Место и роль религии в системе культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:36, контрольная работа

Описание работы

Религия имеет сложный характер, представляет собой феномен общественного сознания, она на протяжении веков оказывает огромное влияние на политическую, социальную и духовную жизнь. Религия имеет свои корни в глубинах жизни человека, в потребностях людей и включает в себя веру в высшие по отношению к человеку силы, нравственные законы («заповеди»), деятельность просветительного, социального и психологического характера.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
Научное представление о религии………………………………………….…....4
Происходит ли упадок религии?…………………………………………………6
Нравственная и гуманистическая роль религии……………………………….10
Религиозность в системе культуры……………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованных источников………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

Религия связывает  цивилизацию и объединяет людей  не только нравственностью, самабахвой, но традицией, духовностью, Небом. Без  религиозного начала человек теряет главное - свою гуманность. Религиозная  идея, в отличие от философской или научной, доступна всем - и высоколобым, и простолюдинам.

Если отбросить  все наносное, все слишком человеческое, то религия всегда была копилкой нравственности. Она не просто создала эталоны  человечности, не просто «одурманивала» народные массы золотыми заповедями, но была тем единственным медлительным процессом этического совершенствования, против которого всегда ополчались нетерпеливые и вожделеющие. Да, в своем развитии религия не была лишена зла, но это зло отличалось от других человеческих институтов, таких, как государство или власть, тем, что вопреки этому злу, приобщало народные массы к возвышенному, и через возвышенное - к нравственной красоте. А вот восставшие против «религиозного дурмана», разрушив «проклятый культ», не преминули в полную меру воспользоваться отрицательными сторонами церковности - деспотией, лицемерием, иезуитством, напрочь отбросив её высшую суть, возвышенность и человечность. Разрушив то, что с такими усилиями культивировала церковь, они и получили то единственное, что могли получить - тотальное растление, бескультовый культ бескультурья религию корыта, то бишь «удовлетворения непрерывно растущих потребностей».

Культура ставит перед собой чисто земные задачи, которые отныне довлеют сами себе и не являются в своей совокупности слишком возвышенными по отношению к Царству Божию; употребим слово, которое в последнее время использовалось многократно: это антропоцентрический тип культуры. Не забудем, что в силу естественного закона роста и под действием евангелического ферменты, внесенного в человечества, в лоне этой цивилизации совершается некоторый процесс, и его можно было бы назвать материальным, придав этому слову более широкий философский смысл, ибо материальная культура прогрессирует не только в области научных и технических средств эксплуатации природы, но и в области интеллектуальных, художественных, духовных инструментов развития; возрос даже уровень нравственной жизни или нравственного идеала, но понятий и чувств как средств формирования стабильных условий нравственной жизни. Это хрупкая структура, но, в конце концов, идея рабства или пытки, или принуждения людей оружием к поступкам, противоречащим их совести, и ряд подобных идей сегодня, кажется, внушают отвращение большему числу людей, чем ранее, во всяком случае, осуждение этих идей сегодня перешло в разряд официально признанных общих мест, и это уже что-то значит.  
 
 
 
 

Религиозность в повседневности и в массовой культуре

Связь религиозной и культурной сфер проявляется  в такой исторической закономерности, как усвоение сугубо религиозных представлений современными, на первый взгляд чисто секулярными, реалиями. Скажем, фундаментом авраматических и языческих религий служит вера в потустороннее. Внимательное рассмотрение научного знания современного типа и его функционирования в менталитете обнаруживает и тут аналог иного мира. В след за математикой все больше наук базируется на аксиоматических, по сути априорных, положениях, в которые полагается верить адепту данной научной отрасли, если он желает быть признанным в сообществе ученых мужей и дам. Нетрудно также заметить, что основной корпус научных положений стараются облечь в терминологически, знаково и понятийно малодоступные для непосвященных формы - точь-в-точь, как это имеет место, скажем, в богословии, не говоря уже о так называемом "тайном знании" в нетрадиционных религиях. Прибавим еще, что научное знание претендует на то, что только с его помощью можно эффективно воздействовать на материальный мир, на социум, на человеческую природу. Но иной мир в религиозных системах обладает примерно той же способностью.

В искусстве  ситуация аналогичная. Искусство вообще для того и существует, чтобы создавать  нечто выходящее за пределы обыденности. И тут мы вновь встречаемся  с особым языком выражения, кругом посвященных и т. п., что очень хорошо видно в элитарном искусстве. Совпадающие особенности науки, искусства и религии как раз и делают их соперниками.

Сейчас  широко бытует мнение о безрелигиозности современной массовой культуры. Чтобы  убедиться в его ошибочности, продолжим наш экскурс по ее магистралям и закоулкам. Как уже отмечалось, потустороннее из рая и ада в традиционном православии перекочевало в художественные миры искусства и таинственные иероглифы научного знания. Но не только. Ведь всякого рода домыслы и гипотезы об инопланетянах из того же ряда. А повальное увлечение астрологией подогревается не только ее сомнительными успехами, сколько извечно сакральным отношением к звездам. Мистические переносы в иные миры, характерные для молитвенно-аскетической практики традиционных религий, замещены социальными методиками и наркотиками. Роль посвященных, которая, например в православии, принадлежит священству, старцам и старицам, юродивым, ныне присвоена психологами, артистами, педагогами, идеологами, колдунами и колдуньями, - все эти персонажи поучают и лечат доверчивую публику.

Современная массовая культура насквозь пропитана религиозными флюидами, мифологемами, отражениями. Вероятно, тут имеет место какая-то малоисследованная, гетерогенная, неструктурированная, анонимная религиозность. Массовый человек, как правило, не осознает характера собственной религиозности или осознает ее превратно. По опросам, более половины русских считают себя православными, а фактически церковной жизнью живет не более 5%.

Можно утверждать, что перед нами реальная религиозность, хотя бы тайная. Но и сокрытость есть тоже хорошо известная черта религиозности. Углубленное культурологическое изучение должно обратиться к этим явлениям со всей серьезностью. Не исключено, что поразительная устойчивость многих обычаев как раз обусловлена их религиозной основой.  
 
 
 
 

Заключение

Вера была и остается одним из основных средств социокультурной интеграции, удовлетворяя одну из основных потребностей человеческой природы - иметь идеал и объект для поклонения, не снимает вопроса о специфическом месте религии среди других сфер культуры. Являясь важнейшим связывающим элементом любого общества, религиозное мировосприятие и вера в какие-то высшие ценности вообще проявляют себя далеко неоднозначно в таких основных областях духовной жизни человека, как наука, искусство и нравственность.

Современная, так  называемая пост-христианская европейская  культура содержит множество следов и элементов христианской традиции. Но в той же самой современности  присутствует и Церковь -- та Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Хотя сегодня Церковь очевидным образом "неслиянна" с культурой, в то же время она и "нераздельна" с ней.

На сегодняшний  день религия утратила свою прежнюю  монополию на объяснение природной  и социальной реальности, перестала быть всеобщим мировоззрением, институтом, интегрирующим различные слои. Основными интегрирующими факторами стали политика, право и рынок. Свои ценности, нормы и идеалы общество черпает в значительной степени из светской культуры. В западных странах заметно падает влияние церкви на политическую и гражданскую жизнь. Социологический анализ выявляет более сложную картину. Опросы населения в западных странах показывают, что более 70-80 % населения в той или иной степени верят в некоторое божественное начало. В тех же странах, особенно в США, в дополнение к традиционным церквам существуют и продолжают возникать сотни сект и религиозных групп. Римский папа совершает поездки по разным странам мира, и ему внемлют миллионы католиков, а католическая церковь располагает огромными богатствами, позволяющими ей вести широкую социальную работу.

Таким образом, можно говорить о том, что церковь  сегодня не обладает значительной мирской  властью и не определяет общественно-культурные процессы, однако существенным образом продолжает присутствовать в мире. Свидетельством этого присутствия является тот живой интерес к церковной традиции, который в наши дни постепенное возрастает.

Если наиболее важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества населяющих её миллиардов людей, то будущее религии зависит от того, в какой мере может быть социально значимым ей вклад в поиски ответа на вопрос, что значит быть человеком. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

1. Гарин И.  Пророки и поэты, том 5. - М.: Терра, 1994

2. Маритен Ж.  Знание и мудрость. - М.: Научный  мир, 1999

3. Мамонтов С.П.  Основы культурологии. - М.: Изд. Российского  открытого ун-та, 1994

4. Ш.Н. Мунчаев  Религия: история и современность. - М.: Культура и спорт, 1998

5. Митрополит Филарет Христианство на пороге третьего тысячелетия - материалы доклада конференции 20.06.2000

6. Л. Э. Ванд, А. С. Муратова Генеалогия культуры и веры - Зримое и тайное. - М.: Рудомино, 2000

7. Г.С. Померанц  С птичьего полета и в упор // Мировое древо, №1/92

Информация о работе Место и роль религии в системе культуры