Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:36, контрольная работа
Религия имеет сложный характер, представляет собой феномен общественного сознания, она на протяжении веков оказывает огромное влияние на политическую, социальную и духовную жизнь. Религия имеет свои корни в глубинах жизни человека, в потребностях людей и включает в себя веру в высшие по отношению к человеку силы, нравственные законы («заповеди»), деятельность просветительного, социального и психологического характера.
Введение………………………………………………………………………..….3
Научное представление о религии………………………………………….…....4
Происходит ли упадок религии?…………………………………………………6
Нравственная и гуманистическая роль религии……………………………….10
Религиозность в системе культуры……………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованных источников………………………………………….16
Федеральное агенство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пермский
государственный технический
Кафедра
философии
Место
и роль религии
в системе культуры
Пермь 2009
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Научное представление
о религии………………………………………….…...
Происходит ли упадок религии?…………………………………………………6
Нравственная и гуманистическая роль религии……………………………….10
Религиозность в системе культуры……………………………………………..12
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников………………………………………….16
Вступление
Религия является неотъемлемой частью современного мира, поскольку выполняет три социальные функции:
Религия имеет
сложный характер, представляет собой
феномен общественного сознания, она на
протяжении веков оказывает огромное
влияние на политическую, социальную и
духовную жизнь. Религия имеет свои корни
в глубинах жизни человека, в потребностях
людей и включает в себя веру в высшие
по отношению к человеку силы, нравственные
законы («заповеди»), деятельность просветительного,
социального и психологического характера.
Как любое сложное явление, она не имеет
однозначной оценки. Роль религии в обществе
велика и должна быть тщательно учтена
при любых социальных преобразованиях
и в повседневной жизни.
Научное представление о религии
Своеобразным ключом к пониманию роли религии в происходящих процессах служит свободное от крайностей, научное представление об этом феномене. Понятие "религия" происходит от латинского "religare", что означает "связывать, соединять, объединять". Религия - это представление человека о всеобщих мировых связях, выражаемое при помощи специфического поведения. Следовательно, религиозное учение есть не что иное, как систематизированное представление человека о всеобщих мировых связях.
Различают
мировые и народностно-
Развитые религии формируют религиозные системы, имеющие следующую структуру: 1 - вера в Бога; 2 - догматическое богословие; 3 - нравственное богословие и соответствующий ему морально-нравственный императив поведения; 4 - историческое богословие; 5 - система культовой (обрядовой) практики; 6 - наличие церквей (мечетей, молельных домов и т.д.), проповедников, служителей.
В качестве основных отличий религиозных систем выделяются особенности восприятия Бога (Бог как бы “растворен” в буддизме, троичен в христианстве, един в мусульманстве и т.п.). Каждая из религий в догматическом отношении решает свою важную проблему. Отличия также имеются в историческом богословии (т. е.) трактовка истории Вселенской церкви и конкретных церквей), в системе культовой или обрядовой практики, проявляются в деятельности священников и мирян.
Итак, разность
в понимании Бога и его способов
общения с человеком приводит
к функционированию различных религиозных
систем, характеризующихся специфической
религиозной практикой и самостоятельными
религиозными объединениями. Вместе с
тем религии были и остаются духовным
стержнем развития земной цивилизации.
Происходит ли упадок религии?
Не утрачивает ли религия свое былое значение, свое влияние на общество? Современный человек, овладевший научными методами сознания, больше не видит надобности обращаться к Богу, чтобы объяснить мир. В прошлом слабость человека как действующего существа порождала и поддерживала веру во «всемогущего» Бога - компенсатора человеческого бессилия, но теперь люди научились преодолевать свою слабость, они становятся все более уверенными хозяевами окружающего мира и самих себя. Существует мнение, что тот Бог, которого предлагала традиционная религия, ныне преодолен и отброшен как естественнонаучная, политическая, моральная и философская гипотеза.
Можно согласиться с тем, что традиционная вера и привычный образ бога как чудотворца и избавителя в значительной мере утратили прежнее значение и степень влияния. По некоторым подсчетам, под влиянием науки и развития образования доля людей, верующих в Бога в его традиционном облике - «Бога-Отца», «Бога как личность» и т.д. сократилась за последние три столетия, начиная с 1700 г. на одну треть, хотя эта данные, в принципе, спорны. Как показывают некоторые исследования, многие верующие сегодня верят в Бога так, как они сами его понимают, и это понимание часто расходится с тем, чему учит церковь: бог представляется как некое воплощение добра, разумное начало и т.д., то есть как некое абстрактное начало, не обязательно сверхъестественное, часто безличное.
Но такого рода данные фиксируют лишь упадок традиционной религии. Они могут говорить о том, что иссякают прежде питавшие её источники. Но они отнюдь не исключают, что могут появиться новые и что может оставаться насущно необходимой сама религиозная потребность, способная питать религиозное творчество в каких-то обновленных формах.
В политической сфере религию потеснило, прежде всего, развитие современного государства - светского, отделенного от государства. В ХХ веке, особенно в первой его половине, преобразования во многих странах шли под антирелигиозными лозунгами (Россия, Турция, Китай и др.). После первой мировой войны религия понесла весьма ощутимые, но все же временные потери. Религия сумела уже во второй половине ХХ в. упрочить свои позиции, включившись в движение за национальное освобождение и возрождение во многих регионах (Индия, Израиль, арабский мир и т.д.) Религиозные организации стали все более активно включаться в деятельность, направленную на разрешение самых насущных проблем современности (экология, апартеид, антивоенное движение и др.).
Все вопросы, касающиеся будущего религии, сводятся к тому, что общество усложняется, жизнь людей изменяется в чем-то существенном, и они устремляются к новым духовным ценностям, включая понимание смысла религии. Религиозное сознание проявляется в новых, часто неожиданных и непривычных формах. Важным является растущее убеждение в том, что невозможно провести радикальное разделение между священным и светским, сакральным и секулярным, если мы хотим понять сегодняшних богов. Важным является также понимание того, что возникновение высокоорганизованных религий с бюрократическими структурами, занимающих в обществе господствующее положение на том или ином этапе истории и в то же время выступающих с универсалистскими притязаниями, - скорее не правило, но особый тип, историческая случайность, исключение.
В первую очередь, как духовно-нравственная сила, а не в качестве государственной инстанции или церковно-организованного института, религия получила сегодня возможность вступить в диалог с миром, судьбы которого столь зависят сейчас от нравственной состоятельности человеческого сообщества перед лицом стоявших перед ним, подчас глобальных, проблем самого разного рода. Этот диалог делает возможным то обстоятельство, что в основе своей культурные ценности, разделяемые большинством современных религий, это такие общечеловеческие ценности, как любовь, мир надежда, справедливость. Однако на этой общей основе политическая, социальная и культурная направленность конкретных религий оказывается в зависимости от конкретных обстоятельств, весьма различных.
Налицо такой достаточно заметный фактор, как религиозно мотивированная деятельность, направленная не переустройство общества, искоренение социального зла и несправедливости. Утрата доверия к различным социальным проектам, светским утопиям заставляет сегодня многих обращаться к идее христианской цивилизации или мусульманского государства, религиозно-национального возрождения.
В религиозном
сознании сегодня представлена, и
довольно широко, противоположная тенденция,
тип религиозности, которую можно
характеризовать как «открытую»
Обновление религии
в современном мире возможно лишь
на пути обретения нового религиозного
опыта, опыта человеческого в человеке.
Такой религиозный опыт имеет сегодня
серьезную социальную основу, а именно
становление человеческого общества в
глобальном масштабе. Жизнь всех людей
на Земле сегодня связана в единое целое
общей технической базой, новыми средствами
коммуникации и транспортной связи, межконтинентальной
сетью научных и информационных связей,
торговлей и промышленностью, общими угрозами,
ставящими под сомнение само дальнейшее
существование человечества, общностью
судьбы. Сегодня у людей, живущих на нашей
планете, общие проблемы, и они одинаково
ищут способы их решения. Многие из этих
проблем они могут решить только сообща,
только найдя возможность объединения.
Но это нелегкая проблема. Взрыв этнического
самосознания в наши дни свидетельствует
о живущем страхе нивелирующих тенденций,
опасений утратить самобытность, национальные
традиции. Это - один из факторов, противодействующих
становлению мирового сообщества и в то
же время - показатель того, насколько
необходим сегодня дух солидарности и
сотрудничества. Социальной основой обновления
религиозного опыта может служить сегодня
и такая тенденция, которая выражена в
создании «малых групп» и с которой также
может быть связана перспектива продолжения
существования религии в изменяющемся
мире. В отличие от сектантских движений,
типичных для прошлого, это движение направлено
к установлению контактов между людьми,
не их разъединению, но пробуждению сознания
общности, солидарности.
Нравственная и гуманистическая роль религии.
Вера сегодня не только одно из окон в мир, но синтез и союз религии и философии, религии и искусства, религии и науки. Теология - целая система дисциплин: метафизики, антологии, гносеологии, натурфилософии, этики, эстетики, социологии, философии истории, философской антропологии - от экзистенционализма до персоналицизма. Возможно, именно она дает самое фундаментальное знание о человеке и жизни. Ведь опытное знание только подводит нас к границам бытия, но как бы обширна ни была эта граница, она наводит лишь на мысль о той потусторонней безбрежности, откуда черпается вся эта зримость.