Место и роль философии в культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:54, реферат

Описание работы

Весьма своеобразно соотношение философии и культуры. Латинское слово cultura означает улучшение, образование, совершенствование чего-либо. Культура – это все то, что создано человеком, что возвышает его над природой. В этой связи знаменитый Цицерон считал, что культура не исчерпывается философией. Справедливо, однако, что философия есть важнейшая составляющая человеческой культуры. Именно в философии культура дана в ее максимальной полноте и предельно возможном осмыслении.

Содержание

Место и роль философии в культуре.
Психоаналитическая философия.
Современные представления об уровнях организации материи.
Предмет гносеологии.
Смысл проблемы сознания
Насилие и ненасилие в истории культуры.
Общество как совокупность отношений
Понятие «глобальная проблема», классификация глобальных проблем.

Работа содержит 1 файл

Философ Место и роль филосов в культуре.docx

— 52.94 Кб (Скачать)

 

  1. Современные представления об уровнях организации материи.
 

     Философское понятие о материи отражает ее основное свойство – быть объективной  реальностью, существовать вне нашего сознания - и ориентирует конкретно-научные  дисциплины на познание неисчерпаемых  ее свойств, на познание ее строения и  структуры.

     В основе современных научных представлений  о строении материи лежит идея о сложной системной организации  ее. Система (от греч. – целое, составленное из частей) – это совокупность элементов, которые своими отношениями и связями образуют определенную целостность, единство. Целостность как системообразующий признак представляет собой принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и зависимость каждого элемента от его места в системе. Практически каждый объект может быть представлен как система. Любая материальная система взаимодействует с целым рядом других систем и в ходе этого взаимодействия ее свойства меняются. Но некоторые свойства систем сохраняются при любых изменениях, и это является условием существования данной системы, условием сохранения ее структуры.

     Любой материальный объект как система  уникален и неповторим, но некоторые  объекты, обладающие общими признаками структуры, можно объединить в определенные классы, виды, уровни, в свою очередь  связанные друг с другом.

     Окружающий  нас материальный мир можно представить  как специфически различающиеся, но генетически связанные неорганическую, органическую (живую) и социально организованную материю. В каждой из них, в соответствии с современным уровнем развития науки, следует выделить структурные уровни, качественно отличающиеся друг от друга и подчиняющиеся своим особым законам.

     В неживой природе: 1) субмикроэлементарный, 2) микроэлементарный, 3) ядерный, 4) атомарный уровни и соответствующие им поля, 5) молекулы, в своей совокупности образующие микромир или атомный уровень организации неживой материи; 6) макромир, представляющий собой совокупность твердых, жидких и газообразных тел и явлений, или суператомный уровень организации неорганической материи; 7) планетарные системы; 8) звезды, галактики и системы галактик; 9) Метагалактики и 10) Вселенная, мир – мегамир в целом. Объекты микро-, макро- и мегамиров представляют собой вещественные формы организации материи (включая и антивещество), обладающие массой покоя. К невещественным формам материи относятся различные поля. Невещественным формам материи присуща не масса покоя, а так называемая масса движения, определяемая энергией соответствующих частиц, с которыми они неразрывно связаны различными взаимопревращениями. Изученное и известное убедительно доказывает справедливость диалектико-материалистического учения о материальном единстве мира, о взаимосвязи и взаимообусловленности различных видов материи, о неисчерпаемости материи вширь и вглубь, о ее качественной специфике.

     Современный уровень научных знаний позволяет  сделать вывод, что на определенном этапе развития Метагалактики в  некоторых планетарных системах могут создаться условия для  возникновения из молекул неживой  природы явлений органического  живого мира. В живой материи можно  выделить: 1) нуклеиновые кислоты (ДНК  и РНК) и белки как системы  доклеточного уровня; 2) клетки и одноклеточные организмы; 3) многоклеточные организмы (растения и животные); 4) популяции; 5) виды; 6) биоценозы; 7) биосфера.

     На  определенном этапе развития в биосфере возникают особые популяции животных, которые благодаря орудийной  деятельности превращают биологические  формы жизни в социально организованную материю. В рамках биосферы начинает развиваться принципиально новый  тип материальной системы – человеческое общество. В социально организованной сфере материального мира формируются  структурные уровни: 1) человек; 2) семья; 3) производственный коллектив; 4) социальные группы, включающие и исторические формы, и общности людей; 5) классы; 6) государства; 7) союзы государств; 8) общество в целом, человечество.

     Материалистический  монизм видит единство мира в его  материальности и при этом подчеркивает качественное многообразие материального  мира.

     Важнейшие доказательства материального единства мира дают науки о неорганической материи: физика, химия, астрономия, математика, геология, доказывающие однотипность строения веществ земного и неземного  происхождения, одинаковый химический состав земного и космического вещества, подчиненность движения космических  тел законам, действующим и на Земле, и др. Науки о живой природе  доказали единство растительного и  животного мира, связь человеческого  общества с природой, живой и неживой. Социология открыла законы, которым подчиняются все формы общественной жизни. Да и сама философия, изучая наиболее общие законы, которые проявляют себя и в природе, и в обществе, и в человеческом мышлении, доказывает их единство.

     С точки зрения диалектико-материалистической философии материальное единство мира проявляется: в несотворимости и неуничтожимости материи; в единстве важнейших свойств, присущих различным видам материи (движение в пространстве и во времени, объективность существования, сохранение и т.д.); во взаимной связи и взаимопревращениях различных материальных систем; в генетической связи и взаимозависимости живой и социально организованной материи на основе эволюции неживой материи; в подчинении всех форм бытия диалектическим закономерностям.

     Таким образом, мир един, вечен и бесконечен, в мире не существует ничего, что  не было бы движущейся материей или  что не было бы ею порождено. Материя  проявляет себя только через качественно  специфические виды, каждому из которых соответствует своя форма движения и пространственно-временная организация.

 

  1. Предмет гносеологии.
 

     На  современном этапе развития теории познания (особенно в отечественном  ее варианте) начинает превалировать  представление о том, что «познание  как отражение действительности»  и «познавательная деятельность», хотя и связаны, но не синонимичны. Поэтому нельзя не согласиться с положением о том, что преодоление расширенного толкования отражения, сведения к нему всей познавательной деятельности, возможно лишь при разграничении понимания отражения как свойства материи и как познавательной операции наряду и во взаимодействии с другими – воображение, фантазия, интуиция, социокультурные предпосылки, индивидуальный и коллективный жизненный опыт и т.п.

     Теория  познания (гносеология) – это раздел философии, в котором изучаются  такие проблемы как природа познания, его возможности и границы, отношение  знания и реальности, субъекта и  объекта познания, истины и заблуждения, условия достоверности знания, формы  и уровни познания, его социокультурные  факторы и ряд других проблем.

     Термин  «гносеология» происходит от греческих  слов «gnosis» - знание и «logos» - понятие, учение, т.е. учение о знании. В современной литературе данный термин употребляется в двух основных значениях: а) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека, о «знании вообще», независимо от его конкретных форм и видов; б) как философская концепция, предметом исследования которой является научное познание в его специфических характеристиках. В этом случае чаще всего используется термин «эпистемология». Однако в ряде случаев термины «гносеология», «теория познания» и эпистемология» совпадают по содержанию, являются тождественными.

     Теория  познания (в обоих значениях этого  термина) тесно связана с такими фундаментальными науками как онтология  – учение о бытии как таковом, и диалектика – учение о всеобщих законах развития бытия и познания, а также с логикой (в ее различных модификациях) и методологией. Поскольку субъектом познания, «центром» всей гносеологии является человек

     Что же пытаются понять философы, работающие в области гносеологии? Прежде всего их интересует феномен сознания, его загадки. Но есть еще один круг проблем: познаваем ли наш мир? В какой степени мы можем считать, что содержание нашего сознания соответствует реальной картине мира? Если в сознании возникают разного рода видении, химеры, то как отнестись к ним? Что это – некая реальность или, говоря словами И. Канта, - «царство теней»?

     Отвечая на эти вопросы, философы, разумеется, дают разные ответы. Большинство философов  сходятся в убеждении, что наши органы чувств и наше сознание обладают способностью более или менее правильно  отражать реальность, которая существует сама по себе, независимо от нас. В самом  деле, ведь мы, мыслящие существа, ориентируемся  в жизни, опираясь на собственный  разум. Мы исходим из убеждения, что  наши знания верны. Иначе как мы могли  бы жить в этой действительности?

     Мышление  и познание невозможны без человеческого мозга. И естественно, процесс познания не может обойтись без исследования человеческого мозга. Мозг представляет собой самую сложную систему из тех, которые мы знаем. Неудивительно, что при его изучении мы сталкиваемся с огромными трудностями. Целью философии, утверждал английский ученый и философ Бертран Рассел, является познание. Но эту цель преследует не только философия. Логика и математика, естественные и гуманитарные науки, медицина и теология, а также многие другие дисциплины устремлены к познанию. Это помогает раскрыть особый характер философии и философского познания – такие попытки предпринимались на протяжении тысячелетий. Естественно, что трактовки философии изменялись, потому что преображалась сама философия.

 

  1. Смысл проблемы сознания
 

     Проблема  сознания – одна из самых трудных и загадочных,она сопутствует человеческому освоению мира, входит обязательной «добавкой» во все, что человек воспринимает как данность. Все его мысли, чувства, переживания, волнения проходят через то, что мы называем сознанием. Оно не существует как отдельный предмет, вещь, процесс, а потому познать, описать, определить сознание нельзя с помощью тех способов познания, которые применяются, например, в естествознании. Сознание нельзя «вытащить» из его содержательной связи с миром и человеком одновременно, потому что вне этой связи оно не существует.

     В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения. Первый заключается в описании способов, каким вещи даны в сознании, существуют в нем. На философском языке –  это описание феномена сознания. Второй – ставит цель объяснить, как сознание возможно. Вплоть до ХХ в. философия занималась лишь описанием способа существования вещей в сознании, для чего проделывало процедуру «растягивания» акта сознания в пространстве и времени, выделяя такие его «шаги», как ощущение, восприятие, представление и т.д. Философы дерзнули задать вопросы: как возможны эти «шаги», почему они могут мгновенно сворачиваться в образ, осуществляя при этом одновременно связь человека с самим собой и миром? Ответить на эти вопросы, значит объяснить феномен сознания.

     Каждая  эпоха имела свои представления  о том, что такое сознание, и  то, что называлось сознанием в  то или иное историческое время, претерпевало существенные изменения. Представления  о сознании тесно связаны с  господствующими мировоззренческими установками, а потому античный космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцентризм Нового времени формировали разное понимание сознания.

     Философы  античности понимали, что сознание есть всеобщая связь между человеком  и миром. Форму этой связи они  попытались передать с помощью метафоры вощенной дощечки, на которой писец процарапывал специальной острой палочкой (стилем) буквы. Печать на воске – метафора для описания сознания. Ее использовали Платон, Аристотель: как буквы отпечатываются на воске, так предметы отпечатываются на «дощечке» разума. Античность открыла только одну сторону сознания – направленность на объект. Другая же сторона – умение человека сосредоточиться внутри себя, направлять свое внимание на внутренний мир – не была проработана. Причина одностороннего видения проблемы сознания кроется в специфике мировоззрения и мироощущения античного мира.

     В культуре христианства произошло важное культурное событие: обострение потребности  человека обращать внимание на свой внутренний духовный мир. Христиан можно характеризовать как «новых» людей, появившихся в результате мощного, сравнимого с космическим, «этического взрыва», сопровождавшего пришествие Христа. Естественно, что античная метафора сознания не могла быть использована: требовались иные способы его описания. Начиная с Августина сознание рассматривается как такое состояние, в котором «Я» живет раздвоенной жизнью: ему приходится постоянно соотносить жизнь «по стихиям мира сего» и жизнь в Боге. В акте сознания особо выделяется способность понимать, что человек создан по образу и подобию Божьему, а потому должен соответствующим образом строить свой жизненный путь.

     В новое время на решение проблемы сознания решающее влияние оказало  мировоззрение антропоцентризма. Новое  время вошло в историю под  знаком того события, которое Ницше  выразил в афоризме «Бог умер». Человек  освободился от власти и опеки  Божественного, перестал признавать свою принадлежность двум мирам: земному  и неземному, стал объяснять свое происхождение только из природы, огласившись  в последствии с теорией Дарвина о происхождении человека от обезьяны. Русские религиозные философы Н. Бердяев и В. Соловьев видели в этом глубокое противоречие: с одной стороны, человек соглашается со своим животным происхождением, а с другой – претендует на духовный аристократизм, приписывает себе способность сравняться в своих земных делах с Богом, от которого отказался; обезьяна захотела стать Богом.

Информация о работе Место и роль философии в культуре