Методологическая функция философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 16:15, реферат

Описание работы

Философия же в жизни человека выступает как общая методология деятельности, которая определяет его взгляд на мир, на способы его познания, на то, как надо жить.

Работа содержит 1 файл

filosofija...doc

— 73.50 Кб (Скачать)


1. Методологическая функция философии.

 

Философия как наука, которая ищет ответ на главный вопрос человечества: «Как собственно надо жить?»- на пути к этой истине должна сначала объяснить: «Как устроен мир, в котором мы живём, и как постигнуть этот самый мир?» Эти вопросы составляют основу взаимоотношений индивида и внешнего мира. Философия же в жизни человека выступает как общая методология деятельности, которая определяет его взгляд на мир, на способы его познания, на то, как надо жить...

Методологическая функция, как главная в философии, вырабатывает общие понятия предназначения философии. Основная задача- нахождение наиболее эффективных методов познания окружающей действительности. Слово «метод» имеет греческое происхождение и представляет буквально путь исследования  или познания.

Филосовские методы это система принципов и приёмов, носящих всеобщий, универсальный характер, которая задаёт лишь генеральную стратегию исследования, не раскрывая универсального меитода познания. Более подробно философские методы исследования в зависимости от их характера раскрываются в частных науках.

Характер метода определяется тем, какой ответ он предлагает на такие вопросы как:

1.       Находится ли мир в неизменном состоянии или постоянно развивается;

2.       Являеся ли мир единым целым или лишь совокупностью отдельных предметов;

3.       Что является источником развития;

4.       Развивается ли мир по направлению от низшего к высшему или это простое повторение.

Основу методологии философии составляют диалектика и метафизика, основыные принципы и законы которых были заложенны ещё в Античные времена.

Диалектический метод заключается в анализе противоречий - постижении истины путём сопоставления разных точек зрений, различающихся мнений. Учение диалектики говорит о том, что всё в мире связанно. В свою очередь вещи в своём многообразии диалектика рассматривает в движении. Мир так же движится - это воополощается в его развитиии, которое происходит по спирали: от низшего к высшему, от примитивного к сложному. Противоречие же является тем, что рождает развитие,т.е. движение. Считается что термин диалектика впервые использовал Сократ, который понимал её как умение вести беседу. Аргументируя свою точку зрения и пытаясь найти противоречия в рассуждениях собеседника.

Метафизика  противостоит диалектике, она рассматривает вечно изменяющийся мир как устойчивый. Все предметы и явления окружающего мира находятся во взаимной связи, но обособленны и лишены внутренних противоречий. В отличае от диалектики, в метафизике движение расмматривается как повторение и происходит по окружности.

В последнее время разрабатываются другие филосовские методы: герменевтический (герменевтика), аналитический (логический позитивизм), феноменологический (феноменология),  интуитивный (интуитивизм) и др.

Выбор методики исследовательской работы определяется исходя из природы изучемого явления, из  поставленных  перед исследователем задач. Иногда выбранный метод определяет судьбу исследования. Ф.Бекон сравнил его со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте.(№1)

Хотя проблемма метода обсуждалась уже в античной философии, систематическое развитие методов познания и их изучение начинается лишь в Новое время с возникновением экспериментальной науки.

  К основным общенаучным методам научного познания относятся :  анализ и синтез, индукция и дедукция,аналогия и моделирование, абстрагирование и конкретизация.

Анализ  - метод исследования, при котором предмет изучения мысленно или практически делится на части и каждая из частей исследуется отдельно. Синтез, наоборот, осуществляет соединение частей в целое.  В исследовательской работе обычно используется ксак синтез, так и анализ. Их взаимодействие классифицирует предметы и явления, которые по объединяющим и разъединяющим признакам собираются в группы. 

Теореоический синтез  создает системный подход в науке. Это своеобразный метод аналогий, коротый является основой моделирования.

При использовании моделировллания  объект заменяется его аналогом или модедью, которую используют для снятия характеристик  оригинала.

Абстрагирование метод познания, заключающийся в мысленном выделении опреденённых свойств и связей объекта. Несущественные же признаки, затрудняющие исследование отбрасываются. В научных исследованиях используют абстракции отождествления, идеализации, и изолирующие абстракции.

Понятие абстракции противопоставляется понятию конкретизации – методу научного познания, при котором выделяются существенные свойства, связи - всё что требует учёта в реальных условиях. Процесс исследования движется от астрактного к конкретному. Таким бразом эти методологические противоположности дополняют друг друга.

На теоретическом уровне научного познания используют так же метод объяснения и формализации, который на фоне объективной основы исследования предмета ползволяет выдвинуть гипотезу или теорию.

Формализация же как метод осуществляется на основе абстракции, на основе искуссктвенного языка, символов и знаков. Она даёт методологическое прояснение содержания теории, позволяя выявлять ещё не решенные проблеммы. На эмперическом уровне как метод научного познания используются наблюдение и эксперимент.

Важен не полько метод, и правильность его применения. Так каждая наука имеет свои специфические методы исследования. Каждый метод познает отдельные стороны объекта изучения. Решающее же значение принадлежит практике, жизни.

 

 

 

2. Законы философии как отражения источника, механизма и тенденции всякого изменения.

 

Согласно общим законам физики всё во Вселенной находиться в постоянном движении. Человечество развивается, открывая новые и новые истины. Развитие науки главный двигатель прогресса, который способен за котроткий промежуток времени изменить мир. Но как отражаются эти изменения в  философии?

Начиная с Античных времён взгляды на мир постоянно менялись. Так же как менялось то, что мы называем реальностью. Философия в зависимости от уровня развития науки и человека состояла из разных законов и принципов

В Античности мир рассматривали по большей части теоритически. Хотя это и был период расцвета философской мысли, когда появилось понимание некоторых основополагающих законом мироздания. Основной проблемой античной философии было создание модели идеального государства. На протяжении веков с изменением человеческого представления о мире учёные разрабатывалир уже ни модель государства, а Вселенной.

С развитием европейской науки, будто воспрявшей от сна учёные стремившиеся уже не только цитировать Аристотеля, но и находить свои реалии, доказывать свои модели Вселленой.

Одним из основопоолагающих в науке стало преобладание эмпиристического метода. Оценивание мира путём наблюдений и эксперимента привело к рождению множества новых теорий и гиотез. Таких как модель Вселенной Декарта и сенсуалистические утверждения Локка.

Источник изменений в философии являлся зерном для размышления, так колонизация восточных стран привела к развитию иррационализма в Европе. Такие учёные как Шопенгауер и Ницше развивали идеи, говорившие о следовании внутренним способностям и убеждениям.

Тенденция изменения хорошо отражается в изменении философии на протяжении 16-17 вв. Именно в это время следуя тенденции научного прогресса были выдвинуты такие теории как «метод познания» Ф.Бэкона, основывашегося на индукции и эксперементе - это было одним из первых проявлений нового направления философской мысли. Уже в 17 веке, Ньютон, выдвигая свои законы, основыал их в первую очередь на наблюдении и эксперементе. Тот дже пример с яблоком упавшим ему на голову в саду. Ведь это не удар привёл его понтию относительности движения, но осознание того, что всё притягивается к земле и т.д.

Механизм восприятия человечеством мира, после открытия Коперником того, что Земля движеться вокруг Солнца, а не наоборот так же изменился коренным образом. Ведь до этого одной из главнейших проблем учёных было создание схемы по которой устроенна Вселенная. После же ряда открытий задачи науки значительно уменьшили ареал, в котором надо было работать, что не означало, что уменьшилась занчимость их решения.

В философии Нового времени опять появляется проблема создания правового государства, проблема определения индивидуальной свободы и степени ёё ограничения законами.

Так первый закон существенности - закон доминанты говорит о том, что изменение вещей проиходит путём высвобождения качества или разрушения «связей-смежности» качеств и размещения качеством места, на котором осуществляется такая связь. Из этого следует отражение тенденции изменения, которое происходит как расширение понятия. Так увиличение Вселенной после Большого взрыва показывается на примере надувания резинового шарика.

Второй же закон позиционирования - закон ассоциации, говорит о том, что случившееся не отделимо от места происшествия, его невозможно перемещать с истинного места происшествия на «представительское». Примерами такого закона могут служить разного рода лексические ошибки, например, «чайник кипит», «дождь идёт» и т.д. Таким образом и все изменения, которые происходят, имеют свои качества, которые так же претерпивают изменения, но при этом остаются привязанными к предмету или его изменённому состоянию. На примере этого отражается отношение философии к источнику изменения, как неизменному прецеденту, который запускает процесс высвобождения связей.

Третий закон уникальности - закон контура. В соответсвии с которым: феномен не наделён способностью распространения границ, преувиличения, либо усиления конкретного понятия. Из этого вытекает отношение философии к механизму изменения, которое пусть и имеет тенденцию высвобождения связей, но происходит в определённых границах.

Итак на протяжении веков с развитием науки, выдвижением новых законов и гипотез постепеннно расширялся кругозор чеоловека. С понятием новых истин приходило осознание того что, всё в мире движется  и развивается. Философы как дети, сознание которых озоряется при появлении нового вопроса. Каждая тайна возбуждает вооброжение и рождает стремление преодолеть её. В идеях философов Нового времени отразилась концепция бесконечного движения и изменения. Но что собственно есть изменение – эти теории и законы, выдвигавшиеся учёными, легли в основу идей о разработке абсолютной философской системы. Законы философии сформулировали основные положения, призванные объяснить мироздание. В ответе на главнейший вопрос философии: «Как познать мир?»- понимание природы всякого изменения занимает важнейшее место, ведь само постижение нового - это изменение личных взглядов на мир и мнения о нём.

 

 

 

 

 

3. Цвет, который мы воспринимаем как красный, дальтоник воспринимает как зелёный. Докажите, что отсюда не следует непознаваемость данного цвета и объектов реальности.

 

Рассматривая вопрос о восприятии мира людми с нарушениями цветового зрения следует сначала разобраться: что есть цвет для здорового человека? Если спросить кого-нибудь о том, как бы он объяснил слепому или дальтонику абсолютно слепому на красный цвет, что из себя представляет красная роза, вряд ли последовал бы незамедлительный ответ, т.к многие из нас ни когда, наверное, не пытались дать точное определение слову «цвет».

С точки зрения физики цвет – это световые волны разной длины, отражённые от предметов и воспринятые специальными рецепторами наших глаз. Данные рецепторы - колбочки содержат три типа пигмента: синий, красный и зелёный. Дальтонизм же есть отсутствие полностью или частично какого-либо или всех этих пигментов. С точки зрения индивидуальности биологического строения каждого из более чем 7 миллиардов людей, проживающих на земле, видение мира у каждого отличается.

Если же брать во внимание природу цвета, сетовых волн определённой длины не поглощённых каким-то предметом, то само понятие цвета становиться относительным. То что человек воспринимает в одном ракурсе, другое существо, животное например, видит абсолютно по другому, а истинный облик предмета возможно ещё больше оличается от нашего представления о нём. Таким образом и дальтооник, который видит мир в более зелёных оттенках воспринимает его так и никак иначе. Ведь как известно цветовая слепота была открыта Дж. Дальтоном, в 26 лет узнавшим, что его серый пиджак, оказывается, бордовый.

Итак получив некоторое представление о собственно цвете и зрении человека, можно обратиться к реальности дальтоника. И опять всё упирается в биологию. Ведь каждый случай уникален, и человек с нарушениями цветового зрения может увидеть нашу красную розу тёмно бордовой, коричневой, чёрной, фиолетовой и т.д в зависимости от индивидуальных особенностей его зрения. Поэтому в данной ситуации я рассмотрю случай, когда человек полностью слеп на красный цвет, но не имеет нарушений связанных с восприятием синего и зелёного цветов.

Кстати, проверить, что увидит такой человек вместо цветов, с содержанием красного, можно через любой мало мальски приличный графический редактор, который поддерживает разложение спектра на RGB. Выбираем, скажем, лиловый(ff00de) и передвигаем бегунок на шкале R к нулю- теперь новый цвет не содержит ни капли красного, и это синий(0000de), значит лоскуток лиловой ткани, для дальтоника будет синим!

Конечно человек с нарушениями цветового зрения воспринимает мир несколько иначе, чем здоровый. Однако это отнюдь не означает, что его модель реальности не адекватна, что он не способен воспринимать предметы, отражающие те световые волны, к которым не чувствительны рецепторы его глаз.

Информация о работе Методологическая функция философии