Метафизика Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Аристотель в самом раннем возрасте (в 17 лет) вошел в школу Платона. Он был сначала принципиальным «платоником», а впоследствии отошел от строгого платонизма. В 364 году до н.э. Аристотель встречается с Платоном, и зародившаяся дружба продлилась до самой смерти Платона, т.е. в течение 17 лет. Аристотель представлялся Платону ретивым конем, которого приходится сдерживать уздой. Некоторые античные источники прямо говорят не только о расхождении, но и даже о неприязни между двумя философами. Платон сильно не одобрял свойственной Аристотелю манеры держать себя и одеваться. Аристотель придавал большое значение своему внешнему виду, а Платон считал, что это неприемлемо истинному философу. В Платоновской школе Аристотель получает важнейшие основы знаний, обладая которыми, впоследствии, он открывает напротив Платоновой свою собственную школу, и становится завзятым противником своего учителя.

Содержание

1. Критика платоновской теории идей . . . . . стр. 4
2. Основные категории метафизики (первой философии) Аристотеля. Учение о сущностях первого и второго порядка . . . стр.
3. Закон противоречия . . . . . . . . стр.
4. Список литературы . . . . . . . . стр.

Работа содержит 1 файл

КР 1.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

     В четвертой книге "Метафизики" Аристотель ставил вопрос: какой принцип  является столь самоочевидным, что  его можно положить в основу истинной философии. Таким самоочевидным  принципом Аристотель считает следующий: "Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении".

     Впоследствии  этот принцип назвали законом  противоречия. В своих логических трактатах Аристотель сформулировал  еще два закона мышления: закон тождества, требующий, чтобы в любом суждении понятия использовались строго в рамках тех определений, которые им были даны, и закон исключенного третьего, согласно которому из двух взаимоисключающих суждений одно обязательно должно быть истинным.

     Отсюда  иное название закона — закон непротиворечия, подчеркивающее, что закон отрицает противоречие, объявляет его ошибкой  и тем самым требует непротиворечивости.

     Противоречат  друг другу, напр., высказывания: «Луна  — спутник Земли» и «Луна не является спутником Земли», «Трава — зеленая» и «Трава не является зеленой» и т.п. В одном из противоречащих высказываний что-то утверждается, в другом — это же самое отрицается.

     Нет противоречия в утверждении «Листва  опала и не опала», подразумевающем, что некоторые деревья уже сбросили листву, а другие нет, в утверждении «Человек — и ребенок, и старик», выражающем идею, что один и тот же человек в начале своей жизни — ребенок, а в конце ее — старик, и т.п.

     Введя понятия истины и лжи, закон противоречия можно сформулировать так: никакое высказывание не является одновременно истинным и ложным. Истина и ложь — две несовместимые характеристики высказывания. Истинное высказывание соответствует действительности, ложное не соответствует ей. Закон отрицает, что одно и то же высказывание может соответствовать реальному положению вещей и одновременно не соответствовать ему.

     Иногда  закон противоречия формулируют так: из двух противоречащих друг другу высказываний одно является ложным. Эта формулировка подчеркивает опасность, связанную с противоречием. Тот, кто допускает противоречие, вводит в свои рассуждения или в свою теорию заведомо ложное положение, что, разумеется, недопустимо.

     Противоречие  недопустимо в строгом рассуждении, когда оно смешивает истину с  ложью. Но в обычной речи у противоречия много разных задач. Оно может выступать в качестве сюжета к.-л. рассказа, быть средством достижения особой художественной выразительности и т.д. Реальное мышление — и тем более художественное мышление — не сводится к одной логичности. В нем важно все: и ясность и неясность, и доказательность и зыбкость, и точное определение и чувственный образ. В нем может оказаться нужным и противоречие, если оно к месту. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы. 

     1. Аристотель. Метафизика. Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. Москва, 1969.

     2.  И. М. Невлева. Философия. Москва, 1999.

     3.  А Н. Чанышев. Аристотель. Москва, 1981.

     4.  Шаповалов В.Ф. Основы философии от классики к современности. Учебное пособие для вузов, М., 1999

Информация о работе Метафизика Аристотеля