Место и роль философии в культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:54, реферат

Описание работы

Весьма своеобразно соотношение философии и культуры. Латинское слово cultura означает улучшение, образование, совершенствование чего-либо. Культура – это все то, что создано человеком, что возвышает его над природой. В этой связи знаменитый Цицерон считал, что культура не исчерпывается философией. Справедливо, однако, что философия есть важнейшая составляющая человеческой культуры. Именно в философии культура дана в ее максимальной полноте и предельно возможном осмыслении.

Содержание

Место и роль философии в культуре.
Психоаналитическая философия.
Современные представления об уровнях организации материи.
Предмет гносеологии.
Смысл проблемы сознания
Насилие и ненасилие в истории культуры.
Общество как совокупность отношений
Понятие «глобальная проблема», классификация глобальных проблем.

Работа содержит 1 файл

Философ Место и роль филосов в культуре.docx

— 52.94 Кб (Скачать)

Содержание: 
 
 
 

  1. Место и роль философии  в культуре.
  2. Психоаналитическая философия.
  3. Современные представления об уровнях организации материи.
  4. Предмет гносеологии.
  5. Смысл проблемы сознания
  6. Насилие и ненасилие в истории культуры.
  7. Общество как совокупность отношений
  8. Понятие «глобальная проблема», классификация глобальных проблем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Место и роль философии  в культуре.
 

     Весьма  своеобразно соотношение философии  и культуры. Латинское слово cultura означает улучшение, образование, совершенствование чего-либо. Культура – это все то, что создано человеком, что возвышает его над природой. В этой связи знаменитый Цицерон считал, что культура не исчерпывается философией. Справедливо, однако, что философия есть важнейшая составляющая человеческой культуры. Именно в философии культура дана в ее максимальной полноте и предельно возможном осмыслении. Самые насущные проблемы человечества получают в философии завершающую интерпретацию. Актуальная философия – это пиковые достижения культуры, которая по своим интерпретационным возможностям превосходила бы философию. Разумеется, достижения философии не имеют смысла вне ее союза с разнообразными науками, искусствами, практическими действиями людей. Философия обладает не только спецификой, но и самостоятельностью. Это означает, что другие специалисты не могут выполнить работу философа; каждый занимается своим делом, но касается оно всех.

     Специфическое место и роль философии в культуре, в жизни человека и общества проявляется  в функциях философского знания.

     Являясь развивающейся системой теоретического знания, философия выполняет в  первую очередь, мировоззренческую  функцию (мировоззрение, кратко говоря, это совокупная картина мира, создаваемая  мыслящим человеком. Оно формируется на основе духовно-практической деятельности человека и под влиянием различных источников знания). Задача философии заключается, прежде всего, в том, чтобы, говоря словами Г. Гегеля, «постичь то, что есть» и сформировать целостную картину мира и бытия человека в нём. В этом и заключается основная или «генеральная» функция философского знания в рамках всей его истории. Эта функция проявляет себя при решении философских вопросов в рамках всех областей философствования (онтология, гносеология, антропология и др.)

     В своём исходном определении философия  была сформулирована нами как особого  рода форма познания, стремящаяся  сформировать картину мира и бытия  человека в нём. Решая эту задачу, она влияет на мировоззрение человека (да и всего мира в целом). Какое  же отношение имеет философия  к мировоззрению человека?

  • Мировоззрение вбирает в себя весь опыт познания человеком окружающего мира. Философия же, как форма познания. Ориентированы на расходные наиболее общих (коренных) принципов устройства этого мира и важнейших его характеристик, определяет методы познавательной и практической деятельности человека. Она не стремится, да и не в состоянии ответить на все познавательные вопросы. Своими средствами философия решает лишь наиболее общее, фундаментальные вопросы. К числу таковых относится прежде всего вопросы о том, что есть миф, что есть человек и т.д. На частные же вопросы типа «какова скорость света?», «Каков состав у воды?» ответы дают соответствующие науки – физика, химия, иные источники знаний.
  • С помощью философии мировоззрение достигает высокой степени упорядоченности, теоретичности и обобщенности. Со своей стороны, крупные открытия и повороты в развитии научного знания приводили, как правило, и к смене сложившихся философских представлений о мире. Так было, например, в связи с появлением теорий Н. Коперника, Ч. Дарвина, А. Эйнштейна и других известных ученных, а так же дают представление о развитии различных научных теорий, например, теория черных дыр, аннигиляции пространства и т.д..
  • Развитое, богатое по своему содержанию мировоззрение стимулирует и облегчает постановку и осмысление человеком философских вопросов. Это становится возможным благодаря самым разнообразным знанием о мире, которые обретает человек по мере формирования собственного мировоззрения.
  • Философия нередко определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например, в эпоху возрождения оно было антропоцентрическим, в связи с активным осмыслением в философии и культуре феномена человека. Идея человека как некого центра мировоззрения пронизывала собой не только передовую философскую мысль того времени, но и иные формы общественного сознания.

     Мировоззрение и философию объединяет постановка и решение проблемы человека различных  ее аспектах. Мировоззрении включает в себя различные сведение о человеке, почерпнутые из многих источников: из религии, из обыденного познания, из науки и т.д.. Философия же решает эту проблему в самой общей форме, отвечая, прежде всего на вопросы о том, что такое человек, каково его место в мире, для чего он живет.

     Античная  философская традиция, русская философская  мысль и современная европейская  философия сохраняют свои ясные  контуры и в то же время становятся объектом оценки, сопоставления, интерпретации.

     Философия дополняет и завершает любое  специальное образование, помогая  стать специалисту интеллигентом. Что это - быть интеллигентом? Вопрос этот волнует не только ученых. От его  решения во многом зависит судьба нашей культуры. Обращаясь к проблеме интеллигенции, можно заметить, что  альтернатива "или философствовать - или жить" - ложная. Интеллигент  не может жить, мыслить, действовать, не обращаясь к философии.

 

  1. Психоаналитическая философия.
 

     Личность  Зигмунда Фрейда (1856-1939) - австрийского врача и психолога, основоположника  психоанализа - стала легендой. Распространение  психоанализа во всем мире как в области теории, так и в терапевтической практике стало давно бесспорным и очевидным фактом. Если в области практики современный психоанализ в разнообразных формах и вариациях модифицирует разработанную Фрейдом модель лечения, то в области теории его концепция становится сейчас предметом все большего внимания социологов, философов, лингвистов, специалистов в области философии культуры.

     Работая над исследованием невротиков, страдающих истерией, Фрейд и Брейер прибегали к экспериментам по постгипнотическому внушению. Пациент вводился в состояние гипноза и ему давалась установка по пробуждении совершить какое-либо действие. На требование врача объяснить свой поступок пациент пытался рационально обосновать действие. Такое явление получило название «рационализация» (попытка обосновать рационально действия, продиктованные бессознательным). Результатом совместной работы Фрейда и Брейера стал труд «Исследование истерии» (1895).

     Психоанализ изначально основывался на принципе катарсиса (от греч. – «очищение»): под руководством врача с помощью различных техник пациент постепенно приходил к осознанию причин своего недуга. В психическом плане этот процесс заключался, прежде всего, в переведении бессознательного содержания в сознание – в этом и заключается катартический принцип, на котором строится клинический психоанализ; именно благодаря катарсису достигался терапевтический эффект.

     После разрыва с Брейером Фрейд продолжает исследования самостоятельно, и в конце 1899 года выходит одна из его работ «Толкование сновидений». Здесь австрийский психиатр, продолжая развивать психоаналитические идеи, выступает уже как самостоятельный мыслитель.

     Именно  сновидения стали тем объектом научного исследования, который позволил Фрейду прийти к более или менее оформленной  концепции бессознательного.

     Бессознательное, по Фрейду, - это нереализованные  влечения, которые в связи с  требованиями общепринятых норм не допускались  в сознание, вытеснялись. По мнению ученого, оно обнаруживает себя в  оговорках, ассоциациях и сновидениях. Таким образом, считал он, чтобы проникнуть в бессознательное, совсем необязательно погружать человека в гипнотическое состояние, достаточно лишь умело использовать его ассоциации.

     Разнообразные наблюдения самого Фрейда, а также  первых его последователей позволили  ему сформулировать теорию социализации, основанную на смещении эрогенных зон  у человека. Проходя пять стадий развития сексуальности, человек становится полноценной личностью. Все это  время бессознательное подвергается подавлению.

     В процессе социализации  под влиянием запретов происходит  подавление влечений бессознательного, вытеснение элементов  психического содержания. Данный процесс  составил основу фрейдовской теории социализации.

     Теория  социализации Фрейда представляет собой  онтогенетическую схему развития. Родовое  развитие этических и религиозных  запретов, призванных оградить общество от разрушительных первичных позывов (убийство и инцест) бессознательного, представлено в работе «Тотем и Табу».

     С течением времени Фрейд приходит к идее трехкомпонентной структуры  личности. Психика состоит из трех сфер:

     - бессознательного (Оно);

     - сознания (Я) и

     - сверх-Я, состоящего из этических установок, принятых в данном обществе.

     Эти идеи он изложил в одной из своих  главных работ – «Я и Оно».

     В работе «По ту сторону принципа удовольствия»  Фрейд постулирует мысль о  том, что психика действует, руководствуясь двумя фундаментальными принципами:

     - принципом удовольствия, присущим  бессознательному;

     - принципом реальности, которым руководствуется  сознание.

     Бессознательное руководствуется принципом удовольствия, оно стремится к наиболее полному  удовлетворению влечений и абсолютно  ничего не знает о требованиях, предъявляемых  человеку социальной реальностью.

     Оценки  вклада Фрейда в науку колеблются от восхвалений его гениальности до прямых обвинений в шарлатанстве. В частности, представитель логического  позитивизма Карл Поппер заявляет, что психоанализ не может претендовать на научность, так как он принципиально  не фальсифицируем, то есть не поддается  опровержению с помощью эмпирических фактов. В этом он сходен с такими псевдонауками, как астрология, хиромантия и т.д. Но самыми распространенными обвинениями (конкретно в адрес Фрейда) являются биологизм и пансексуализм его теории.

     Несмотря  на очевидные недостатки теории Фрейда последний оказал колоссальное влияние  на гуманитарную науку, на культуру (от литературы до кинематографа) и, естественно, на медицину (и по сей день психоанализ  является популярнейшим методом  исследования и лечения душевных заболеваний). Синтез фрэйдизма и психоанализа с другими интеллектуальными течениями породил широкий всплеск гуманитарной мысли: создавались научные школы и направления в рамках философии, теоретической социологии и в клинической практике.

     Непоколебимость Фрейда в отношении психоаналитической теории привела его к разрыву  со многими учениками. Такие его  ученики, как Альфред Адлер, Карл Густав Юнг проявили себя не только самостоятельными мыслителями, но и критиками фрейдизма как ортодоксальной и консервативной теории. Одни ученики подвергли теорию Фрейда радикальному пересмотру, другие – реформировали ее, развивая теоретические посылки в направлении расширения проблемного поля исследования.

     На  основе фрейдизма возникло новое  направление в философии –  неофрейдизм, основными представителями  которого были Эрих Фромм, Карен Хорни и Гарри Салливен. Так же, как и Фрейд, они строили свои концепции, исходя из своего клинического опыта, причем на основании последнего неофрейдисты приходили подчас к совершенно противоположным выводам, нежели австрийский психиатр. В частности, они отказались от биологизма, пансексуализма фрейдовской концепции и от понятия «либидо».

       Идеи Фрейда и его последователей, в частности Адлера, Юнга, Фромма, Маркузе не только оставили заметный след в критике современного западного общества, но и раскрыли духовные основания различных массовых движений: молодежных, экологических, феминистских. Последнее обстоятельство дало достаточно сильный импульс для появления и теоретического обоснования концепции "нового психологического общества", явившейся своеобразным дополнением и даже альтернативой современным концепциям "технотронного", "информационного" общества. Еще недавно философы описывали миропонимание людей в понятиях классической рефлексии; с возникновением и развитием психоанализа многие социальные и индивидуальные явления получают характеристику, далекую от традиционной. В "новом психологическом обществе", где носители общественного и индивидуального сознания ориентированы на осмысление мотивов собственных действий, психоанализ превращается в основание поведенческой культуры, участвует в процессах социальной организации и управления. Психоанализ показывает человеку, каков он есть на самом деле, какие требования общества он должен выполнять, каким нормам следовать, а также насколько широки и разнообразны возможности его развития и самосовершенствования.

Информация о работе Место и роль философии в культуре