Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:18, реферат
Введение
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) родился в семье крупного чиновника. Учился в Тюбингенском теологическом институте. Некоторое время работал домашним учителем. Служил директором гимназии в Нюренберге. С 1801 г. преподавал в Иенском университете. В это время он вместе с Шеллингом издает «Критический философский журнал». С 1816 г.
Гегель — профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. — Берлинского. Некоторое время был его
Содержание
1. Введение……………………..……………………………………….…....3
2. Философская система………………………………………………....…..5
2.2. Логика………………………………………………………….……..6
3. Философия природы……………………………………………….….…16
4.Философия духа…………………………….………………..……...……18
5. Диалектический метод………………………...…….…… …….. .…….21
Список используемой литературы…………………………
«Философия
духа» — труд, посвященный главным
образом индивидуальному и
Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низшего к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы. «Субстанция духа есть свобода, т.е. независимость от другого, отношение к самому себе»9. Действительная свобода, по Гегелю, состоит не в отрицании необходимости, а в ее осознании, в раскрытии ее содержания, которое имеет идеальный характер. История человечества есть прогресс в сознании свободы, но опять-таки свободы духа, мысли. Безусловно, понимание Гегелем свободы носило прогрессивный характер, так как было направлено против феодальных пережитков.
Что же касается философии истории, то она у Гегеля носит телеологический характер, т.е. развитие общества направлено к заранее установленной цели. Мировую историю философ делит на три эпохи: восточную, античную и германскую. Восточная эпоха полностью лишена сознания свободы, в античную эпоху сознания свободы достигло избранное меньшинство, а что касается германских народов, в первую очередь немцев, то они уже достигли стадии свободы. Искусственный характер и предвзятость такой схемы совершенно очевидны. Сословный строй, монархия (правда, конституционная) вполне вписываются, по Гегелю, в категорию свободы. Государство он считал не только воплощением свободы, но и шествием Бога по земле. Пределом развития человеческого общества и его политических институтов выступает конституционная монархия, сохраняющая сословные черты, но способствующая преобразованиям в буржуазно-либеральном духе.
События всемирной истории являют собой диалектику отдельных «народных духов». Каждый народ с присущим ему «духом» представляет собой одну из ступеней, или моментов всемирной истории. А всемирная история осуществляет «абсолютную цель мира». Однако подавляющее число народов остаются за пределами прогресса, объявляются неисторическими. Они не смогли выразить какие-то моменты абсолютного духа. Особенно не повезло в этом смысле народам Востока, славянам. Они не имеют будущего и навсегда застыли в своем развитии. Если всемирная история берет начало на Востоке, то финиш ее на Западе. Здесь осуществляется «абсолютная цель мира». Развитие человеческого общества, по Гегелю, должно остановиться перед Бранденбургскими воротами в Берлине. Здесь и вершина и конец всемирной истории. Здесь она «прекращает течение свое».
Еще выше государства стоят в системе Гегеля искусство, религия и философия. И не какая-нибудь, а философия самого Гегеля. Именно в ней нашла свое полное воплощение абсолютная идея. Гегель полагал, что сущность мира такова, как она изображена в его философии, особенно в «Логике». Его философия — «единственная», «абсолютная», «философия вообще».
Иронизируя по поводу подобных притязаний, Л.Фейербах замечал: «Но как бы остроумен, ни был этот автор, он все, же с места в карьер действует некритически, не ставя себе вопроса: возможно ли вообще, чтобы род абсолютного осуществился в одном художнике, а философия в одном философе».
Как уже говорилось, в философии Гегеля необходимо различать метод исследования и систему, в соответствии с которой не только излагается, но и структурируется материал. Метод, по словам Гегеля, «есть движение самой сути дела», сознание «внутреннего самодвижения содержания»10. Он у Гегеля носит диалектический характер, являясь наиболее общим выражением противоречивого развития мира. Диалектический метод, его принципы и категории разработаны главным образом в первой части его системы. Система — это избранный философом порядок изложения материала, связь логических категорий, общее построение всего философского здания. В отличие от метода, который определяется главным образом объективным содержанием мира, система во многом несет черты авторского произвола. Главным принципом структурного построения выступает триада, в чем мы могли убедиться. В ней есть рациональный смысл (выражение диалектического закона отрицания). Однако Гегель формализует этот принцип и нередко использует как шаблон, которому вынужден подчиняться конкретный материал. Поэтому многие переходы категорий носят
произвольный, искусственный характер. Например, последняя
триада в системе: искусство — религия — философия. Обосновать логическую связь между ними, показать, что философия
есть синтез, единство искусства и религии — эта задача осталась
неразрешенной. Гегель просто декларирует, но не обосновывает
эту конструкцию.
Фейербах,
Герцен, Энгельс и другие мыслители
обратили внимание на противоречие
между методом и системой
в философии Гегеля. Сам дух диалектического
метода противоречит формализованной
консервативной системе. Это противоречие
нельзя отнести к числу диалектических,
это противоречие доктрины, которое запрещается
как формальной, так и диалектической
логикой. У Гегеля получается парадоксальная
картина: диалектика с ее борьбой противоположностей,
духовный и исторический прогресс фактически
обращены в прошлое. Им нет места ни в настоящем,
ни в будущем: ведь «абсолютная цель» прогресса
достигнута. Диалектический метод не может
для Гегеля служить орудием критического
осмысления и преобразования действительности.
Чтобы он стал таковым, надо отбросить
консервативную систему гегелевской философии.
И это было сделано К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Идеалистическая диалектика была заменена
диалектикой материалистической.