Метод и система Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:18, реферат

Описание работы

Введение
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) родился в семье крупного чиновника. Учился в Тюбингенском теологическом институте. Некоторое время работал домашним учителем. Служил директором гимназии в Нюренберге. С 1801 г. преподавал в Иенском университете. В это время он вместе с Шеллингом издает «Критический философский журнал». С 1816 г.
Гегель — профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. — Берлинского. Некоторое время был его

Содержание

Содержание
1. Введение……………………..……………………………………….…....3
2. Философская система………………………………………………....…..5
2.2. Логика………………………………………………………….……..6
3. Философия природы……………………………………………….….…16
4.Философия духа…………………………….………………..……...……18
5. Диалектический метод………………………...…….…… …….. .…….21
Список используемой литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 47.49 Кб (Скачать)

   «Философия  духа» — труд, посвященный главным  образом индивидуальному и общественному  сознанию, а также диалектике исторического  развития.

   Дух есть нечто единое и целое, но находящееся  в процессе развития, перехода от низшего к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы. «Субстанция духа есть свобода, т.е. независимость от другого, отношение к самому себе»9. Действительная свобода, по Гегелю, состоит не в отрицании необходимости, а в ее осознании, в раскрытии ее содержания, которое имеет идеальный характер. История человечества есть прогресс в сознании свободы, но опять-таки свободы духа, мысли. Безусловно, понимание Гегелем свободы носило прогрессивный характер, так как было направлено против феодальных пережитков.

   Что же касается философии истории, то она  у Гегеля носит телеологический  характер, т.е. развитие общества направлено к заранее установленной цели. Мировую историю философ делит  на три эпохи: восточную, античную и  германскую. Восточная эпоха полностью  лишена сознания свободы, в античную эпоху сознания свободы достигло избранное меньшинство, а что касается германских народов, в первую очередь немцев, то они уже достигли стадии свободы. Искусственный характер и предвзятость такой схемы совершенно очевидны. Сословный строй, монархия (правда, конституционная) вполне вписываются, по Гегелю, в категорию свободы. Государство он считал не только воплощением свободы, но и шествием Бога по земле. Пределом развития человеческого общества и его политических институтов выступает конституционная монархия, сохраняющая сословные черты, но способствующая преобразованиям в буржуазно-либеральном духе.

   События всемирной истории являют собой  диалектику отдельных «народных  духов». Каждый народ с присущим ему «духом» представляет собой  одну из ступеней, или моментов всемирной  истории. А всемирная история  осуществляет «абсолютную цель мира». Однако подавляющее число народов  остаются за пределами прогресса, объявляются  неисторическими. Они не смогли выразить какие-то моменты абсолютного духа. Особенно не повезло в этом смысле народам Востока, славянам. Они не имеют будущего и навсегда застыли  в своем развитии. Если всемирная  история берет начало на Востоке, то финиш ее на Западе. Здесь осуществляется «абсолютная цель мира». Развитие человеческого  общества, по Гегелю, должно остановиться перед Бранденбургскими воротами в  Берлине. Здесь и вершина и  конец всемирной истории. Здесь  она «прекращает течение свое».

   Еще выше государства стоят в системе  Гегеля искусство, религия и философия. И не какая-нибудь, а философия  самого Гегеля. Именно в ней нашла  свое полное воплощение абсолютная идея. Гегель полагал, что сущность мира такова, как она изображена в его философии, особенно в «Логике». Его философия  — «единственная», «абсолютная», «философия вообще».

   Иронизируя  по поводу подобных притязаний, Л.Фейербах замечал: «Но как бы остроумен, ни был этот автор, он все, же с места в карьер действует некритически, не ставя себе вопроса: возможно ли вообще, чтобы род абсолютного осуществился в одном художнике, а философия в одном философе».

Диалектический  метод

 

   Как уже говорилось, в философии Гегеля необходимо различать метод исследования и систему, в соответствии с которой  не только излагается, но и структурируется  материал.   Метод,   по  словам   Гегеля,   «есть  движение  самой  сути дела», сознание «внутреннего самодвижения содержания»10. Он у   Гегеля   носит диалектический   характер,   являясь наиболее общим выражением противоречивого развития мира. Диалектический метод, его принципы и категории разработаны главным образом в первой части его системы. Система — это избранный философом порядок изложения материала, связь логических категорий, общее построение всего философского здания. В отличие от метода, который определяется главным образом объективным содержанием мира, система во многом несет черты авторского произвола. Главным принципом структурного построения выступает триада, в чем мы могли убедиться. В ней есть рациональный смысл (выражение диалектического закона отрицания). Однако Гегель формализует этот принцип и нередко использует как шаблон,  которому вынужден подчиняться конкретный материал.  Поэтому многие переходы категорий носят

   произвольный,   искусственный характер.   Например,   последняя

   триада  в системе: искусство — религия  — философия. Обосновать логическую связь между ними,  показать,  что философия

   есть  синтез, единство искусства и религии  — эта задача осталась

   неразрешенной. Гегель просто декларирует, но не обосновывает

   эту конструкцию.

   Фейербах, Герцен, Энгельс и другие мыслители  обратили внимание на противоречие между методом и системой в философии Гегеля. Сам дух диалектического метода противоречит формализованной консервативной системе. Это противоречие нельзя отнести к числу диалектических, это противоречие доктрины, которое запрещается как формальной, так и диалектической логикой. У Гегеля получается парадоксальная картина: диалектика с ее борьбой противоположностей, духовный и исторический прогресс фактически обращены в прошлое. Им нет места ни в настоящем, ни в будущем: ведь «абсолютная цель» прогресса достигнута. Диалектический метод не может для Гегеля служить орудием критического осмысления и преобразования действительности. Чтобы он стал таковым, надо отбросить консервативную систему гегелевской философии. И это было сделано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Идеалистическая диалектика была заменена диалектикой материалистической. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

 
  1. Г. В. Ф. Гегель "Наука логики"/ СПб.: "Наука", 1997.
  2. Г. В. Ф. Гегель "Энциклопедия философских наук"/в3-хт., М.:"Мысль", 1977.
  3. Г. В. Ф. Гегель "Феноменология духа"/ СПб.: "Наука", 1994.
  4. Г. В. Ф. Гегель "Лекции по истории философии" в 2-х кн./ СПб.: «Наука", 1994.
  5. И. А. Ильин» Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека"/ СПб.: "Наука", 1994.
  6. Вл.С.Соловьев Соч. в 2-х т.2-е изд.Т.2 / Общ. ред. и сост. А. В. Гулыги, А.Ф.Лосева. - М.: Мысль, 1990.
  7. Г. -Г. Гадамер. Актуальность прекрасного"/
  8. М.Хайдеггер "Путь к языку"// "Время и бытие"/
  9. Р. Барт "Основы семиологии"// Структурализм: «за" и "против"/ М.:"Прогресс", 1975.
  10. К. Кастанеда соч. в 10-ти кн., К.: "София", Ltd.
  11. Епископ Варнава (Беляев) "Основы искусства святости" в4-х т./ Издание братства во имя св.князя Александра Невского. - Нижний Новгород, 1997.
  12. "Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия"/ред. С. С. Хоружий, М.: 1995.

Информация о работе Метод и система Гегеля