Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:11, контрольная работа
Аристотель в самом раннем возрасте (в 17 лет) вошел в школу Платона. Он был сначала принципиальным «платоником», а впоследствии отошел от строгого платонизма. В 364 году до н.э. Аристотель встречается с Платоном, и зародившаяся дружба продлилась до самой смерти Платона, т.е. в течение 17 лет. Аристотель представлялся Платону ретивым конем, которого приходится сдерживать уздой. Некоторые античные источники прямо говорят не только о расхождении, но и даже о неприязни между двумя философами. Платон сильно не одобрял свойственной Аристотелю манеры держать себя и одеваться. Аристотель придавал большое значение своему внешнему виду, а Платон считал, что это неприемлемо истинному философу. В Платоновской школе Аристотель получает важнейшие основы знаний, обладая которыми, впоследствии, он открывает напротив Платоновой свою собственную школу, и становится завзятым противником своего учителя.
1. Критика платоновской теории идей . . . . . стр. 4
2. Основные категории метафизики (первой философии) Аристотеля. Учение о сущностях первого и второго порядка . . . стр.
3. Закон противоречия . . . . . . . . стр.
4. Список литературы . . . . . . . . стр.
Тема №9: Метафизика Аристотеля.
ПЛАН.
1. Критика платоновской теории идей . . . . . стр. 4
2. Основные категории метафизики (первой философии) Аристотеля. Учение о сущностях первого и второго порядка . . . стр.
3. Закон противоречия . . . . . . . .
4. Список литературы . . . . . .
Критика
платоновской теории
идей.
Аристотель в самом раннем возрасте (в 17 лет) вошел в школу Платона. Он был сначала принципиальным «платоником», а впоследствии отошел от строгого платонизма. В 364 году до н.э. Аристотель встречается с Платоном, и зародившаяся дружба продлилась до самой смерти Платона, т.е. в течение 17 лет. Аристотель представлялся Платону ретивым конем, которого приходится сдерживать уздой. Некоторые античные источники прямо говорят не только о расхождении, но и даже о неприязни между двумя философами. Платон сильно не одобрял свойственной Аристотелю манеры держать себя и одеваться. Аристотель придавал большое значение своему внешнему виду, а Платон считал, что это неприемлемо истинному философу. В Платоновской школе Аристотель получает важнейшие основы знаний, обладая которыми, впоследствии, он открывает напротив Платоновой свою собственную школу, и становится завзятым противником своего учителя.
Попробуем рассмотреть философию Аристотеля и соотнести ее с философией Платона. Центральная идея философии Платона - эйдос - перешла к Аристотелю почти целиком. Ни Платон, ни Аристотель не мыслит вещей без их идей, или эйдосов. Вся философия Сократа, а затем и Платона проистекала из практики и жизненной необходимости, выходя в чисто теоретическую область лишь в высшем своем проявлении - в учении об идеях. По Платону, мир вещей, воспринимаемый посредством чувств, не есть мир истинно существующего: чувственные вещи непрерывно рождаются и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего постоянного, прочного, совершенного и истинного. И все же вещи не полностью отделены от истинно существующего, они все каким-то образом причастны ему. А именно: всем, что в них есть истинно сущного, утверждает Платон, чувственные вещи обязаны своим причинам. Эти причины - формы вещей, не воспринимаемые чувствами, постигаемые только умом, бестелесные и бесчувственные. Платон называет их "видами" или гораздо реже "идеями". Существует "царство идей":
1.Идеи высших по ценности категорий бытия. Сюда входят такие понятия, как красота, справедливость, истина.
2.Движение физических явлений - идеи движения, покоя, света, звука и т.п.
3.Идеи разрядов существ - идеи животного, человека.
4.Идеи для предметов производимых человеческими усилиями - идеи стола, кровати и т.п.
5.Идеи науки - идеи чисел, равенства, отношения.
Принципы существования идей:
а) идею делает идея;
б) идея является образцом , взирая на которые, Демиур творил мир вещей;
в) идея является целью, к которой как к высшему благу стремится все существующее.
Аристотель решительно критикует принципиальный отрыв идеи вещи от самой вещи. Идея вещи, по Аристотелю находится внутри самой же вещи. Тезис о пребывании идеи вещи внутри самой же вещи есть то основное и принципиальное, в чем заключается основное различие между Платоновской и Аристотелевской школах.
Идея вещи, по Аристотелю, обязательно есть некоторого рода общность. Совершенно невозможно отрывать общее от единичного, единичное от общего. Т.е. удалив какой-то один момент цельности, тем самым мы ликвидируем саму цельность.
Свое учение о вещи как организме Аристотель излагал много раз и разными способами. Он выделяет четыре причины, или четыре принципа любой вещи, понимаемой как организм.
Первый принцип - о том, что эйдос вещи вовсе не является ее занебесной сущностью, но такой ее сущностью, которая находится в ней самой и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь.
Второй принцип затрагивает материю и форму. Аристотель выступает, как принципиальный материалист, т.е. проповедует материю в качестве принципа живой реальности существующего вокруг нас мира, лишь в своем учении о материи в виде царства случайности.
По Аристотелю, движение - это вполне специфическая категория и ровно ни на что другое не сводимая.
Он выделил четыре принципа
существования всякой вещи
как организма: материя, форма,
действующая причина. Последним
принципом существования
всякой вещи по Аристотелю
является цель. Цель - специфическая
категория, ни на что другое
не сводимая. Всё многообразие вещественного
мира, по Аристотелю, основано
на разных соотношениях эйдоса
(формы, или идеи) и материи
в их причинно - следственном
воплощении. Переходу к миру
одушевлённых существ, мы видим
у Аристотеля и здесь на
первом плане четырёхпринципную
структуру. Аристотель различает
три типа души - растительную,
ощущающую (животную) и разумную. Разумная
душа тоже имеет и свой
эйдос, и свою материю, и
причинно - целевую направленность.
Основные
категории метафизики (первой
философии) Аристотеля.
Учение о сущностях
первого и второго
порядка.
Метафизикой стала называться «Первая философия» Аристотеля и содержит учение о четырех основных принципах бытия.
Бытие – это живая субстанция, которая характеризуюется специальными принципами или четырьмя началами (иначе условиями) бытия:
Аристотель так же разрабатывает исходные принципы своей философии. Большое внимание он уделяет онтологии – науке о сущем. Так же Аристотель вводит понятие "субстанция". Под субстанцией он понимал бытие вполне самобытное, существующее в самом себе, но не в чем-либо ином. Другими словами, но полагает, что существующее само по себе и потому совсем независимое от сознания, что бытие уже стало предметом познания, уже породило понятие о бытие и есть в этом смысле уже бытие как предмет познания. Здесь следует отметить, что в плане бытия "форма" – сущность предмета.
При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях. Представление Аристотеля о сущности – наиболее трудная для понимания проблема его метафизики. Проблеме сущности специально посвящены VII и частично VIII книги "Метафизики». Можно выделить шесть возможных определений сущности:
1) субстрат;
2) суть бытия;
3) то, что состоит из сути бытия и субстрата;
4) всеобщее;
5) общее;
6) род.
Что же является сущностью по Аристотелю? Каковы ее критерии?
Критериями сущности, по мнению философа, являются:
1) познаваемость в понятии
2)
способность к отдельному
Субстрат определяется Аристотелем как "то, о чем сказывается все остальное, тогда как сам он уже не сказывается о другом". Субстрат "лежит в основе двояким образом, или как эта вот отдельная вещь… или как материя для осуществленности".
Материя Аристотелем понимается двояко. Во-первых, это бесформенное вещество: "То, что само по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определено сущее". Такова первая материя. Эта первичная материя не определена (принципиально неопределима) ни одной из категорий, которыми мы определяем реальные (конкретные) состояния сущего. Она образует потенциальную предпосылку существования. Наипростейшей определенностью этой первой материи являются, по Аристотелю, четыре элемента – огонь, воздух, вода и земля. Эти четыре элемента – основа реальных (чувственно воспринимаемых) вещей.
В более широком смысле слова, материя – это "то, из чего вещь состоит" и "из чего (вещь) возникает". Такое понимание включает в себя и первый смысл, ведь в конечном счете все возникает и все состоит из первой материи. Аристотель допускает, что "материя также есть сущность", а тем более субстрат, ведь "все другие определения сказываются о сущности, а сущность о материи".
Что
касается рода в качестве сущности,
то Аристотель пишет: "Если взять
философов современных, они скорее
признают сущностями общие моменты
в вещах (роды – это общие моменты),
а родам, по их словам, присущ характер
начал и сущностей в большей
мере, ибо они разбирают вопрос под углом
понятия". Он утверждает, что "роды
не существуют помимо видов". Итак, делает
вывод Аристотель, "ни всеобщее, ни род
не есть сущность",
Закон
противоречия.
В начале дадим определение понятию «противоречие».
Противоречие это:
1) положение, при котором одно высказывание исключает др. высказывание (суждение, мнение), несовместимое с ним;
2)
в логике наличие (в
в
более широком смысле - утверждение
о тождестве заведомо различных объектов.
Закон
противоречия (principium contradictionis) гласит,
что два суждения не могут быть одновременно
истинными и если одно из их истинно, то
другое обязательно ложно. Или иначе: одно
и то же суждение не может одновременно
быть и утвердительным и отрицательным.
Принцип противоречия - основной закон логики, согласно которому два отрицающих друг друга предложения не могут быть одновременно истинными, т.е. подразумевается, что никакое предложение (высказывание, суждение) не может быть одновременно истинным и ложным.
Первую трактовку принципа противоречия дал Аристотель.
Теории, для которых справедлив данный закон, называются непротиворечивыми.
Проникновение
же противоречий в рассуждение или
научную теорию делает последние в определенном
смысле несостоятельными.