Метафизика Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 11:43, реферат

Описание работы

Платон — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл. «Платоном» («широким») его прозвал учитель гимнастики за ширину плеч. Кстати, Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом; дважды он выигрывал соревнования по панкратиону (это смесь бокса и борьбы).

Работа содержит 1 файл

Метафизика Платона.docx

— 23.62 Кб (Скачать)

Метафизика  Платона

Васильева Т. В. Афинская школа философии. Философский язык Платона и Аристотеля. (Серия «Из истории мировой культуры»). — М.: Наука, 1985. — 161 стр.

Асмус В. Ф. Платон. (Серия «Мыслители прошлого»). — М.: Мысль. 1969. 247 стр.

Платон  — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл. «Платоном» («широким») его прозвал учитель гимнастики за ширину плеч. Кстати, Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом; дважды он выигрывал соревнования по панкратиону (это смесь бокса и борьбы).

Первым учителем Платона был гераклитовец Кратил, потом Сократ. По легендам, в юности Платон писал стихи и готовил себя к занятиям политикой; однажды нес в театр только что написанную трагедию, но встретил Сократа, и под впечатлением разговора с ним сжёг свою трагедию и занялся философией. Встреча это произошла, когда самому Платону было около 20 лет.

Следующие несколько  лет Платон учился у Сократа, а  после смерти учителя отправился путешествовать. По преданию, он посетил  Кирену и Египет, потом отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В Сиракузах он оказался при дворе тирана Дионисия I, которому попытался изложить свои идеи о наилучшем государственном устройстве. Дионисий понял из слов Платона очень мало, стал подозревать философа в подготовке заговора с целью переворота и продал философа в рабство, и из этой беды Платона выручили друзья, заплатив за него выкуп.

Тогда Платон возвращается обратно в Афины, где основывает собственную школу — «Платоновскую  Академию». Академией школа была названа потому, что находилась в  садах Академа (которые, в свою очередь, были названы в честь античного героя Академа). Возле входа в академию была надпись: «Не знающим геометрии вход воспрещен». Вообще, Платон считал, что следует обучать четырем дисциплинам - арифметике, геометрии, стереометрии и теоретической астрономии; при этом Платон подчёркивал вовсе не практическую полезность этих наук, а их важность для упражнения ума и для того, чтобы подготовить душу к размышлениям над высшими философскими проблемами. А геометрию Платон особенно уважал ещё и потому, что считал, будто материя состоит из мельчайших геометрических частиц .

  «Модель мира» Платона

Платон утверждал, что существует мир идей и параллельный ему материальный мир. В царстве  идей обитают собственно идеи (эйдосы), полные божественного смысла. Идеи — это основа всего мира; это целевые причины, заряженные энергией устремления; это божественное регулирование всех процессов, происходящих во Вселенной. Между идеями существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея — это идея абсолютного блага (Агатон; мировой Разум; Божество).

Материальный  же мир состоит из частиц стихий. Основными компонентами при его  образовании послужили огонь  и земля. Между этими компонентами помещены еще два средних члена  – воздух и вода, причем воздух относится  к воде, как огонь к воздуху. Эти четыре стихии (земля, воздух, вода, огонь) являются совокупностью мельчайших невидимых частиц, имеющих формы правильных многогранников. Так частицы огня есть тетраэдры, воздуха - октаэдры, воды- икосаэдры, земли - кубы. Пятый элемент - эфир, частицам которого придается форма додекаэдра.

Материальный  мир живёт, существует и развивается  в соответствии с теми правилами, которые устанавливают идеи. Но идеи не видны людям и их нельзя почувствовать. Описывая свою модель мира, Платон излагает миф о пещере, в котором образно представляет мир, в котором мы живем, пещерой с выходом наверху, а всех людей – как узников, крепко скованных цепями и сидящих в этой пещере. Узники смотрят на стену, на которой отблески света, падающего сверху, образую тени. Глядя на тени, люди устанавливают причины и следствия явлений и таким образом полагают, что познают мир. Но если увидеть истинные причины этих явлений, то окажется, что все познанное на основании отображений не имеет почти никакого отношения к действительности, ведь тени представляют свои первообразы в сильно искаженном виде. Кроме того, сам выход из пещеры (то есть начало истинного познания) физически труден, глаза не привыкли к настоящему освещению, а на само солнце как на источник света и вовсе смотреть невозможно.

Платон верит  в богов и доказывает их существование  тем, что люди чувствуют сродство с природой богов: человек эмоционален, то есть имеет возможность чувствовать  всякое мгновение по-разному; мир  человеческих чувств – это область  «становления», где все возникает  и погибает, вечно меняясь и  никогда подлинно не существуя, всё  существует лишь благодаря идеям.

Пытаясь найти  место человека в этих двух мирах, Платон приходит к выводу, что человек  — дуалистичен: душа его бессмертна, а тело тленно. В этой дуалистичности заложен вечный трагизм — тело тянет человека в животный мир, а душа — в божественный.

Платон  о душе

Платон считал, что душа человека тройственна. Первая её часть – это разумная, обращённая к идеям. Разумная часть души—  основа добродетели, мудрости; Вторая – пылкая, аффектно-волевая часть души— основа мужества. Третья часть - чувственная, движимая страстями и вожделениями. Эта часть души должна быть ограничена в проявлениях разумом. Гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию справедливости.

До рождения душа человека пребывает в царстве  идеи— чистой мысли и красоты. Затем она попадает на 5-ом месяце беременности на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «вспоминает о мире идей». То есть ещё до рождения основные вопросы своей жизни душа решает в мире образцов (парадигм), а, появившись на свет, она уже знает всё, что нужно знать, и чтобы человека чему-то научить, надо лишь помочь ему это вспомнить. После смерти души попадают на суд и получают возможность выбрать себе новую жизнь, статус в которой будет зависеть от добродетельности или порочности уже прожитой жизни.

Учение  Платона о познании

Платон считал, что истинное знание не может быть передано в словах или в чувственном  восприятии. Для правильного движения к истине следует очистить душу от неверных мнений, накопившихся в ней  за время нефилософской жизни, а  правильное мнение человек должен понять (вспомнить) сам.

Всё, доступное  познанию, Платон делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое  умом. Отношение между сферами  ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину.

Ощущаемое вновь  делится на два рода— сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера, со вторым— уподобление. Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение. Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений.

Сфера умопостигаемого  также делится на два рода—  это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму. Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок. Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности.

Платон вводит следующую пропорцию: как сущность относится к становлению, так  мышление относится к мнению; и  так же относятся познание к вере и рассуждение к уподоблению. Особую известность в теории познания имеет всё тот же миф о пещере».

Платон  о человеке

Сущность человека Платон усматривал в его вечной и  бессмертной душе, вселяющейся в  тело при рождении. Поэтому он требует  очищения души, очищения от мирских  удовольствий, от преисполненной чувственных  радостей светской жизни. Задача человека в том, чтобы возвыситься над  беспорядком (несовершенным чувственным  миром) и всеми силами души стремиться к уподоблению богу, который не соприкасается ни с чем злым. В  том, чтобы освободить душу от всего  телесного, сосредоточить её на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь  дело только с истинным и вечным. Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами: в его диалогах рассматриваются такие вопросы, как природа высшего блага, его осуществление в поведении людей, в жизни общества.

Платон считал, что души животных и растений смертны, а разумные души людей бессмертны, поскольку они сотворены богом  из того же состава, что и бессмертная  мировая душа. Именно бессмертие и  восприимчивость к знанию отличает человека от животного. У Платона  нет абсолютного противопоставления животных и человека. Существует легенда, согласно которой Диоген Синопский, в ответ на слова Платона «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», общипал курицу и принес к философу, объявив: «Вот платоновский человек!» Тогда Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями»

Интересные  факты о Платоне

Платон был  первым, кто рассказал о существовании  Атлантиды, погибшей высокоразвитой цивилизации.

Именно Платону  принадлежит гипотеза о том, что  каждый ищет свою "половинку".

Платоническая любовь впервые описана в диалогах Платона, и изначально означала любовь-дружбу учителя и ученика (например, Платона  и Аристотеля).

«Звонок на урок»  — это тоже изобретение Платона. Учеников Академии созывал на занятия  сигнал, подаваемый часами: когда из ёмкости истекала вся вода, через  клапан проходил поток воздуха, заставлявший звучать флейту.

Платон о государстве

Платон определяет государство как «единое целое, внутри которого неравные по своей  природе индивиды исполняют свои различные функции». Помимо этого, Платон считал, что государство похоже на человека. В государстве есть те же три начала, что и в душе человека: разум, ярость и вожделение. Естественным (и идеальным) является то состояние, когда разум руководит. Идеальным государством Платон считал аттический город-полис. Идеальное  государство размещено в конкретном политическом времени и пространстве. Уже во время Платона такое  государство принадлежало прошлому. Идеальное государство противоположно индивидуалистскому греческому государству.

Идеальное государство  для Платона - это замкнутое самообеспеченное образование. Идеальное государство для всех является принудительным учреждением - и для аристократии разума в том числе - ведь они обязаны править над "яростью" и "вожделением". Для идеального государства развитие - это повреждение, разрушение, ибо развитие возможно только к наилучшему, а это государство уже есть идеальное. Поэтому ограничены контакты с другими городами-государствами. Ограничивается торговля, промышленность, финансы - ибо это развращает.

Целью такого государства  являются единство и добродетель  всего государства в целом, а  добродетель отдельного человека. Политическое властвование происходит согласно 4 добродетелям идеального государства, каковыми являются мудрость (философы-стражи законов), рассудительность (единство взглядов у правителей и  подданных), мужество (способность правителей постоянно сохранять привитую воспитанием  мысль об опасности) и справедливость. В таком государстве три разных (разделённых согласно природным  задаткам) сословия делают разную работу. Правители, олицетворяющие разум, обеспечивают правильное исполнение идеи идеального государства. Они происходят из стражей  закона старше 50 лет. Воины, олицетворяющие ярость, охраняют государство от врагов, они являются стражами закона. Земледельцы, ремесленники и торговцы олицетворяют вожделение. Их задача – поддерживать экономический базис государства. Однако они не имеют никаких политических прав. Платон считает справедливым такое разделение, и полнейшей  несправедливостью - вмешательство  этих сословий в дела друг друга.

Платон отмечал, что только стражи закона имеют политическую власть, и проблема сохранения единства государства - преимущественно проблема сохранения внутреннего единства среди  сословия стражей. Поэтому Платон разрушил у них семью - иначе это было бы начало индивидуализма, обособленности интересов. Кроме того, стражи не должны иметь каких-либо материальных благ, заниматься торговлей или земледелием.

В процессе осуществления  власти отсутствует какое-либо институционное средство для контроля над правителями, единственное, что их связывает - их внутреннее убеждение в необходимости поддерживать закон, который является разумным.

Платон отмечает, что политическая элита является результатом правильного воспитания. Воспитание – это приведение детей  к такому образу мышления, который  определяется законом как правильный и в его действительной правильности убедились на опыте старейшие  и почтеннейшие люди. Цель закона, неписанного обычая, искусства - принудить людей добровольно совершать действия, определенные правителями как справедливые.

Информация о работе Метафизика Платона