о ступенях, этапах процесса познания. Каждая из двух этих ступеней познания имеет свою специфику и существует в своих формах.
Чувственное познание реализуется в виде непосредственного получения информации с помощью органов чувств, которые прямо связывают нас с внешним миром. Такое познание может осуществляться и с использованием специальных технических средств (приборов), расширяющих возможности органов чувств человека. Основными формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.