Метод и система Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:18, реферат

Описание работы

Введение
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) родился в семье крупного чиновника. Учился в Тюбингенском теологическом институте. Некоторое время работал домашним учителем. Служил директором гимназии в Нюренберге. С 1801 г. преподавал в Иенском университете. В это время он вместе с Шеллингом издает «Критический философский журнал». С 1816 г.
Гегель — профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. — Берлинского. Некоторое время был его

Содержание

Содержание
1. Введение……………………..……………………………………….…....3
2. Философская система………………………………………………....…..5
2.2. Логика………………………………………………………….……..6
3. Философия природы……………………………………………….….…16
4.Философия духа…………………………….………………..……...……18
5. Диалектический метод………………………...…….…… …….. .…….21
Список используемой литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 47.49 Кб (Скачать)
">Качество  состоит из трех частей:

      a) Бытие,

   b) Наличное бытие,

   c) Для – себя – бытие. 

   Бытие, о чем мы уже говорили, это триада: чистое бытие — ничто — становление. Здесь достигнут предел деления, или триада, состоящая из категорий, каждая из которых не может быть разложена на триады.

   Нет ни возможности, ни необходимости излагать всю эту сложную систему больших  и малых триад. Остановимся на некоторых наиболее важных моментах. Результатом становления является наличное бытие. В отличие от чистого  бытия это бытие определенное, наделенное качеством. Качество есть первая непосредственная определенность бытия; Любая вещь отличается от других благодаря  присущему ей качеству. В силу качественной определенности вещи не только отличаются друг от друга, но соотносятся между  собой.

   Категория качества предшествует в логике Гегеля категории количества. Такой порядок, в общем, соответствует истории человеческого познания. Дикари (как и дети) различают вещи по их качественной определенности, хотя не умеют считать, т.е. не знают количественных соотношений.

   Синтезом  качественной и количественной определенности выступает мера. Каждая вещь, поскольку она качественно определена, есть мера. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок.

   Гегель  решительно выступает против плоского эволюционизма, признающего лишь постепенный  переход от одного качественного  состояния к другому. «Говорят: в  природе не бывает скачков... Но мы показали, что вообще изменение бытия суть не только переход одной величины в другую, но и переход качественного в количественное и наоборот, становление иным, представляющее собой перерыв постепенности, и качественно другое по сравнению с предшествующим состоянием»1. Вода через охлаждение не становится твердой постепенно, не делается сначала кашеобразной, чтобы затем, делаясь постепенно все тверже и тверже, достигнуть консистенции льда, а затвердевает сразу. Уже достигнув температуры точки замерзания, она все еще может полностью сохранить свое жидкое состояние, если она остается в покое, и ничтожное сотрясение приводит ее в твердое состояние.

   Гегель  приводит и другой пример, но уже  из моральной области. Здесь также  имеют место переходы количественных изменений в качественные, и «разность  качества» оказывается основанной на разности величин. Так, благодаря  количественным изменениям мера легкомыслия  оказывается превзойденной и  в результате появляется нечто совершенно иное, а именно преступление. Качественный скачок может превратить право в  несправедливость, добродетель —  в порок. Любопытно и такое  рассуждение философа: государства  при прочих равных условиях получают разный качественный характер благодаря  их различию по величине. Законы и государственный  строй превращаются в нечто другое, когда увеличивается объем государства  и возрастает число граждан. Государство имеет меру своей величины, превзойдя которую оно неудержимо распадается притом же государственном устройстве, которое при другом размере составляло его счастье и силу.

   Гегель  убедительно обосновывает то, что  позднее получило название закона о  переходе количественных изменений  в качественные и, наоборот, путем скачков. Развитие науки и общественной практики подтвердило правильность открытого Гегелем этого диалектического закона.

   Диалектика  перехода количества в качество отвечает на вопрос о форме развития всех природных и духовных вещей. Но остается еще более важный вопрос о движущей силе, импульсе этого развития. И здесь Гегель ищет ответа не в потустороннем мире, а в самой действительности. Формулирует он этот ответ в учении о сущности. «Одним лишь блужданием из одного качества в другое и одним лишь переходом из качественного в количественное и наоборот дело еще не окончено, а имеется в вещах нечто пребывающее, это пребывающее есть, прежде всего, сущность»2.

   Качество, количество, мера — все это, как  уже говорилось, категории бытия. Это формы, в которых мы воспринимаем действительность, и воспринимаем эмпирически, опытным путем. Но опытным путем  невозможно постичь сущность вещей. Сущность есть внутренняя основа бытия, а бытие — внешняя форма  сущности. Нет чистых сущностей, они  выражаются, проявляются в формах бытия. Сущность есть то же бытие, но на более высокой ступени. Сущность, как внутренняя причина бытия, не тождественна с последним, она отлична  от него. Иными словами, сущность познается  из противоположности непосредственному  бытию. Значит, познание должно идти вглубь, вскрывать в явлениях их сущность.

   В чем же, по Гегелю, заключается эта  потаенная сущность бытия? Кратко говоря, в его внутренней противоречивости. Все существующее содержит в себе противоречие, единство противоположных моментов.

   Тождество, единство противоположностей — ключевое Понятие логики Гегеля.  Обыденное сознание испытывает страх перед противоречием, считая его чем-то ненормальным. Да и формальная логика с ее законами (непротиворечия, исключенного третьего) запрещает логические противоречия. Гегель говорит много нелюбезных слов в адрес этой логики. Но фактически он не против формальной логики, а против ее абсолютизации. Такая логика не может претендовать на роль всеобщей методологии в противовес диалектике. В этом случае формальная логика превращается в метафизику. Правильно истолкованная формальна; логика запрещает абсурдные противоречия, противоречия доктринальные, словесные, вносящие путаницу в рассуждения. Эти требования выполняет и Гегель, иначе его бы просто не поняли. Но кроме противоречий неправильного рассуждения, имеются противоречия реальные, противоречия самой жизни. И от них избавиться не удается никому. «Противоречие — вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить»3. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности, лишь, поскольку оно имеет в самом себе противоречие, он движется, обладает импульсом и деятельностью»4.

   Противоречие  ведет вперед, оно является принципом  всякого самодвижения. Даже самый  простой вид движения — перемещение  тела в пространстве — представляет собой постоянно возникающее  и тут же разрешающееся противоречие. Нечто движется не только потому, что  оно теперь здесь, а в другой момент там, но и потому, что оно в один и тот же момент и здесь, и не здесь, т.е. и находится, и не находится в данной точке траектории. Гегель предлагает «вместе с древними мыслителями» признать противоречия, обнаруженные ими в движении. Но отсюда не следует, что движения нет, а, напротив, следует, что движение есть существующее противоречие.

   «Древние  диалектики», а это философы эгейской школы и прежде всего Зенон, вскрыли в своих апориях объективные противоречия, присущие движению, пространству, времени. Но поскольку любые противоречия считались недопустимой аномалией, ошибкой логического рассуждения, то вскрытые противоречия были объявлены видимостью, порождаемой несовершенством чувственного познания. А по своей сути постигаемый разумом мир лишен и движения, и многообразия. Аналогичный ход рассуждения у Канта: попытка разума постичь вещи в себе приводит к антиномиям, т.е. к неразрешимым логическим противоречиям. По Канту, следует признать бессилие разума и непознаваемость мира. Гегель же с этим не согласен: вскрытые противоречия свидетельствуют не о бессилии разума, а о его мощи. Антиномии не тупик, а путь, ведущий к истине. «Так как каждая из двух противоположных сторон содержит в самой себе свою другую и ни одна из них не может быть мыслима без другой, то из этого следует, что ни одно из этих определений, взятое отдельно, не истинно, а истинно лишь их единство. Это есть истинно диалектический способ рассмотрения этих определений, равно и истинный результат»5.  Нельзя метафизически отрывать конечное от бесконечного, прерывность от непрерывности, свободу от необходимости и т.д. В этом суть диалектического способа мышления. Учение о понятии — третья, завершающая часть логики Гегеля. Здесь он наиболее резко выражает точку зрения абсолютного идеализма. С этих позиций философ критикует формальную логику, которая видит в понятии «пустую и абстрактную форму». «На самом деле все обстоит наоборот: понятие есть начало всякой жизни, оно всецело конкретно. Это является выводом из всего проделанного до сих пор логического движения и не требует, поэтому здесь доказательства»6. А почему, собственно, не требует? Формальная логика формулирует закон достаточного основания; всякая мысль должна быть доказана либо опытными данными, фактами, либо при помощи научных и иных логических выводов из уже доказанных положений. Следовательно, доказательство может быть либо индуктивным, либо дедуктивным. Но Гегелю ничего этого не требуется. Понятие и другие логические формы не являются, как он считает, отражением вещей. Наоборот, вещи вторичны, они представляют собой отражения понятий, должны им соответствовать. А понятия имеют божественное происхождение. Ведь «Бог сотворил мир из Ничего, или, иначе выражаясь, ...мир и конечные вещи произошли из полноты божественной мысли и божественных предначертаний.  Этим мы признаем, что мысль,  или, точнее говоря, понятие, есть та бесконечная форма, или свободная творческая деятельность, которая для своей реализации не нуждается в находящемся вне материале»7. Ни понятия, ни суждения, ни умозаключения не находятся только в нашей голове и не образуются лишь нами. Понятие есть то, что живет в вещах, понять предмет означает, следовательно, осознать его понятие.

   Все это, конечно, есть абсолютный идеализм: реальные вещи в своей сути —  это понятия, суждения и умозаключения. Однако и здесь есть рациональный момент: логические формы — не субъективное творение человеческой головы (хотя, с точки зрения материализма, вне этой головы они существовать не могут) а отражение закономерностей объективного мира, обычных отношений вещей. Гегель правильно подчеркивает, что понятия, суждения и умозаключения представляют собой диалектическое единство таких категорий, как всеобщее, особенное и единичное. Но это единство присуще реальным вещам, объективному миру, а затем уже и в силу этого — логическим формам. Применив диалектический метод к анализу логических понятий, суждений, умозаключений, Гегель, в отличие от традиционной формальной логики, вскрыл диалектику этих форм. Маркс справедливо считал гегелевскую диалектику основной формой всякой диалектики, но лишь после того, как она будет очищена от своей мистической формы.

Философия природы.

 

   Второй  ступенью развития абсолютной, идеи Гегель считает природу. Природа есть порождение   абсолютной   идеи,   ее   инобытие.   Порожденная духом, природа не имеет независимого от него существования. Так решается Гегелем  основной вопрос философии,  хотя само это выражение им не употребляется. При этом Гегель пытается отмежеваться от традиционного религиозного представления  о сотворении мира. Абсолютная идея на ступени логики существует, по его  словам, вне времени и пространства. Не случайно эти категории отсутствуют  в его логике. Как говорит Гегель, неверно рассуждать о том, что  было раньше, а что потом. Выражения  «раньше» и «потом» не подходят для  данного случая. Они выражают «чисто логическую» первичность и вторичность. И хотя Бог у Гегеля не совсем традиционный, а абстрактная идея мирового разума, он все же не отказывается от христианского догмата о сотворении мира.

   Природа интересует Гегеля не сама по себе, а  как необходимый этап развития абсолютной идеи. Ее проявлениями в природе  он считает механику, физику, органику. Переход от неживой природы к живой завершает чисто природный процесс. Дух выходит из природы, прорывая внешнюю кору материальности как чего-то низшего.

   Предвзятая  философская схема не позволила  Гегелю понять, как следует диалектику природы. Как ни странно, великий диалектик не принял передовых для его времени эволюционных идей в геологии, органической химии, эмбриологии, физиологии растений и животных. Он называл бессодержательным эволюционное учение о происхождении более развитых организмов из низших. По его мнению, все многообразие изменений в природе укладывается в рамках вечного круговорота. Поэтому «ничто не ново под луной», а многообразная игра форм природы «вызывает скуку». Лишь в изменениях, которые происходят в духовной сфере, проявляется новое.

     Порой в рассуждениях Гегеля  по поводу природы отсутствует  всякая логика, будь то диалектическая  или формальная. Энгельс справедливо  называет бессмыслицей заявление  философа о том, будто природа  развивается в пространстве, но  не во времени. Ведь именно  время есть основное условие  всякого развития.

   Вопреки этому Гегель высказывает глубокие диалектически догадки, которые  нашли подтверждение в дальнейшем развитии естествознания. К ним, например, относятся указания о превращении  количественных изменений в качественные в химических процессах, понимание  электричества как особой формы  движения материи. В целом же философ  не смог преодолеть метафизического, механистического понимания природы. Он остался на позициях старой натурфилософии, суть которой состоит в том, что  философ как представитель «науки наук» и обладатель «абсолютного знания» может не считаться с  мнением специалистов в конкретных областях естествознания.  Этим,  видимо, следует объяснить выступления Гегеля против атомистики, непризнание им волновой и корпускулярной теорий света, утверждение, будто кровяные шарики образуются только при соприкосновении крови с воздухом. Отсюда и странные формулы: «свет — самая простая мысль, существующая под формой природы», «звук — жалоба идеального» и т.п.

Философия духа.

    

   Это третья ступень гегелевской системы, представляющая собой синтез двух предыдущих. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и  находит свое выражение в абсолютном духе. Человек — часть природы. Однако человеческий дух — продукт  не природы, а абсолютного духа. Да и сама природа порождена духом. «Для нас дух имеет своей предпосылкой природу, он является ее истиной, и тем самым абсолютно первым в отношении ее. В этой истине природа исчезла, и дух обнаружился в ней как идея, достигшая для – себя – бытия»8. Саморазвитие духа идет по трем ступеням. Первая — «субъективный дух» — индивидуальное человеческое сознание, подразделяющееся на три вида: антропологию, феноменологию и психологию. Вторая ступень «объективный дух» — человеческое общество и три его главные формы: право, нравственность, государство. Последняя ступень — «абсолютный дух» — включает искусство, религию, философию.

   Проблемы, поднятые Гегелем в «Философии духа», более подробно рассматриваются  им в цикле сочинений: «Феноменология духа», «Философия истории», «Философия права», «Эстетика», «Философия религии», «Лекции по истории философии».

Информация о работе Метод и система Гегеля